У Природы, Истории, Вселенной много тайн и загадок, даже таких, о которых человечество еще не знает. Но бывает, что загадку может создать сам человек, причем сделать это в такой форме, которая вызовет реальный интерес множества энтузиастов и заставит пытливые умы часы напролет биться над ее разрешением.
Возле входа в главное здание ЦРУ в Лэнгли находится скульптура, получившая называние «Криптос» (греч. «тайный»). Изготовили ее художник Джим Санборн с помощью бывшего сотрудника ЦРУ Эда Шейдта. Само это произведение архитектурного творчества представляет собой плиту в виде свитка. На ней в четырех секциях (К1, К2, К3 и К4) находится зашифрованный текст, состоящий из 865 букв.
После того, как в 1990 году скульптура была установлена сразу же многие известные криптологи и простые любители криптографии стали пытаться расшифровать имеющийся на ней текст. В течение 7 лет никто так и не смог понять, как дешифровать этот текст. Впервые он был расшифрован только в 1998 году аналитиком ЦРУ Дэвидом Стейном, но об этом не сообщили широкой публике. В 1999 году некий Джеймс Гиллоги так же смог расшифровать первые три части, о чем сообщил в прессу. После этого были опубликованы данные о работе Стейна.
Текст К1: «Между затемнением и отсутствием света лежит нюанс иллюзии»
Текст К2: «Он был абсолютно невидим. Как это возможно? Использовалось магнитное поле Земли. Информацию была получена и передана под землю в неизвестное место. Знают ли об этом в Лэнгли? Он где-то там зарыт. Кто знает точное местоположение? Только WW. Вот его последнее сообщение. Тридцать восемь градусов пятьдесят семь минут шесть целых пять десятых секунд северной широты, семьдесят семь градусов восемь минут сорок четыре секунды западной долготы. ID по строкам».
Текст К3 приводить не буду, тоже, по моему, ерунда бессмысленная.
В 2006 году Санборн подтвердил правильность расшифровки.
Остались до сих пор не расшифрованными 97 знаков К4, над которыми до сих пор бьются криптологи США и мира. Со слов Санборна для их дешифровки потребуется «второй уровень знаний криптографии», что бы это не значило. В 2010 и в 2014 годах Санборн дал две подсказки – знаки с 64 по 69 – BERLIN, знаки с 70 по 74 – CLOCK, но даже с подсказками разгадать шифр никто не смог. Проводили поиски даже по координатам, указанным во фрагменте К2 – это оказался участок неподалеку от памятника, но ничего, что могло бы помочь в расшифровке, найдено не было.
Кстати, расшифровку фрагмента К4 знает директор ЦРУ, которому, по требованию агентства, в полной секретности Санборн передал расшифрованный текст, но он, естественно, огласке это не придает, подогревая интерес как к самому тексту, так и к криптографии в общем.
В одном из интервью Санборн рассказал, что он сделал все, чтобы максимально усложнить расшифровку текста, так как в случае полной разгадки уменьшится значение и ценность скульптуры, как это часто случается с произведениями искусства, потерявших свою загадочность.
Как по мне, так это не особо интересная история, которая, впрочем, имеет право на существование. Единственное значение, по моему мнению, которое может нести этот арт объект (за исключением культурной ценности) – это определенная популяризация криптологии и криптографии, поданная обывателям в ореоле загадки. Расшифрованные тексты не проясняют суть послания и не понятно, будет ли в конце какой-то результат в виде какого-то приза или клада (даже не важно будет ли он иметь материальную ценность), а сейчас это выглядит просто зашифрованным бредом без смысловой нагрузки