Найти тему
Олег Панков

О нашем отношении к природе

Беседа с настоятелем храма Вмч. Димитрия Солунского д. Яковлево Сергиево-Посадского района Московской области протоиереем Вячеславом Брегедой.

- Каждый год у нас сгорает множество лесов и люди погибают, и уничтожаются населенные пункты. Сама жизнь заставляет обратить пристальное внимание на природу. Что Вы как церковный пастырь можете сказать по поводу таких событий?

- Мне вспоминаются слова одного священника, который был егерем на Кавказе в течение 20 лет. Природу он сравнивал с Церковью. Господь сказал: «Созижду Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее». Так и в отношении природы. Каждая былинка, так или иначе, все равно останется до Страшного суда. Звери, птицы, пресмыкающиеся принесут Творцу свое малое свидетельство.

К сожалению, многие из нас воспитаны не так как нужно. Мы не можем, например, входить в лес так, как в райский сад. Сад, который дан нам Богом.

По милости Божией мы получили колоссальное наследство от своих предков: огромную территорию от Черного и Балтийского морей до Северного ледовитого и Тихого океанов. Однако, к сожалению, мы не умеем ценить то, что имеем. Посмотрите, как сегодня загажены наши «райские сады» вблизи больших городов. Многие наши соотечественники ведут себя в лесах хуже оккупантов: ломают деревца, бросают окурки, нередко даже не погашенные, оставляют пластиковые пакеты и бутылки, которые практически вообще не разлагаются. Поджигают траву, от которой загорается лес. На лесных территориях нередко устраиваются пикники с умопомрачительными пьянками, после которых остаются горы мусора...

По весне в городских парках и скверах, возле автомобильных дорог специальные бригады мусоросборщиков, в основном рабочих из южных республик, собирают без преувеличения эшелоны мусора. Где только не увидишь сегодня черные полиэтиленовые мешки, часто уже разорванные, которые подолгу стоят где-нибудь у обочин, пока до них дойдет очередь. Такое наше бескультурье иначе, как национальной болезнью, не назовешь.

Помимо этого, в нашу страну свозят всякие отходы и от атомных реакторов, и от химических производств и прочее. Например, у нас в Сергиево-Посадском районе есть могильник для ядерных отходов. Мы становимся просто «замусоренной страной».

За границей, когда человек посещает лес, он ничего после себя не оставляет. И если случится найти какой-либо мусор, складывает в пластиковый пакет и забирает с собой.

Когда из-за границы к нам идут поезда, особенно через Белоруссию, наблюдательные пассажиры замечают: заканчиваются обихоженные чистые территории вблизи железной дороги и появляются горы мусора, -значит, въехали в Россию.

Мне недавно рассказали такой случай. У шведов наше федеральное лесное агентство пыталось выяснить: сколько они тратят денег на тушение лесных пожаров. Шведы ответили примерно так: «У нас в лесах не курят и не разводят костров и поэтому леса практически не горят…» Следует предположить, что в Швеции, видимо, существует довольно строгое лесное законодательство, и поэтому у них нет такой проблемы.

Как известно, законы нужны для нарушающих закон. Заповеди - для тех, кто их не соблюдает.

Можно предположить, что в будущем может случиться как в фантастических романах или фильмах: лесные территории окажутся огороженными металлическими высокими заборами и вход на них будет только по пропускам.

- Мне кажется, мы сейчас затронули не совсем духовные вопросы…

- Внешнее неблагополучие тесно связано с внутренним неустройством. Если мы не заботимся о внешнем, что можно тогда говорить о внутреннем. Если загаживаем собственную землю, достойны ли войти в Царство Божие?

Помню, в советское время по провинциальным городам разъезжали старьевщики на лошадках с телегами и собирали всякие тряпки и ветхую одежду. Взамен давали детские игрушки (свистки, пистолетики, мячики…), стеклянные банки. Все это тогда было дефицитом. Как мы видим, даже в те годы «развитого социализма и застоя» эта проблема как–то решалась.

Лет 30 тому назад продукты питания заворачивали в специальную пищевую бумагу, которая очень быстро разлагалась. Сейчас - сплошной пластик и прочая химия. Никакие бактерии с этим справиться не могут. Мы засыпаем такими отходами овраги и другие бесхозные территории. В конечном итоге загрязняются грунтовые воды. Сегодня во многих регионах все острее дает о себе знать проблема нормальной питьевой воды. Вода, как мы знаем, есть жизнь. От качества воды напрямую зависит здоровье человека, поскольку мы сами в значительной мере состоим из этого природного компонента. Так какая же может быть жизнь без нормальной воды?

