Найти тему
Business Relations

Как создать команду мечты в условиях кризиса?

Оглавление

Для начала хотелось бы задать вопрос, в чем именно, по вашему мнению, состоит успех любого бизнеса? Какой результат ждут от компании и ее управленцев? Конечно, в первую очередь это финансовые показатели. Почему же мы раз за разом возвращаемся к разговору о команде? И в каждом втором объявлении вакансии пишут «дружный коллектив» или «приятная атмосфера»?

Ответ прост: с одной стороны, хорошие отношения тормозят утечку кадров и помогают сохранить сильных специалистов. А с другой — делают группу разрозненных, но талантливых людей сплоченной командой, которая может обыграть на поле конкурентов и… выстоять в тяжелые времена.

Сегодня, когда трудно предугадать события, еще важнее быть адаптивными и заручиться поддержкой надежных и уверенных в себе людей. Поэтому мы расскажем, что помогает создать команду мечты, а что, наоборот, разрушает командный дух. Если же вам удобнее воспринимать информацию в видеоформате, рекомендуем посмотреть лекцию Арсена Рябухи.

«Объединение — это начало, оставаться вместе — это прогресс, а совместная работа — это успех», — Генри Форд
«Объединение — это начало, оставаться вместе — это прогресс, а совместная работа — это успех», — Генри Форд

Сильные горизонтальные связи в коллективе

«Ты начальник, я — дурак» — смешная пословица, но грустная ситуация. Если в коллективе считают, что с начальством нужно только соглашаться, инициатива наказуема, а роль рядового сотрудника «делай, что скажут», взрывных результатов ожидать сложно.

В любой компании есть вертикальные и горизонтальные связи. С вертикальными все просто — это пирамида, в которой у каждого рядового сотрудника есть свой начальник, а у того свой и так до «самого главного». Это совершенно нормально: никто не говорит, что нужно устроить анархию и объявить субординацию вне закона. Но для результативной работы без горизонтальных связей тоже никуда.

Речь о том, что между собой следует общаться и поддерживать отношения не только руководителям направлений, но и рядовым сотрудникам из разных отделов, тем более — из одного.

Однако, как показывает практика, в современных российских компаниях чаще встречается классическая вертикальная иерархия в ущерб горизонтальной. Более того, многие компании избегают поддерживать связи между сотрудниками, боясь отторжения и проблем с выстраиванием личных границ.

Рекомендуем внимательно посмотреть, как вы строите управление в компании или своем отдельно взятом отделе. И что можно сделать, чтобы усилить отношения между своими людьми.

Крепкие связи между людьми

Уважение, эмпатия, сочувствие, сопереживание — вот те чувства, которые делают людей близкими. Чем крепче связи, выше эмоциональная близость в команде, тем сложнее ее разрушить внешним обстоятельствам.

Несколько простых советов, как повысить качество отношений в коллективе:

  • Поощряйте разговоры, а не споры: прививайте культуру задавать вопросы и внимательно слушайте мнение.
  • Анализируйте собственное выражение эмоций: гнев видно даже, если вы ничего не говорите, а страх парализует подчиненных, заставляет чаще ошибаться и реже проявлять инициативу.
  • Старайтесь отпускать обиды: прошлые слова и поступки коллег стоит отпускать.

Подумайте над тимбилдинговыми мероприятиями. Даже если вы в ситуации урезания бюджетов, организовать время и пространство для диалога может быть важнее других статей расходов, если на кону сплоченность сотрудников.

Принятие командой цели как своей

Термин Dream Team пришел к нам из баскетбола: так называли мужскую сборную на Олимпийских играх 1992 года, которая по мнению журналистов и любителей стала лучшей за все время существования баскетбола.

Когда вся команда принимает цель как свою личную, мы видим результаты, которые показали спортсмены, одерживая победу за победой.

Финансовая — не единственная и не самая важная мотивация, когда мы говорим о супер-эффективности. Как сделать так, чтобы бизнес-задачи стали личным делом каждого сотрудника объясняет следующий пункт.

Наличие смысла существования компании

Каждый должен знать ответ на вопрос «зачем мы это делаем». Собираемся взять высоту, оставить след на рынке, изменить нишу труда, создать то, что еще никто не делал — здесь нужно найти свой вариант. Помимо сухих KPI людям нужна смысловая цель, чтобы заразиться энтузиазмом.

Соответствие сотрудников занимаемым должностям

Последний, но не по важности пункт. Вряд ли вы будете спорить, что крайне сложно управлять командой, в которой junior-специалист давно уже вырос из своей должности, а руководителю отдела фактически не хватает компетенций и навыков управления большой командой, состоящей из специалистов разных направлений. Рано или поздно в команде назреет конфликт, который может привести к череде увольнений.

И, наоборот, команда может быть замечательно дружной, но никаких результатов компания не увидит, если экспертность специалистов не соответствует задачам, которые перед ней ставятся.

Резюме

Пять вышеперечисленных критериев стоит держать в уме и сверяться с ними, чтобы убедиться — действительно ли ваша компания или отдел соответствуют званию «команда мечты».

Сейчас, когда сотрудникам сложно фокусироваться на задачах, а многих и вовсе парализует страх будущего, нужно особое внимание уделять формированию сильной команды из экспертов. И находить время и ресурсы для создания теплой дружеской атмосферы внутри нее.

Закончим цитатой из нашей книги «Практикум для руководителя. Как поддержать настрой в команде»:

«Любая компания — это прежде всего люди. Именно от их настроя зависят результаты всего дела, особенно от настроя руководителя. Если он живет в состоянии стресса, злости или обиды, доказательства своей правоты, это сразу будет видн всем подчиненным. Отношения перестанут быть целостными, появится страх и разобщенность».

Стройте команду мечты, но не забывайте и о себе!

Если у вас есть вопросы или предложения, не стесняйтесь написать комментарий. А если вы хотите узнать больше о построении эффективных команд, приглашаем посмотреть наш плейлист на ютуб с образовательными материалами.