Сегодня у меня на обзоре Valheim - кооперативный симулятор выживания в открытом мире, разрабатываемый маленькой студией Iron Gate, состоящей всего из 5 (!) человек.
Как выдержать конкуренцию таких гигантов как Rust, DayZ, ARK и ещё десятков проектов поменьше в жанре co-op survival? Создать скандинавский эпос, подумали разработчики и сейчас мы разберёмся как у них это получилось.
СЮЖЕТ
По мифологии игры, Один создал не 9, а 10 миров и сослал в последний всех своих врагов. Спустя сотни лет они восстают и Всеотец отправляет лучших воинов Мидгарда на борьбу с ними и мы выступаем в роли одного из них. Прилетаем в Вальхейм и все остальные наши действия направлены на то, чтобы бить лица мелким плохишам и боссам, которые насолили Одину. На самом деле, сюжет нам преподносится одной текстовой вставкой вначале, а остальной лор мы познаем через так называемые рунные камни, на которых и подсказки, и предыстория, и описание врагов.
ГЕЙМПЛЕЙ
Абсолютно все, начиная от врагов и заканчивая звездным небом с обрывками Иггдрасиля, насквозь пропитано скандинавской мифологией и духом викингов.
Атмосфера игры является одним из главных её достоинств.
Камера от третьего лица и классический для таких игр HUD с полосками здоровья, выносливости и ячейками быстрого доступа. Играется приятно, но в то же время потно. С самого начала нам дают понять, что враги тут не казуальные мазилы и ошибки будут караться по всей строгости.
Старая как мир схема, здесь никуда не делась: бей дерево руками --> строй дом --> добывай ресурсы --> развивайся, попутно разваливая кабины монстрам.
ВРАГИ
Мир Вальхейма наполняет множество разнообразных монстров с собственной градацией. Причем они либо напрямую взяты из мифологии Скандинавии, либо гармонично вписаны в антураж игры. Вся нечисть имеет уникальные механики атаки, ареол обитания и выпадающие ресурсы, поэтому к каждому монстру нужно искать свой подход и тактику. Грейдворфы, например, бросаются камнями, а сгустки выпускают вокруг себя ядовитую волну и т.д.
БОССЫ
Как же я люблю боссов в играх. Я люблю не столько конкретно боссов, сколько механику настолько суперсильных врагов, что для них приходится рисовать отдельную полоску здоровья во весь экран. Я люблю это за эмоции, напряжение, адреналин, повышение температуры стула и за чувство, будто я прикасаюсь к чему-то эпохальному и безмерно титаническому.
Но будем честны, здешние боссы крайне слабенькие. Причем не только их коэффициент урон/здоровье, но и внешний вид, и сами механики.
Гигантский дракон Матерь и огромный скелет Яглут еще могут внушить какой-то страх, но электрический олень? зеленая антропоморфная жижа, которая буквально называется Масса Костей? исполинская человекоподобная ветка? Увы, нет.
Удары, от которых можно пешком отойти или спрятаться за столбом не заставляют тебя пригибаться вслед за героем. Большинство боссов можно и нужно спамить стрелами на безопасном расстоянии.
Битва с боссом вызывает трудности исключительно тогда, когда ты к нему не готов, но тогда возникает вопрос - зачем идти к боссу неподготовленным?
МИНУСЫ
Оптимизация! Ауу... ну, ладно.
Вот чего нет, того нет. Настолько частые фризы и подлагивания, будто они являются частью геймплея. Не помогает даже "Режим повышения FPS" using Vulkan. Сухие цифры: у меня на GTX 2070 больше 40 кадров не поднимается, а когда я дерусь и не дай бог в лесу, то там начинается слайд-шоу. У всех моих знакомых с менее производительными аппаратами стабильно 20-25 FPS на минимальных. Это печально.
Конечно, ранний доступ все окупает и ребята пилят обновления и патчи, НО неужели нельзя один раз сделать оптимизацию, чтобы на полупиксельной графике ничего не лагало и не грелось? Не знаю.
Может лучше делать большие обновления с ненужной едой и понтовыми, но такими же малоинтересными рядовым игрокам постройками.
Еще в игре присутствуют несколько разных механик, которые мне показались не особо увлекательными, либо слабо реализованными.
- К таким относится садоводство. Ты тратишь огромное количество времени и ресурсов для того, чтобы вырастить условную морковку, сделать из нее вкуснейшее рагу, которое скушаешь по нажатию одной кнопки и забудешь. Абсолютный дисбаланс затраченных сил к итоговому результату.
- Рыбалка. Вообще я люблю рыбалку. И в жизни и в играх. Не то, чтобы я фанат симуляторов рыбалки, но мне нравится любая ее реализация, она мне кажется душевной и если в игре есть рыбалка, то для меня это отдельный плюсик. Но в этой игре она абсолютно бесполезна. Единственную удочку и наживку в игре можно купить только у торговца. А к тому моменту, когда ты нашел торговца в этом до смешного большом мире, ты скорее всего уже бегаешь в твердейшей броне, с сильнейшим оружием и все монстры на карте от тебя шарахаются. У рыбалки должна быть хоть какая-то маломальская цель, но к тому моменту когда ты берешь в руки удочку, в этой игре у тебя уже нет целей.
И кстати о размерах мира. Зачем так много? Ну хорошо, вы придумали как реализовать процедурную генерацию и каждый мир уникален. Но причин оставаться в этом мире, вы придумали минимальное количество.
ИТОГ
В завершение хочется сказать несколько слов о фуроре, котором произвела эта игра. 5 человек из ноу-нейм студии и сразу 5 миллионов (!) копий меньше, чем за месяц. Такие цифры очень сложно представить даже для AAA-проектов. Дэээмн, чуваки реально знают как делать годные игры, но так ли это на самом деле? Я не думаю.
По законам, неподвластных никому что-то становится популярным и выстреливает, а что-то навечно теряется среди сотен ежедневных инди-релизов. И это хороший тому пример.
Как снежный ком, каждую неделю после выхода к этой игре прибавлялся целый миллион игроков. Как по мне это произошло незаслуженно исключительно из-за хайпа вокруг этой игры, а не потому, что она дает что-то уникальное и невообразимое.
Что у нас в итоге. Игра хорошая, ни больше не меньше. Да, со своими минусами, но завалиться в нее вечером в пати со своими ребятами - это то, что доктор прописал. Выражаю дичайший респект её разработчиками - парни реально могут. Хочу пожелать игре крутых и желанных дополнений, развития и самое главное не засохнуть в раннем доступе.
Будет очень интересно почитать ваше мнение в комментариях. Так же пишите игры, на которые хотите обзор в рамках данной рубрики. Большое спасибо, что прочитали это до конца, я это очень ценю!
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Кстати, эта игра появлялась на моем YouTube-канале, посвященном видеоиграм: летсплеи, стримы, обзоры. Подписывайтесь! https://www.youtube.com/channel/UC6RIbdaZ0rFAr2DC1NrKkTw?sub_confirmation=1
#zen #кирябрат #киряревью #яндексдзен #обзоры игр #видеоигры #youtube