Найти тему
Анна Логунова

Скорочтение: 5 приёмов для быстрого чтения

В солнечный день школьникам не особенно хочется читать скучные учебники по несколько часов в день, и их можно легко понять. Сегодня я вновь выступаю спасителем спокойствия вашей семьи и предлагаю 5 простых техник, которые помогут быстрее справляться с домашними заданиями по литературе, истории и другим предметам.

Зачем это нужно?

Все техники, которые будут описаны ниже, призваны не столько увеличить скорость чтения (нет, «Войну и мир» за два дня школьник точно не осилит), сколько улучшить работу мозга в целом и, как следствие, повысить успеваемость. В интернете существуем масса упражнений, их легко можно найти, если постараться. Я делюсь теми, которые использует моя дочь.

Важно! Ребенок отказывается заниматься? Используем личный пример – занимаемся вместе с ребенком.

2-3-5

Начинаем с разминки. Чтение – серьезная нагрузка на глаза, поэтому не стоит сразу приступать к работе с тяжелыми тренажерами: сначала нужно «разогреть» мышцы. В нашем случае будем расширять периферические зрение.

Нам понадобится секундомер, книга небольшого формата и немного времени. Берем книгу в вытянутую руку, открываем. Расслабляемся и представляем, что глаза – это своеобразные лучи прожектора, которыми будем водить по строчкам сначала слева направо, а затем в обратном направлении. Включаем секундомер.

Первую минуту водим глазами по двум строкам, вторую – по трем, а на третьей минуте глаза должны захватывать одновременно пять строк. Важно разглядеть все слова, расположенные друг над другом.

Клиновидные таблицы

Продолжаем улучшать периферийное зрение, но теперь проработаем способность воспринимать и обрабатывать три и более слов одновременно. Для этого потребуются клиновидные таблицы. Они есть в открытом доступе – можно скачать и распечатать на принтере. При желании вы можете сделать их самостоятельно.

Суть тренировки проста: глядя на центральную линию, нужно различить цифры, которые находятся по разные стороны от нее. Если произошла ошибка, стоит вернуться на пару шагов назад и продолжить упражнение.

Лабиринт

В детстве все любили головоломки, ребусы и сложные лабиринты, которые нужно было решить с помощью карандаша. Особо уверенные в своих силах находили выход из запутанных коридоров только лишь взглядом. Простое и увлекательное занятие здорово помогало улучшить концентрацию. Почему бы не предложить головоломку-лабиринт своему ребенку?

Можно попробовать нарисовать самостоятельно или найти готовый вариант. На первых этапах предложите школьнику в помощь карандаш. Затем стоит усложнить головоломку: увеличить ее размер, количество тупиков и поворотов. Когда задача начнет казаться простой, предложите ребенку справиться с ней без карандаша.

У Маши в Онлайн гимназии №1 по выходным периодически проходят встречи одноклассников (общение на свободные темы, игры, конкурсы). Там иногда можно предлагать свои варианты времяпрепровождения. Дочь периодически рассылает в чате несложные лабиринты, и у школьников они имеют определенный успех.

Детский прием

Никто не хочет выглядеть со стороны так, будто впервые держит книгу в руках, однако этот прием достаточно эффективен. Когда приходится быстро читать объемный текст, глаза неизбежно возвращаются к уже прочитанным строкам чтобы избежать этого, стоит помогать себе и держать палец под строкой, которую читаете в данный момент. Для особо стеснительных можно предложить вариант с карандашом или линейкой.

У нас все еще проще: в Онлайн гимназии №1 уроки проходят в формате видеоконференции, и Машка не парится по поводу того, что кто-то может ее увидеть со стороны – камера направлена на лицо ребенка, а не на столешницу, где, собственно, и лежит книга.

-2

Сбор урожая

Недостаточно прочесть абзац и тут же перейти к другому. Мозг не усвоит информацию так быстро: он лишь запомнит, где ее можно будет найти. Чтобы разложить все по полочкам, следует «собрать урожай» важных моментов в три шага:

· стоп. Смысловой блок дочитан до конца? Если да, то нужно остановиться и отвести глаза от книги;

· суть. Прочитанную информацию следует представить в виде схемы, таблицы, яркого образа. Мозгу нужно запомнить главные тезисы прочитанного;

· проговаривание. Своими словами нужно коротко и емко описать прочитанный блок. При этом важно держать рот закрытым и не проговаривать текст вслух.

Приемы простые и, на мой взгляд, весьма результативные. Пишите в комментариях: «Сделаю вместе с ребенком сегодня!», пробуйте и удивляйтесь успехам вашего школьника.