После ВОВ стеклоделие в СССР переживало трудности, как, впрочем, и все остальные отрасли промышленности. Но надо признать, что и довоенный опыт оформления изделий из стекла был мало разнообразен. Чаще всего это было механическое комбинирование одних и тех же элементов алмазной грани.
Центром развития стеклоделия в СССР стал Ленинград. В 1949-м году Ленинградская зеркальная фабрика была реорганизована в Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС). А душой нового стеклоделия стала, кто бы вы думали? В.И. Мухина, которую большинство из нас знают, как скульптора. И судя по всему, ей категорически не нравилось то, что выпускалось в это время. После просмотра поточной продукции всех наших стекольных заводов в 1950-м году она написала: "Стекольная промышленность мельчает. Всего несколько хороших вещей. Терзают сердце повседневной ширпотребной дрянью - рюмочек под Мальцова. Вводимая роспись на белом стекле очень неинтересна, отдаёт не драгоценным сосудом, а дешёвой вазочкой для комодов" (цитата из книги "Советское декоративное искусство 1945-1975").
Партия и правительство приказали - надо исполнять. В 1945-57 годах ЛЗХС было предложено свыше сотни новых образцов. В первую очередь новшества распространились на прессованное (штампованное) стекло, ведь его выпуск составлял около 70% общего объёма. А ассортимент его был крайне беден: стакан и рюмка одной и той же формы, которые были в каждой семье. 25 заводов страны выпускали их. Но и тут не достигли особых результатов. Вот образцы прессованных стеклянных изделий с резьбой послевоенного времени, которые сохранились в нашей семье.
Надо было придумывать, как разнообразить и украсить стеклянные изделия. Кстати, бытовой посуды из гладкого стекла в 1940-50-х годах не производили вовсе, считая такие изделия малохудожественными, полуфабрикатом. И только в 1960-х годах гладкая стеклянная посуда стала массовой. Но и тут предпочтение отдавалось гладкому цветному стеклу. Достигалось это добавлением в стекломассу соединений металлов и мини-доз редкоземельных элементов.
Например, добавка окиси олова с оксидами сурьмы и мышьяка даёт так называемое глушеное стекло с матовой окраской. А "мраморное стекло" сочетает в себе глушеные и прозрачные участки.
Сильно заглушеное стекло (белого цвета) называют молочным.
Красный цвет получают добавками оксидов меди и коллоидного золота.
Зелёным стекло делают соединения хрома.
Графин "Виноград", Флорештский стекольный завод, Молдавская ССР. Я не сильна в маркировке стеклоизделий, но этот знак, думаю, видели все - им маркировали бутылки из-под ситро и пива.
Синее стекло - соединения кобальта. Кобальт - очень интенсивный краситель и для получения заметного цвета его требуется совсем немного. Этих изделий у меня почему-то больше всего. Умиляет цена на красивой большой вазе для фруктов: 72 копейки. Впрочем и графин "Виноград" стоил не больше - 83 копейки.
Фиолетовый цвет придают стеклу соединения марганца.
А соли кадмия используют для получения жёлтого цвета.
Существует стекло двенадцати разных расцветок, но каждая из них имеет ещё несколько оттенков в зависимости от концентрации добавок. Так что палитра - богатая. А если ещё оформить чуть подкрашенное простое изделие мельхиоровой сканью или хрустальную резную вазочку металлическим ободком, получается вообще нарядно.
Но это было только началом процесса декорирования стеклоизделий.
#Стекло ссср 1940-50-х гг #цветное стекло #декорирование стекла