Найти тему

Мы воюем с «призраками»? На начало 2022 года у Украины было 98 боевых самолетов, а уничтожено уже 140.

Оглавление
Самолет собирается из отдельных агрегатов: типовая схема членения.
Самолет собирается из отдельных агрегатов: типовая схема членения.

Цитата из опубликованных данных о составе авиации Украины.

На конец 2021 года, согласно справочнику, опубликованному на Украине на вооружении Воздушных сил ВСУ стоит 98 боевых самолетов. В их число входят: 43 легких истребителя МиГ-29, 26 тяжелых истребителей Су-27, 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 17 штурмовиков Су-25. Все самолеты представлены без учета модификаций.

Количество вертолетов, боевых, конечно же, примерно соответствует количеству самолетов и составляет 97 единиц. Здесь подсчитаны все стоящие на вооружении как на вооружении ВСУ, так и на вооружении Военно-морских сил Украины. В составе ВСУ числятся 88 вертолетов, из них 54 - военно-транспортные вертолеты марки Ми-8 всех модификаций и 34 - ударные МИ-24. В составе ВМС Украины числится 9 вертолетов, из них 4 вертолета Ка-27, 1 вертолет Ка-226 и 4 вертолета Ми-14. В каком состоянии вертолеты и какое количество их способно выполнять боевые задачи, также не указывается.

Ниже дана выборка из сводки минобороны.

Выборка из сводки министерства обороны РФ на 21. 04.2022
Выборка из сводки министерства обороны РФ на 21. 04.2022

Как известно, самолеты собирают на авиазаводе. Но менее известно, что сборка выполняется по частям: сначала собираются отдельные агрегаты и сборочные единицы в цехах агрегатной сборки, а затем все это доставляется в цех окончательной сборки, где из агрегатов и сборочных единиц собирается уже целый самолет.

Также обычно малоизвестен факт, что в воинских частях самолеты периодически… разбирают и собирают заново!

Первый вопрос: зачем разбирать самолет в воинской части? А если потом не смогут собрать?

На все агрегаты завод-изготовитель устанавливает гарантийный срок и сроки регламентных работ. Поломка агрегата в воздухе не то же самое, что аналогичная поломка автомашины, едущей по дороге – последствия разные. Поэтому в авиации очень ответственно относятся к выполнению регламентных (то есть предписанных заводом) осмотров и работ.

В каждой(!) авиационной воинской части есть ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть). Это небольшое укрытие, в котором самолет частично разбирают и в таком разобранном виде выполняют все регламентные работы. Соответственно, после осмотров и проведения работ, выполняют сборку. То есть ТЭЧ – это мини-сборочный цех. И он есть на каждой авиабазе.

Скрин с карты-гугл: план авиабазы под Черниговом, Украина
Скрин с карты-гугл: план авиабазы под Черниговом, Украина
Скрин той же авиабазы в увеличенном масштабе.
Скрин той же авиабазы в увеличенном масштабе.

Показана авиабаза в Чернигове. В советское время там стоял гвардейский авиаполк, который участвовал в защите Асуанской плотины в Египте в арабо-израильской войне 1967 года. Я выбрал ее для примера, потому что был знаком с этой авиабазой. На первом скрине показан общий план авиабазы, какой она была до спецоперации. 1 – взлетная полоса; 2 – ТЭЧ (а сегодня на ее базе еще и цех для ознакомления с детальным натурным устройством самолета при высшей авиашколе); 3 – батальон обслуживания.

На втором скрине та же ТЭЧ в увеличенном масштабе.

Самолет в ТЭЧ разбирают в такой степени, чтобы можно было выполнить нужные замены. Ни на йоту больше. Если надо заменить двигатель (поломка или выработка ресурса) – отстыковывают хвостовую часть. Если надо проверить или заменить топливные баки или агрегаты в крыле – отстыковывают консоли крыла. И так далее. На схеме членения (в начале статьи) показаны в принципе все те части, которые обычно входят в перечень работ.

