В одну из недавних суббот мы решили отправиться в Петергоф и, конечно же, берем вас с собой.
Итак, начинаем маршрут от станции метро «Автово».
Когда приезжаешь сюда, выходишь из вагона и первые эмоции, которые испытываешь – вау!
Я люблю выйти на середину перронного зала, так чтобы получилась, уходящая вдаль перспектива, и постоять несколько минут, насладиться красотой.
В дополнение к тому, что я рассказывала про эту станцию вчера, вот еще несколько интересных фактов:
- станция входит в список объектов культурного наследия;
- первый поезд Ленинградского метро прибыл именно на эту станцию;
- потолок вестибюля поддерживают 46 колонн, 30 из них облицованы мрамором, 16 - стеклом;
- изначально все колонны задумывались стеклянными, но облицевать их не успели - началась борьба власти с «архитектурными излишествами»;
- чтобы бетонные колонны не просвечивали через стекло, его специальным образом обрабатывали и гравировали, причем грани наносили под определенным углом (в 80%), чтобы свет от этих граней отражался раньше, чем достигнет поверхности колонны. Кстати говоря, эту технологию, как и другие технологии по изготовлению оптического стекла, разработал Н.Н. Качалов, могила которого находится на «Литераторских мостках» и я вам ее недавно показывала. Там на его надгробье установлен слиток стекла, в гранях которого преломляются солнечные лучи, и создается иллюзия россыпи алмазов на всех поверхностях, находящихся рядом – очень красиво.
Начать сегодняшнюю прогулку от станции «Автово» мы решили не просто так – именно отсюда отправляются городские автобусы до Петергофа.
Как я вам уже рассказывала, в Петербурге с 01.04.2022 отменили понятие «зонирования» и теперь куда бы вы ни поехали на городском общественном транспорте, вы заплатите только один раз (раньше, при поездке до Петергофа, нужно было пересечь три условные «зоны» и оплатить проезд в тройном размере).
Автобусная остановка находится сразу через дорогу от метро «Автово». До Петергофа следуют автобусы под номерами 200 и 210 – это городские автобусы и проезд обойдется вам максимум в 60 рублей. Отсюда же отправляются и коммерческие маршрутки (К-300, К-401а, К-404, К-424, К-424а) – билет в них стоит 70-80 рублей.
Также на маршрутках можно уехать от станций метро «Балтийский вокзал» (К-404), «Ленинский проспект» (К-103, К-420), «Проспект Ветеранов» (343, 434, 639-б).
Однако, выбирая наземный транспорт, учитывайте, что дорога займет не менее 1,5 часов и есть риск застрять в пробке.
Если вы поедете впервые то, чтобы не рисковать, лучше отправляйтесь на электричке. Ходят поезда от «Балтийского вокзала» достаточно часто (каждый час и чаще), стоимость билета обойдется не более 80 рублей, а время в пути составит не более 50 минут.
Ехать автобусом было интересно, я разглядывала все вокруг и не заметила, как объявили: - «Следующая остановка Правленская» - наш выход.
От остановки до знаменитых фонтанов – буквально 10 минут ходьбы по тихой Правленской улице.
Улица эта появилась еще в 18 веке и в свое время была главной дорогой, соединяющей Большой Петергофский дворец с Петергофской перспективой (ныне Петергофское шоссе), а также с Охотным болотом, где в 19 веке по указу Николая I был разбит парк.
Левая сторона улицы идет параллельно с оградой Верхнего сада, который в настоящее время закрыт на реставрацию. Вообще сейчас на территории музея-заповедника идут масштабные реставрационные работы и многие объекты закрыты, но здесь так много всего, что и этого хватает.
Небольшой исторический экскурс и дальше пойдем с вами бродить по паркам и просто любоваться всем, что будет попадаться нам на пути.
История Петергофа начинается еще в петровские времена, да и название он свое получил от имени императора.
Первое документальное упоминание Петергофа относится к 1705 году, когда он на голландский манер назывался «Питергоф» – «Петров двор».
Проект по праву можно назвать детищем самого Петра I – сохранилось более десяти его собственноручных рисунков, относящихся к Петергофу, и ещё большее количество чертежей с исправлениями и пометками. Даже после смерти императора, на протяжении полутора веков преображая летнюю резиденцию, архитекторы не только бережно сохраняли, но и продолжали воплощать все основные замыслы царя-реформатора.
Архитектурные работы здесь начались уже 1710-е годы, а 1714 был заложен Большой Петергофский дворец.
На протяжении 2-х столетий Петергоф был летней императорской резиденцией, и здесь принимались многие судьбоносные решения, вошедшие в историю нашей страны.
Первое, что мы видим уже с дороги – это невероятной красоты купола Большого Петергофского дворца.