В Японии, где высокая плотность населения, возле домов выставляются специальные контейнеры, на которых написано: стекло, пластик, пищевые отходы и пр. За порядком следят специальные жилищные комитеты. Если кто-то из жильцов бросает мусор не так, как положено, могут вообще выселить из квартиры.

Как известно, в этой стране внедряются наиболее современные технологии по переработке и утилизации самых разных отходов.

Несомненно, что и нам нужно заимствовать зарубежный опыт.

- В наши дни стало буквально национальным бедствием курение. Прилавки магазинов, особенно супермаркетов, завалены курительной продукцией. Очень много курящих женщин. Какое может быть потомство у курящей женщины? В советское время национальным бедствием было пьянство. По статистике оно не убавилось, но вот добавилось еще и курение…

- В отношении наших дурных привычек, страстей церковная позиция однозначна, их надо искоренять. Курение сроднить чревоугодию, которое есть смертный грех. Сегодня вполне очевидно, что наша страна вольно или невольно стала заложницей мировых табачных компаний, куда эти монстры эшелонами сплавляют табачную продукцию.

Курение в развитых странах очень непопулярно. На Западе, в тех торговых точках, где продаются сигареты, запрещено выставлять их на прилавки. Они реализуются только по просьбе покупателя. В США продажу табачных изделий осуществляют только специализированные магазины по очень высоким ценам, т. е. эту вредную для здоровья человека продукцию пытаются жестко ограничивать.

Вспомним фильм «Ирония судьбы или с легким паром», который вот уже четвертое десятилетие не сходит с телеэкранов. Многие его полюбили и с удовольствием смотрят под Новый год. Там главная героиня, которую играет польская актриса, в одном из эпизодов курит. Этот малозначительный момент на фоне острых любовных сюжетов не вызывает особых эмоций и проходит на первый взгляд почти незамеченным. Однако, как доказывают психологи, такие фрагменты четко фиксируется в подсознании. Если красивая женщина курит, значит, это хорошо. Лучшей пропаганды табак курения не придумать. Человек, особенно с ослабленной волей к дурным привычкам, посмотрев такой эпизод, становится предрасположенным к подобным действиям. У него подсознательно срабатывает: «Может быть, и мне покурить?..» На Западе эти особенности достаточно давно заметили, и там актеры в фильмах уже не курят. Я слышал такое полушутливое высказывание: «В фильмах курят только русские и арабы».

У нас есть немало людей, которые буквально не отходят от экранов телевизоров, не пропускают ни одного телесериала. Что закладывает им в подсознание современная телеиндустрия, я думаю, не требует особых пояснений.

В Китае, я слышал, через интернет не проходит порнография, установлены специальные фильтры. Китайцы следят за нравственным здоровьем своей нации.

- Трудно найти писателя или поэта, который не обращался бы к теме природы, не воспевал ее в своих произведениях. В Житиях святых приводятся описания добрососедских отношений людей и диких животных. Как нужно воспринимать природу и относиться к ней с церковной точки зрения?

- Правильное мировосприятие закладывается с самого детства. Кто из нас, особенно людей старшего и среднего поколения, не читал в детстве произведения Пришвина, Паустовского, Мамина-Сибиряка. Они оставляют добрый след в душе каждого человека. Природа приближает человека к Богу. Недаром многие храмы и монастыри строились в очень живописных, действительно райских местах. В отношениях человека к природе очень много тонких граней и чудесных особенностей. Преподобный Герасим Иорданский, живший в VI веке, приручил Льва. Зверю в лапу вонзился острый шип, и он очень страдал. Преподобный, преодолев страх, вытащил у зверя занозу и перевязал ему лапу, и лев привязался к нему и стал ему служить:в специальных кожаных мешках возил воду из Иордана в обитель. Когда Герасим умер, лев не отходил от его могилы, пока сам не испустил дух. Об этом повествуется в житии святого. Преподобные Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Сильвестр Обнорский и др. наши святые кормили медведей и других диких животных из собственных рук. Известен даже случай, когда акула помогала человеку, который избавил ее от сетей.

