Российский Forbes опубликовал новый список богатейших людей России. Если в прошлом году лидером был оказавшийся в нужное время на нужной должности Алексей Мордашов, то теперь первое место занял другой бизнесмен – владелец Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин.
Кризис в 2022 году заметно потрепал всех российских олигархов – даже Лисин потерял 7,8 миллиардов долларов и смог забраться на верх списка с 18,4 миллиардами. Впрочем, эти цифры – весьма условны, потому что Forbes оценивает стоимость активов бизнесменов, а не поток их доходов. Говоря проще, владелец крупного комбината может не иметь в кармане и миллиона долларов, будучи при этом миллиардером. Поэтому к таким спискам нужно относиться с некоторой осторожностью.
Что касается Владимира Лисина, кроме НЛМК он владеет грузовой железнодорожной, портовой и судоходной компаниями, что логично с учетом специфики металлургического бизнеса (если товар есть, его нужно чем-то вывозить). Тем интереснее будет проследить, как Лисин сколотил свое состояние в лихие 90-е.
Карьеру он начал в объединении «Южкузбассуголь» электрослесарем, потом прошел путь от подручного сталевара до заместителя начальника цеха в «Тулачермете». Этот путь занял всего 6 лет – даже для советской карьерной лестницы это быстро, и многое говорит о способностях человека. С 1985-го Лисин работает на Карагандинском меткомбинате (вплоть до должности заместителя генерального директора), а параллельно – с партнерами из Швейцарии занимается сбытом продукции комбината за границу.
Удивительно, но факт – в карьере многих миллиардеров есть момент, когда они возглавляли небольшую фирму-прокладку по экспорту продукции советских промышленных гигантов.
Дальше – больше, в 1992-м Лисин начал работать в компании Trans Commodities вместе с партнерами, фирма занималась толлингом. Кто не знает, толлинг – это производство продукции из давальческого сырья. То есть, фирма Лисина поставляла сырье на металлургические комбинаты (железную руду), а взамен получала готовую продукцию (сталь и чугун), которую затем продавала за рубеж.
Почему металлургические комбинаты не могли сами закупать сырье и продавать его за границу – история умалчивает.
Потом Trans Commodities ушла, ее заменила Trans World Group, в которой тут же начал работать Лисин (и вскоре получил статус партнера). Со временем фирма разрасталась – она контролировала не только экспорт, но и буквально всю деятельность крупных металлургических комбинатов в России, а сам Лисин входил в их советы директоров. Говоря проще, сторонняя фирма-прокладка монополизировал экспорт, и через это получила контроль над деятельностью гигантов советской и российской металлургии.
Дальше Владимир Лисин получил контроль над НЛМК. Вообще, владельцы комбината (более половины контролировали Джордж Сорос и другие американцы) хотели его обанкротить, но владевший 12% акций Лисин смог оттеснить Trans World Group от схемы с толлингом (при том, что фирма владела 23% НЛМК), а со временем скупил акции у Сороса и других инвесторов.
Государство усердие Лисина по спасению НЛМК не оценило, и продало последние почти 15% акций комбината другому олигарху – Владимиру Потанину, который скупил и акции от TWG. Лисин проявил хитрость – купил 8% Норникеля (а это ключевой актив Потанина), и вынудил его обменяться долями.
И таким образом Лисин смог в 2001 году стать единственным крупным акционером Новолипецкого комбината – который к тому времени уже неплохо зарабатывал благодаря девальвации рубля. Достойная это история или нет – пусть каждый решает сам, но факты налицо: НЛМК не обанкротился, а его владелец – самый богатый человек страны.