Глухой ночью 26 апреля 1986 года произошло событие, которое изменило судьбы сотен тысяч людей. На четвертом ядерном реакторе Чернобыльской электростанции прогремел взрыв. Из зоны отчуждения в радиусе тридцати километров эвакуировали 270000 человек. 600 тысяч человек в течение нескольких лет ликвидировали последствия аварии, оставляя в зоне Чернобыля своё здоровье.
Более 2 500 человек из Красноярского края были среди ликвидаторов последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Из Большемуртинского района в Чернобыле в те злосчастные годы побывало двадцать человек. Осталось только семь… Один из них – житель села Раздольное Павлов Олег Михайлович, 1961 года рождения. Со 2 октября 1986 по 8 января 1987 года он работал в зоне отчуждения в составе военной части 41173 в звании младшего сержанта.
Предшествовали этому событию два года службы в армии, два года работы шофёром на лесовозе, учеба в строительном техникуме. Осенью 1986 года Олега призвал военкомат на переподготовку. Никто изначально не знал ни об особенностях переподготовки, ни о масштабах и последствиях Чернобыльской трагедии. В Красноярске проходил отбор, кого-то отправляли домой, кого-то дальше, в Новосибирск.
Из воспоминаний Олега Михайловича Павлова: «В Новосибирске мы переночевали, а потом нас грузовым самолетом переправили на военную базу в город Белая Церковь. Прилетели ночью, за нами приехали грузовые машины и отвезли в Чернобыль. Меня определили водителем во взвод обслуживания. Возил продукты, строительный материал, уголь.
До нашего приезда военные жили в брезентовых палатках, а было уже холодно. Мы строили бытовки для жилья. Ездили в Припять, вывозили вещи из домов, чтобы мародеры ими не воспользовались. Все вещи вывозили на свалку – в могильники, бульдозерами их закапывали. Неделю работал в Чернобыле, убирал листья, снег. Мы были во втором заезде, считали, что на нас радиации попало меньше».
Никто из ликвидаторов не знал, какой серьезной угрозе подвергается их здоровье. Уровень радиации измеряли раз в неделю, говорили, примерно 20-30 бэр. Только спустя долгие годы Павлов узнал, что предельно допустимая доза облучения 25 бэр в год, а не в месяц, как им говорили.
Только оказавшись дома, Олег Михайлович заметил изменения в своём организме. Была постоянная слабость, сильно болели суставы, ноги. В настоящее время Павлов – инвалид третьей группы и работающий пенсионер, на пенсию прожить сложно. Получил дозу облучения 16 рентген. Но он ни о чем жалеет: "Если повернуть время вспять, я бы все равно поехал. Раньше было принято отдать долг Родине, об отказе не думал тогда, не думаю и сейчас".
За умелые и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, младший сержант Павлов поощрен грамотами и благодарственным письмом от командования воинской части 41173, отмечен юбилейными нагрудными знаками Союза «Чернобыль» России.
Ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС с каждым годом меньше – эта одна из самых малочисленных льготных категорий. Как дорого обойдется государству обеспечить достойную старость нескольким тысячам чернобыльцев? Низкий вам поклон за ваш героизм, за ваше утерянное здоровье! Вечная память тем, кто не дожил до наших дней!