Я никогда не ставила под сомнение то, что я — хороший человек. Зато к другим людям у меня всегда были претензии.
«Как можно быть такими агрессивными, наглыми и до глупости самодовольными?» «Как можно с чистой совестью идти по головам и заставлять кого-то страдать?» «Почему вы, плохие люди, создаёте проблемы мне, хорошему человеку?»
В своей картине мира я противопоставляла себя — совершенную — другим людям, которые, на мой взгляд, были ну непростительно ужасны. Я горестно восклицала: как тяжело жить приличному человеку, когда вокруг одни сущие демоны!
Выглядит так, будто я этакий бунтующий романтик, с претензией на особую духовность и интеллектуальность. Это кажется милым и даже похвальным. Но если называть всё своими именами — я вела себя как инфантильный, чересчур эмоциональный подросток с необоснованно завышенным самомнением.
Но недавно мое представление о себе как идеальном человеке пошатнулось. Я вспомнила слова Дейла Карнеги: он писал, что абсолютно каждый в этом мире кажется себе хорошим, даже если это отъявленный негодяй. Выходит, мое собственное позитивное самоощущение не гарантирует, что я никогда не делала ничего отвратительного.
Посмотрев на свой прошлый опыт, я вынуждена признаться: были случаи, когда я вела себя далеко не как светлый человек. Я лгала, ненавидела, превозносилась, говорила гадкие вещи про других, ленилась и прожигала жизнь, бездумно обижала хороших людей, присваивала чужое, бывала корыстной и предвзятой, добивалась своего не самыми красивыми способами. Бывала слабой, трусливой, зависимой.
А что уж говорить о том, с какой агрессией и высокомерием я выдавала свою «справедливую» критику в адрес «плохих» людей! И кто я была в этом случае, если не настоящий источник зла?
Это сложно понять и принять, но – ВСЕ мы не в белом, ВСЕ мы в чём-нибудь да плохие. И я, святое существо, тоже!
Вообще, можно копнуть ещё глубже. Мой астролог говорит: наш мир не черно-белый, он состоит из множества оттенков. И здесь нет однозначного добра и зла – всё по сути свято. То есть люди не такие уж однозначно плохие, хотя и не однозначно хорошие. В каждом благообразном носителе белого пальто найдешь центнеры ужасающей грязи... А в каждом демоне есть хоть какие-то светлые стороны.
Получается, мысль о том, что я на 100% хорошая, а кто-то другой на 100% плохой и поэтому заслуживает плохое отношение, не выдерживает критики. Потому что в этом мире не бывает «стопроцентных»!
В каждом есть свет и в каждом есть тень – и это нормально и естественно, как день и ночь, как лето и зима. Вроде бы думаешь: а нельзя ли как-нибудь обойтись без холода и тьмы? Зачем они нужны? И тут на помощь приходит высказывание: сплошные солнечные дни порождают пустыню. И понимаешь: видимо, всё для чего-то нужно, и одного без другого не бывает.
Итак, все мы хоть немного плохие. Да-да, я тоже запятнанная и порочная — хоть я не замечаю и не признаю этого. И пусть мои ошибки не похожи на ошибки других людей, пусть я косячу в чём-то своём, – но ошибки у меня всё равно есть. Я не идеальна – это факт. И когда видишь и принимаешь свое несовершенство, то жить становится как-то проще и смиреннее, что ли… Появляется сочувствие и терпимость к окружающим.
Я так уверенно брала на себя право судить других, потому что мнила себя безгрешным эталоном и носителем высоких моральных качеств. Но так как эта версия уже рассыпалась, я больше не могу считать себя лучше других и навязывать им мои правила поведения. И это пафосное, негодующее рассуждение о чужих ошибках больше не делает мне чести...
Кстати, почему меня вообще тянет замечать низменные стороны в чужих жизнях? Может быть, потому что подобное тянется к подобному? Мудрецы не зря говорят: если заметил у кого-то недостаток – не воспитывай этого человека, а исправляй похожий недостаток в себе. Мы видим в других то, что знаем на собственном опыте. То, что когда-либо делали сами. Так что другие даны нам в качестве зеркала, чтобы мы увидели собственные недостатки и смогли их побороть, – а не для того, чтобы мы глумились над этими людьми и бестактно, без запроса их критиковали.
А мне-то казалось, что я вся такая классная и поэтому на контрастном фоне моей чистоты мне хорошо видна порочность этого мира. Но только вот по-настоящему чистые люди – если они вообще бывают – замечают и выделяют вовсе не грязь, а красоту и поводы для благодарности и радости...
Я же копаюсь в гнили, смакую каждый дурно пахнущий кусочек – и радуюсь: какая я умница, все чужие грешки нашла и всех просветила, всем рассказала. Я тешу себя сладкой мыслью: я – не такая, как они, я лучше. Чище, выше, разумнее. Я имею право кидаться в них грязью, они это заслужили. Хм… Госпожа ангел, вас ничего не смущает?!
Так мы все и поступаем: осуждаем других людей – и оправдываем своё поведение мнимым моральным превосходством. Это притом, что все наши понятия о «добре» и «зле», которые мы так мечтаем привить всему миру, чаще всего о-о-очень субъективны… И на абсолютную, универсальную для всех истину ну никак не тянут.
Мораль сего длиннющего трактата такова. Когда я вижу чью-то слабость, ошибку, высокомерие, незрелость суждений, или меня просто бесит, что человек сильно от меня отличается — тут лучше лишний раз подумать. А стоит ли туда лезть и что-то поправлять? Надо ли пренебрежительно-покровительственным тоном комментировать чужие действия? Стоит ли даже думать молча про себя, какие все плохие и неправые, и портить этим настроение?
Может, лучше выкинуть копья и вспомнить наше общее человеческое несовершенство, нашу общую слабость и потерянность в этом огромном мире, полном опасностей, неизвестности и обескураживающей переменчивости — и понимающе улыбнуться... Повернуться к себе и обратить внимание на мои собственные недостатки. У меня, блин, работы — на несколько жизней вперёд, когда мне запускать свои руки в дела других людей?!
В общем, право судить кого-либо и задавать стандарты правильности для других людей имеет только тот, кто сам совершенен, то есть не только знает, что такое правильная жизнь, но и умеет воплотить это в своей физической реальности. Вот вы встречали таких совершенных? Я — как-то нет. Следовательно, никто не должен никого судить. По крайней мере, так грубо и самодовольно, как мы это обычно делаем. Опустим здесь профессиональную критику по добровольному запросу критикуемой стороны.
Вспомним ещё раз известные изречения: «не суди, да не судим будешь», «в чужом глазу соринку замечаешь, а в своём и бревна не видишь», «кто безгрешен, пусть первым бросит в неё камень». И примем решение быть разумными и воспитанными людьми… Пусть не всегда святыми и хорошими, но по возможности – добрыми и терпимыми к другим. И когда осуждающее слово рвётся с наших губ — мы скромно будем помнить, что не настолько идеальны, чтобы судить кого-то ещё.
P. S. Мы осуждаем других, потому что думаем, будто существует некая негласная цель – все в мире должны стать совершенными. Но может статься, что наш мир вообще не подразумевает, чтобы кто-то в нем был совершенным. Быть может, наша жизненная задача — это просто быть живыми, чувствующими, быть собой и достаточно сносно материализовать полезные идеи, с которыми мы сюда пришли. И тогда становится неуместной наша излишняя придирчивость к поведению других, а с ней — и наш перфекционизм по отношению к самим себе...