Найти тему

Продюсерские хитрости: как не попасться на плохой контракт

Оглавление

Практически любой певец, музыкант или группа исполнителей надеются заключить достойный договор с продюсерским центром. Чтобы получить постоянную работу, быструю раскрутку, известность, и соответственно, хороший доход. Но воротилы шоу-бизнеса очень грамотно прописывают контракты, и может получиться, что вместо серьезной работы вы ввяжетесь в многолетнюю кабалу, которая не поможет приблизиться к цели. На какие пункты договора с продюсером стоит обратить внимание?

Юридические тонкости

Чем крупнее лейбл, тем больше его сотрудники знают музыкальный рынок и тем больше шансов попасть в чарты, в музыкальную дорожку кино и сериалов, стать известным за короткие сроки. Но также следует знать, что в таких компаниях работают и опытные юристы, которые составляют типовые договоры, изменения в которые внести достаточно сложно. Лучше всего прийти на подписание со своим юристом, внимательно изучить договор, еще лучше – взять документ на прочитку на несколько дней, чтобы попытаться понять все подводные камни.

Но чаще всего крупные лейблы либо предлагают заключить контракт на их условиях, либо просто сразу прощаются с исполнителем. Поэтому необходимо четко понять, на какую отдачу своих прав вы готовы пойти. Использовании ваших произведений это одно, а передача полностью авторских прав – совершенно другое.

Пункты договора

-2

Заключая контракт, следует самому четко понимать, что конкретно вы хотите от студии. Только запись синглов? Аранжировку? Использование битов? Издание сборников? Разработку дизайна, работу соцсетей, чистые продажи музыки? Организацию выступлений или оформление сувенирной продукции? Прописывать необходимо все, с чем вы желаете работать в будущем.

Маркетинг

Очень важно вписать в договор пункт о рекламе. В противном случае можно столкнуться с ситуацией, когда рекламировать себя придется самостоятельно, зато деньги за вашу работу будут получать другие лица.

-3

Отчисления за музыку

Внимательно изучите текст договора, который касается отчислений (роялти). Это основная часть вашего дохода. Сюда должны быть включены не только продажи альбомов или конкретных произведений, но все концерты, корпоративные выступления, выступления на городских и пр. мероприятиях. Часто продюсеры включают только продажи реальных синглов, а работать на концертах, особенно муниципального розлива, придется за «спасибо». Также должны быть указаны и онлайн площадки – сейчас большинство продаж осуществляется именно таким способом, который в договоре опускают.

Обратите внимание также и на процент отчислений. Для молодых исполнителей он не составляет более 10-15%. Но если вам предлагают 1-2-3%, однозначно вами манипулируют и работать вы собираетесь практически за бесплатно.

Сроки

В договоре могут быть прописаны сроки, в которые вы обязаны создавать конкретное количество произведений. Внимательно изучите эти данные чтобы понять, насколько реально для вас работать в таких временных условиях. Часто за невыполнение этого пункта прописываются отдельные штрафы.

-4

Права на музыку

Один из главных пунктов, на который стоит обратить внимание. Автор всегда останется автором, с момента создания творческого объекта. Но благодаря подписанному контракту он может потерять свое право распоряжаться своими же произведениями. Если за это хорошо платят – почему бы и нет.

Пока студия звукозаписи спонсирует создание вашей музыки, владельцем авторских прав будет лейбл. Распоряжаться своими произведениями можно только с его согласия. Обязательно проверьте временной пункт – распространяется ли это право только на время договора или действует позже. Иначе можно совсем лишиться прав на свое произведение.

Оптимальным вариантом, наверное, следует считать пункт договора, при котором во время сотрудничества все права принадлежат продюсеру, при этом автору отчисляется достойный роялти. Или через какое-то время права возвращаются к исполнителю. Выбор – только за вами.

Важно. Существует такое понятие как «концертный альбом». Выпустить его может продюсер из старых песен, записанных при работе с вами, но в любой момент. И он получит полное право на распоряжение им. А так как вы уже не работает по договору, никаких отчислений не получите.

-5

Права на артиста

Одним из пунктов договора часто закрепляется, что в период работы с продюсерским центром исполнитель не имеет право осуществлять свою деятельность лично, в других группах, на мероприятиях. И под своим именем, и под псевдонимом. Если такой пункт есть, можно попасть под ответственность даже в том случае, если вы ведете собственную соцсеть и не упоминаете там лейбл, на который работаете. Или после организации группы во время работы с лейблом вам укажут, что пользоваться уже раскрученным названием вы не имеете права.

Также продюсер может получить право самостоятельно определять имидж, амплуа исполнителя, направление его творчества. Готовы ли вы к подобным изменениям в своей жизни? Что если вы пишите рэп, а с вас будут требовать джаз? Также сюда относится и обязанность артиста принимать участие в рекламных компаниях лейбла. Поэтому следует заранее указать те товары, которые вы не готовы рекламировать (например, интимные товары, лекарства, нижнее белье и пр.).

Расходы

-6

Иногда продюсерские центры используют такую уловку. Неизвестно, насколько востребованным будет исполнитель. Поэтому именно на него возлагают затраты по оформлению диска, стоимость записи, маркетинговые услуги, услуги агента и пр. Таким образом лейбл страхует себя от возможных потерь. Тогда вознаграждение необходимо быть выше. Но не все на это соглашаются.

Такой вариант хорошо зарекомендовал себя в западных странах, когда затраты и доходы делятся между исполнителем и продюсером в соотношении 50/50 или даже 40/60, 60/40. Поэтому необходимо заранее просчитать, на какие цифры вы готовы пойти в данном случае.

Ничего не мешает продюсеру также завышать реальные расходы. Купив за 2, показав чек за 200. Поэтому лучше всего внести пункт в соглашение о совместном обсуждении крупных расходов (с указанием суммы).

Обязательно включите пункт об отчетности продюсера. Уложенной в определенные сроки или предоставляемой по запросу.

-7

Главное при подписании договора – внимательно его изучить. И согласиться не только на ваши обязанности, но и четко прописать обязанности продюсера. И не простыми словами «обязуется приложить максимум усилий для продвижения», а конкретными. Размещать, создавать, записывать, рекламировать, приглашать и прочее. Обратите внимание на то, что часто по отношению к артисту используют слово «обязан», а по отношению к продюсеру «вправе».

Если договор подписан на тех условиях, которые вы не удосужились прочитать, просто так от него отказаться также нельзя. За это предусмотрены не только меры гражданской ответственности (в том числе возмещение убытков), но и административные штрафы, а также уголовные наказания. В самом договоре должны быть прописаны штрафные санкции не только для артиста, но и для продюсера, за невыполнение своих обязательств. Только в случае обоюдной работы, активных обсуждений и решений, при наличии закрепленных прав и обязанностей с обеих сторон, работа может принести пользу и доход. Ведь конечная цель и артиста, и продюсера – заработать. Поэтому в любом случае необходим диалог, подтвержденный юридическими фактами.

——————————————————————————————————

Читайте также:

——————————————————————————————————

Канал «Поэтический кабачок»:

Поэтический кабачок | Yandex Zen

Страничка на «Меценате»

——————————————————————————————————

Поддержка каналов на бусти:

ЛитМузБес - эксклюзивный контент на Boosty

——————————————————————————————————

Подписываетесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии (они нам очень помогают), а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент. 😊