Чтобы попасть в парк, обойдем дворец сквозь внутренний двор.
Эх, если бы не реставрация, здесь бы такая красотища была, но пока ограждения и заборы.
Последний поворот направо и, наконец, вход в парк. Отсюда начинается настоящее волшебство - стройные аллеи, величественные фонтаны, переливающееся на солнце обилие золота, многочисленные мраморные статуи, исторические архитектурные сооружения и, конечно же, невероятная атмосфера.
Дворец являет собой доминанту от которой в разные стороны расходятся пейзажные композиции. Фасад дворца около 300 метров и он своеобразной террасой тянется вдоль линии, разделяющей Верхний и Нижний парки.
Центральная часть этой архитектурной террасы, традиционно собирает возле себя толпы туристов, желающих сделать красивые снимки на фоне Большого каскада.
Спускаемся в Нижний парк.
С каждым шагом открываются все новые виды, просматриваются все новые детали статуй и элементов фонтана - идти сложно, хочется останавливаться каждую минуту. Это еще не сезон и фонтаны не работают (со дня на день откроются), а летом здесь будет совершенно необыкновенно!
Спустившись по лестнице вниз и оглянувшись на дворец, можно вообще на мгновение потерять дар речи - каждой точки открывается свой, уникальный ракурс. Смотришь на это великолепие и такая гордость, что все это НАШЕ, отечественное))
Отсюда, в разные стороны парка расходятся многочисленные живописные аллеи - куда бы вы не пошли, везде будет царская роскошь и размах.
На территории огромное количество архитектурных сооружений - это и небольшие, изящные дворцы, многочисленные фонтаны (всего их около 150), различные памятники и декоративные элементы. Везде есть указатели, чтобы ориентироваться в пространстве (площадь только Нижнего парка 102 га) и скамейки, чтобы перевести дух.
Мы решили пойти прямо, ведь парк разбит у берегов Финского залива.
Вдоль высоких, конусообразных, вечнозеленых хвойных деревьев мы долго и неспешно шли вперед, время от времени останавливаясь, чтобы насладиться вновь открывающимися видами.
И вот, наконец, перед нами появилось море.
Люди здесь просто неспешно бродят вдоль берега, кто-то устроил небольшой привал и переводит дух, кто-то фотографируется, кто-то молча смотрит в простирающуюся даль. Пока еще это возможно, ведь нет толп туристов, которые "оккупируют" эту местность летом.
От причала пошли влево, в сторону дворца Марли - вот, что видели по пути.
Даже удалось покормить, специально припасенными орешками, белочек, которых здесь огромное количество. А еще здесь такая природа, друзья, так тихо, щебечут птицы, журчат естественные ручейки и фонтаны. Хочется просто сидеть и слушать, как шумит лес.
Постепенно вышли к так называемому саду Венеры, который расположился вдоль Марлинского пруда, рядом с одноименным дворцом.
Сад был спроектирован и заложен в далекие 1721-1724 годы, тогда здесь все было засажено плодовыми деревьями.
От ветров Финского залива, сад защищает искусственно созданная земляная насыпь, опорой для которой служит 3-х метровая каменная стена, длиной в 250 метров. Стену, что естественно для того времени и целей строительства (для императорской семьи), облагородили и сделали самостоятельным, живописным объектом, гармонично вписывающимся в общий ансамбль парка.
Во время нашего визита здесь были выставлены очень любопытные работы петербургского фотографа Игоря Метельского.
Кстати говоря, если пройти дальше дворца Марли, в саду Бахуса тоже есть выставка, только там она посвящена более печальным событиям - фотографии рассказывают о Петергофе в военное время. В этот раз мы туда не успели, но были до этого - очень советую побывать.
А мы отправились к дворцу Марли.
Проходя меж причудливых деревьев, раздался, словно из небытия, и разнесся по всему огромному парку, голос: - "Уважаемые посетители, через пол часа парк закрывается. Проследуйте, пожалуйста, до ближайшего выхода".
Вот так... Оказалось, что парк в день нашего визита работал только до 6-ти вечера и нам пришлось сильно ускориться.
Рядом с дворцом Марли находятся Манежные фонтаны и красивый каскад "Золотая гора" и "Львинный".
Выбрав наугад одну из аллей, пошли к выходу, успев по пути поглядеть на Римские фонтаны и необычный каскад "Шахматная гора".
Вообще, стоит сказать, что здесь настолько здорово продумана система аллей и дорожек, что по какому бы вы пути не пошли, вы окажетесь у какого-либо дворца или фонтана.
Здесь же и оказался ближайший к нам выход из парка.
На этом сегодня закончу, а-то как-то многовато получилось, а завтра продолжим прогулку - пойдем еще в парк Александрия.