Однако наше отношение к природе, особенно к диким животным, должно быть предельно мудрым. Приведу такой пример. Монахи-отшельники сажали на Кавказе кукурузу и собирали два урожая в год. Кстати, кукуруза -совершенно уникальная культура. Из нее выпекают хлеб и делают многие другие продукты. В определенных климатических условиях она не заменима. Но вот повадился медведь. Если мишка попробовал сладкую кукурузу, он потом будет находиться вблизи этого места, пока не вытопчет все, и его ни чем не отвадить.

Как видно из этого примера, трудно порой жить в ладу с природой. Необходимо терпение и разумное отношение.

В жизнеописании католического святого Франциска Азисского приводится случай, когда он договорился с волком, чтобы тот не задирал овец. И зверь перестал трогать домашних животных. Взамен в определенном месте волку оставлялась пища по его потребности. Конечно, этот случай, можно сказать, сказочный. Но и в наши дни, например в Канаде, люди пытаются, если так можно выразиться, иметь с дикими животными добрые отношения. В этой стране есть небольшие города, находящиеся среди дремучего леса. Лоси и медведи нередко проходят по улицам, заходят даже на детские площадки… Но все жители предупреждены и знают как себя вести в таких случаях. Животные нападают порой на машины, наносят повреждения…. Однако страховые общества компенсируют ущерб.

Когда мы стремимся угождать Богу, заботимся о своем спасении, меняется наше отношение и к ближним, и к природе.

Недавно Свято-Данилов монастырь выпустил в свет книгу стихов Леонида Сидорова «Путь тихого праведника». Это был необыкновенный, поистине Божий человек. В течение 25 лет он служил псаломщиком в храме «Нечаянная Радость» в Марьиной роще (г. Москва). Почил он еще в советское время, в 1988 г. У него есть такие удивительные строки:

Непригляден, не наряден

Наш с тобою уголок.

Паутинку-невидимку

На стене свил паучок.

И тетрадки в беспорядке,

Видны кляксы там и тут.

Где-то мышки будто книжки

Потихонечку грызут.

И платочки, и чулочки

На веревочке висят;

На кадушке, на подушке

Мушки черные сидят.

Кот проснулся, потянулся,

Но лишь только позевал,

Полон ласки, закрыл глазки,

Замурлыкал, задремал.

Он не тронул - ты не трогай

И не вскакивай так вдруг.

Будь ничтожным, будь тревожным ‒

И защитник ты, и друг.

Мы ничтожны - так ничтожным

И дышать, и жить дадим.

Мы их мерзость, мы их дерзость

И покроем, и простим.

В этом очень простом стихотворении заложена глубочайшая мудрость, как мы должны относиться к окружающей нас «малой» природе, которая рядом с нами. Это и домашние животные…, и даже насекомые.

В одной восточной саге говорится: «Подметала я порог дома ветвями тростника, не подымая пыли…» Задумаемся над этими словами. Они звучат по-другому, но содержат почти такой же смысл.

Природа учит нас жить, не нарушая гармонии: не срывая цветка, который можно просто потрогать, едва прикоснувшись к нему, как прикасается пчела, когда собирает нектар. Ласточка даже воду пьет на лету.

Когда-то были висячие сады Семирамиды. Многие современные города ‒ каменные джунгли. Почему бы на крышах отдельных современных домов не выращивать сады и в наше время.

Все нынешние катаклизмы, пожары, наводнения и прочее - это оборотная сторона нашего отношения к природе. Как пружина, которую растянули, а затем отпустили, больно бьет того, кто это сделал.

Мне вспоминаются слова одного долгожителя, которому было около 110 лет, и он жил еще при крепостном праве. Корреспондент задал ему вопрос, смысл которого заключался в следующем: вот, мол, как люди плохо тогда жили, были по существу рабами. Он ответил примерно так: «Вы рассуждаете по книжному, а я вам скажу по правде. Да, трудно было, но люди шли навстречу друг другу. Помогали. Были человечны. Отношения между людьми были другие».

Конфуция ученики спрашивали о человечности и сами, предваряя учителя, пытались ответить. Одни говорили, что это когда тебя любят. Другие, наоборот, когда ты любишь. Конфуций, выслушав их, сказал: «Это, когда ты сам - любовь».

Быть человечными! Вот чего нам нужно достигнуть. Тогда у нас будут добрые отношения и с близкими, и с окружающей нас природой. И мы будем поступать как люди в самом высоком смысле этого слова.