Найти в Дзене
Точка ART

Между Западом и Востоком: две культуры в одном искусстве

Азербайджан – государство с 700-летней историей. Оно представляет собой контраст западной и восточной культуры. Различные завоевания, нахождение в Арабском халифате и в составе Советского союза сыграли основную роль в становлении азербайджанского изобразительного искусства. Если в средние века это были мусульманские росписи, то к началу XX – на мольбертах азербайджанских художников появляются крестьяне и закоулки доброго Баку.

Первые художественные училища в Азербайджане появились в 1920 году, когда государство уже как два года было независимым от Российской империи. Тогда только-только развивались новые течения в азербайджанском изобразительном искусстве. В обзоре журнала Точка ART – пять ярких самобытных азербайджанских художника ХХ века.

Азим Азимзаде

Сам рассвет этого вида искусства пришелся на 30-е годы, когда появились такие святители, как Азим Азимзаде. На родине к этому художнику относятся очень трепетно, особенно простые люди. Ведь в юности великий художник был работягой из крестьянской семьи, где было принято приучать детей к тяжелому труду с малого возраста. Сам Азим Азимзаде по этому поводу пишет: «Уже с юных лет я вынужден был заниматься наемным трудом…». Несмотря на трудную жизнь, юноше удалось выделить время для своего любимого занятия и стать основателем сатирического направления изобразительного искусства в своей стране.

Азим Азимзаде «Родилась девочка», 1937 Добавьте описание
Азим Азимзаде «Родилась девочка», 1937 Добавьте описание

Одной из знаменитых картин художника является «Родилась девочка». История о семье, в которой вместо долгожданного сына рождается дочь. Эта картина показывает то, с какой любовью художник относится к своему народу, к соотечественникам. Ведь главное место в его творчестве занимает образ человека, чтящего свои традиции.

Микаил Абдуллаев

Зрелость азербайджанского изобразительного искусства наступила после 50-х годов. До этого это были театральные декорации к балетам, постановкам, музыкальным концертам и графика. Они тоже набрали популярность, но все же, это можно назвать только шагом к становлению изобразительного искусства. А все самое интересное было впереди.

Микаил Абдуллаев «Огни Мингачевира», 1948
Микаил Абдуллаев «Огни Мингачевира», 1948

В центре картин все та же неизбывная любовь к Родине. Это можно увидеть в произведениях Микаила Абдуллаева.

В этой картине все – крестьянский труд, советская эпоха, только-только начавшая проникать в жилы Азербайджанского государства, послевоенная нищета, но и все та же красота Родины. Ветхий туалет, закутанные женщины, деревянные ограды – быт деревенских людей, далекий от комфорта, выписан с бесконечным теплом. Это то, что необходимо любить и оберегать.

Торгул Нариманбеков

Национальный колорит государства со всем его буйством красок воссоздан на полотнах Торгула Нариманбекова.

Торгул Нариманбеков «В садах Гёйчая», 1965
Торгул Нариманбеков «В садах Гёйчая», 1965

Торгул Нариманбеков был импровизатором и в своем роде новатором. Его произведения сложно отнести только к одному жанру, ведь он взял частички каждого жанра и соединил это в одно произведение. Картина «В садах Гёйчая» относится именно к такой. Собранные гранаты разорвали ковер, на который были уложены. Ковер и кувшин – символ прошлого, а гранаты – настоящего. Прошлое осталось позади, впереди только запах свежести и спелых фруктов.

Марал Рахманзаде

Назвать Марал Рахманзаде первой художницей Азербайджана можно лишь отчасти. Она первая из азербайджанских женщин, кто закончил художественную академию.

Марал Рахманзаде «Ордубадский Гейгель», 1971
Марал Рахманзаде «Ордубадский Гейгель», 1971

Художница писала в стиле графики, в ее арсенале есть как живопись, так и портреты.

Марал Рахманзаде «Лачин. Село Гурадж», 1978
Марал Рахманзаде «Лачин. Село Гурадж», 1978

Живописные работы Марал Рахманзаде посвящены родному Азербайджану.

Саттар Бахлулзаде

На просторах Азербайджана появились и великолепные пейзажисты. Одним из знаменитых художников-пейзажистов является Саттар Бахлулзаде. Он тот, чьи картины дарило друг другу на праздники высшее руководство страны.

Саттар Бахлулзаде «Мечта земли», 1963
Саттар Бахлулзаде «Мечта земли», 1963

В своих произведениях он так же, как и коллеги, воспевал природу своего родного Дома.

Самый знаменитый пейзаж – «Мечта земли». Эта картина имеет предысторию. Раньше на этом месте была пустыня, но в XX веке по проекту британского инженера там создали искусственное водохранилище Джейран-Батан. Благодаря повышенной влажности пустыня превратилась в цветущий сад.

Оставшаяся земля без единой капли воды стремится заполучить ее, влить в себя жизнь и все-таки достигает своей мечты. Она цветет, пахнет, радует глаз.

#азербайджан #живопись