Продажи подержанных машин упадут лишь на 20%
Российский рынок автомобилей с пробегом, по оценкам экспертов и игроков, закончит 2022 год менее резким падением, чем сегмент новых автомобилей. Консенсус-прогноз отрасли по продажам машин с пробегом — снижение примерно на 20%, тогда как рынок новых машин может сократиться вдвое из-за прекращения поставок иностранных марок и приостановок производств в России, которые возобновятся не раньше третьего квартала, сообщает "Коммерсантъ".
Продажи машин с пробегом останутся сравнительно стабильными, несмотря на драматическое падение рынка новых автомобилей, следует из опроса «Ъ» среди дилеров, онлайн-агрегаторов и аналитиков. «Последние два года была очень высокая покупательская активность, а сейчас в один миг все изменилось. На сегодняшний день клиенты, зашедшие в автосалон или позвонившие в автосалон,— это большая редкость,— рассказал президент ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) Вячеслав Зубарев в ходе "Конвенции РОАД".— Очевидно, что рынок новых автомобилей в этом году просядет в разы».
По данным «Автостата», за прошедшую неделю апреля в РФ поставили на учет только 5,5 тыс. новых легковых машин, что схоже с неделей ранее (5,7 тыс.), но значительно меньше результатов начала марта, когда покупатели еще активно посещали автосалоны и склады машин были выше (около 16 тыс. штук).
Склады по новым автомобилям почти не растут: поставки есть только у китайских марок, тогда как остальные заводы, включая АвтоВАЗ, простаивают.
Рынки новых и подержанных автомобилей традиционно связаны, и обычно соотношение продаж на них составляет один к трем-четырем, говорит Сергей Удалов из «Автостата». Так, в 2021 году продажи новых легковых машин составили 1,53 млн штук, а подержанных — 5,95 млн штук.
По прогнозу «Автостата», в 2022 году продажи машин с пробегом упадут на 10–30%, тогда как новых — на 50–70%. Возможно и падение на 70%, если производство практически не восстановится.
Однако, как писал «Ъ» 25 марта и 19 апреля, АвтоВАЗ к июлю планирует вернуться к полноценной работе. При этом власти почти согласовали упрощения в конструкцию отечественных автомобилей, что позволит им меньше зависеть от поставок импортных компонентов, поэтому более вероятна реализация сценария падения рынка на 50%.
С начала же второго полугодия стимулом продаж станет отложенный спрос: перед сезоном отпусков рынок всегда «оттаивает». Глава «Авилон. Автомобили с пробегом» Николай Баскаков полагает, что дефицит автомобилей будет сохраняться как минимум в течение ближайших четырех-пяти месяцев: никаких предпосылок для стабилизации ситуации нет. Поставки и производство в РФ, помимо Haval, Lada и УАЗа, летом могут возобновить корейские марки, добавляет Сергей Удалов. Однако сейчас морские пути из Азии в РФ не работают, а поставки компонентов из ЕС запрещены санкциями. Кроме того, отмечают источники «Ъ», марки могут опасаться возобновлять выпуск до окончания военных действий на Украине из-за негативной реакции общественности в других странах.
Напомним, что автомобили с пробегом пользовались активным спросом последние полтора года, поскольку на рынок из-за проблем с компонентами выходило недостаточно новых машин. Это привело к значительному росту цен на б/у предложения. Сейчас же ситуация с ценами на них немного стабилизировалась: по данным «Дрома», средняя цена подержанного автомобиля в России снизилась с конца марта на 10% и по состоянию на 20 апреля составила 1,05 млн руб. Прайс на машины с пробегом в апреле постепенно вернулся на уровень февраля, подтверждает Николай Баскаков. Но и портрет клиента изменился, говорит он: если в марте повышенным спросом пользовались в первую очередь автомобили верхнего ценового сегмента — из-за падения курса рубля, то в апреле вырос спрос на автомобили с пробегом стоимостью до 2 млн руб.