Таким образом, на каждой авиабазе есть цех, инструмент и, главное, специальное оборудование для … сборки самолета из частей.

А части самолета можно привезти в вагоне!

Вы обратили внимание: в Киеве говорят, что самолетов они от НАТО не получали, а только «запчасти»? И что из Вашингтона «поправились», что целиком самолеты не поставлялись (то есть не перелетали границу). Все перестраховываются от обвинений со стороны России, которая предупреждала о такого рода пересечении воздушных границ. И вот – «поправки»: целыми не поставлялись. То есть бомбить аэродромы Польши или Румынии у России нет оснований… И наш генштаб совместно с ПВО тоже не подтверждает таких перелетов. Не придерешься!

«Грузите самолеты вагонами».

Подтверждение описанного в статье варианта поставки самолетов Украине  - от 26.05.2022
Подтверждение описанного в статье варианта поставки самолетов Украине - от 26.05.2022

Каждый отдельный агрегат – фюзеляж, хвостовая часть, консоли крыла, консоли и киль хвостового оперения, двигатель – вполне помещается в стандартный вагон или на стандартную платформу, а что-то из этого и в трейлер.

Фюзеляж вертолета на грузовой ЖД платформе
Фюзеляж вертолета на грузовой ЖД платформе
Фюзеляж самолета на специальной грузовой ЖД платформе
Фюзеляж самолета на специальной грузовой ЖД платформе
Консоль крыла доставлена в сборочный цех на трейлере.
Консоль крыла доставлена в сборочный цех на трейлере.
Хвостовое оперение в автофургоне
Хвостовое оперение в автофургоне

Если агрегаты полной комплектности – то есть после разборки летавшего самолета, - сборка и отладка систем после сборки – 5-7 дней, и самолет – как новенький.

Ранее уже рассказывал, что в той же ТЭЧ авиабазы из двух поврежденных самолетов можно собрать один целый: отстыковать поврежденные части и заменить их на неповрежденные. Кроме того, на складах при авиабазе всегда есть запасные части – кроме фюзеляжа и консолей крыла есть все остальное! Сами же склады – это отдельные объекты, расположенные, как правило, отдельно и на удалении от авиабазы. А если учесть поставки самолетов в разобранном виде из запасов стран НАТО вагонами, то количество оставшихся самолетов (при уничтоженных 140 единицах) может составлять 30-40 единиц. Аналогично дело может обстоять и с вертолетами.

То есть, авиацию Украины можно будет считать уничтоженной, когда в сводках минобороны РФ число уничтоженных самолетов дойдет до 180-200 единиц. А если операция продлится до конца года, то и до 250 единиц. Аналогично – по вертолетам.

При этом, чем меньше самолетов и особенно вертолетов остается в составе ВВС Украины, тем труднее их выследить и поразить на земле. Поэтому еще очень долго в сводках минобороны будет информация об атаках авиацией Украины наших войск и нашей территории. Таковы реалии боевых столкновений. Атаки на ТЭЧ авиабаз имеют смысл, но дают только временный эффект: во-первых, для ремонта достаточно простого навеса, оборудование довольно компактное (гидростанции, электрические стенды и т.п.) и также ремонтируется. А главное – любой гражданский аэропорт имеет ТЭЧ и полный набор нужного оборудования. А гражданские объекты мы не разрушаем. Хотя в условиях военного противостояния инфраструктура гражданских на 100% задействуется в военных целях и должна выводиться из строя. Поэтому «призраки» уничтоженных боевых самолетов и вертолетов еще долго будут обретать плоть и бороздить небо над нашими войсками.

По просьбе читателей опубликована "часть2" - анализ спустя год СВО

Читайте последнюю статью по проблемам спецоперации

#история #Россия #Украина #Армия #спецоперация #авиация #Европа #сводки с фронта #сводки министерства обороны