Цитата из опубликованных данных о составе авиации Украины.
На конец 2021 года, согласно справочнику, опубликованному на Украине на вооружении Воздушных сил ВСУ стоит 98 боевых самолетов. В их число входят: 43 легких истребителя МиГ-29, 26 тяжелых истребителей Су-27, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 17 штурмовиков Су-25. Все самолеты представлены без учета модификаций.
Количество вертолетов, боевых, конечно же, примерно соответствует количеству самолетов и составляет 97 единиц. Здесь подсчитаны все стоящие на вооружении как на вооружении ВСУ, так и на вооружении Военно-морских сил Украины. В составе ВСУ числятся 88 вертолетов, из них 54 - военно-транспортные вертолеты марки Ми-8 всех модификаций и 34 - ударные МИ-24. В составе ВМС Украины числится 9 вертолетов, из них 4 вертолета Ка-27, 1 вертолет Ка-226 и 4 вертолета Ми-14. В каком состоянии вертолеты и какое количество их способно выполнять боевые задачи, также не указывается.
Ниже дана выборка из сводки минобороны.
Как известно, самолеты собирают на авиазаводе. Но менее известно, что сборка выполняется по частям: сначала собираются отдельные агрегаты и сборочные единицы в цехах агрегатной сборки, а затем все это доставляется в цех окончательной сборки, где из агрегатов и сборочных единиц собирается уже целый самолет.
Также обычно малоизвестен факт, что в воинских частях самолеты периодически… разбирают и собирают заново!
Первый вопрос: зачем разбирать самолет в воинской части? А если потом не смогут собрать?
На все агрегаты завод-изготовитель устанавливает гарантийный срок и сроки регламентных работ. Поломка агрегата в воздухе не то же самое, что аналогичная поломка автомашины, едущей по дороге – последствия разные. Поэтому в авиации очень ответственно относятся к выполнению регламентных (то есть предписанных заводом) осмотров и работ.
В каждой(!) авиационной воинской части есть ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть). Это небольшое укрытие, в котором самолет частично разбирают и в таком разобранном виде выполняют все регламентные работы. Соответственно, после осмотров и проведения работ, выполняют сборку. То есть ТЭЧ – это мини-сборочный цех. И он есть на каждой авиабазе.
Показана авиабаза в Чернигове. В советское время там стоял гвардейский авиаполк, который участвовал в защите Асуанской плотины в Египте в арабо-израильской войне 1967 года. Я выбрал ее для примера, потому что был знаком с этой авиабазой. На первом скрине показан общий план авиабазы, какой она была до спецоперации. 1 – взлетная полоса; 2 – ТЭЧ (а сегодня на ее базе еще и цех для ознакомления с детальным натурным устройством самолета при высшей авиашколе); 3 – батальон обслуживания.
На втором скрине та же ТЭЧ в увеличенном масштабе.
Самолет в ТЭЧ разбирают в такой степени, чтобы можно было выполнить нужные замены. Ни на йоту больше. Если надо заменить двигатель (поломка или выработка ресурса) – отстыковывают хвостовую часть. Если надо проверить или заменить топливные баки или агрегаты в крыле – отстыковывают консоли крыла. И так далее. На схеме членения (в начале статьи) показаны в принципе все те части, которые обычно входят в перечень работ.
Таким образом, на каждой авиабазе есть цех, инструмент и, главное, специальное оборудование для … сборки самолета из частей.
А части самолета можно привезти в вагоне!
Вы обратили внимание: в Киеве говорят, что самолетов они от НАТО не получали, а только «запчасти»? И что из Вашингтона «поправились», что целиком самолеты не поставлялись (то есть не перелетали границу). Все перестраховываются от обвинений со стороны России, которая предупреждала о такого рода пересечении воздушных границ. И вот – «поправки»: целыми не поставлялись. То есть бомбить аэродромы Польши или Румынии у России нет оснований… И наш генштаб совместно с ПВО тоже не подтверждает таких перелетов. Не придерешься!
«Грузите самолеты вагонами».
Каждый отдельный агрегат – фюзеляж, хвостовая часть, консоли крыла, консоли и киль хвостового оперения, двигатель – вполне помещается в стандартный вагон или на стандартную платформу, а что-то из этого и в трейлер.
Если агрегаты полной комплектности – то есть после разборки летавшего самолета, - сборка и отладка систем после сборки – 5-7 дней, и самолет – как новенький.
Ранее уже рассказывал, что в той же ТЭЧ авиабазы из двух поврежденных самолетов можно собрать один целый: отстыковать поврежденные части и заменить их на неповрежденные. Кроме того, на складах при авиабазе всегда есть запасные части – кроме фюзеляжа и консолей крыла есть все остальное! Сами же склады – это отдельные объекты, расположенные, как правило, отдельно и на удалении от авиабазы. А если учесть поставки самолетов в разобранном виде из запасов стран НАТО вагонами, то количество оставшихся самолетов (при уничтоженных 140 единицах) может составлять 30-40 единиц. Аналогично дело может обстоять и с вертолетами.
То есть, авиацию Украины можно будет считать уничтоженной, когда в сводках минобороны РФ число уничтоженных самолетов дойдет до 180-200 единиц. А если операция продлится до конца года, то и до 250 единиц. Аналогично – по вертолетам.
При этом, чем меньше самолетов и особенно вертолетов остается в составе ВВС Украины, тем труднее их выследить и поразить на земле. Поэтому еще очень долго в сводках минобороны будет информация об атаках авиацией Украины наших войск и нашей территории. Таковы реалии боевых столкновений. Атаки на ТЭЧ авиабаз имеют смысл, но дают только временный эффект: во-первых, для ремонта достаточно простого навеса, оборудование довольно компактное (гидростанции, электрические стенды и т.п.) и также ремонтируется. А главное – любой гражданский аэропорт имеет ТЭЧ и полный набор нужного оборудования. А гражданские объекты мы не разрушаем. Хотя в условиях военного противостояния инфраструктура гражданских на 100% задействуется в военных целях и должна выводиться из строя. Поэтому «призраки» уничтоженных боевых самолетов и вертолетов еще долго будут обретать плоть и бороздить небо над нашими войсками.
По просьбе читателей опубликована "часть2" - анализ спустя год СВО
Читайте последнюю статью по проблемам спецоперации
#история #Россия #Украина #Армия #спецоперация #авиация #Европа #сводки с фронта #сводки министерства обороны