Найти в Дзене
Евгений Орлов

Наш старшина.

Сегодня, 1-го мая, день рождения Вадима Масалытина и этот рассказ из восьмидесятых годов прошлого уже века имеет отношение к его персоне. — У кого будут вопросы? — с хрипотцой в голосе традиционно спросил в конце пары лектор. Так буднично и даже банально начался этот рассказ. Однако, уважаемый читатель, не суди впопыхах. Будет, о чём задуматься по его прочтении. На дворе 1984 год. Были мы, судоводители Мурманской мореходки, на втором курсе. Эта лекция для нашего потока читалась по дисциплине с предельно конкретным названием “Марксистско-ленинская философия”. Тема лекции: “Методы познания”. Наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, эмпирический и теоретический, от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация и математизация… думаю, достаточно. У читателя уже нет сомнений, что автор присутствовал на той лекции? И да, аудитория номер 110, что в старом корпусе, длинная такая. Анатолий Афанасьевич Панченко, ректор МВИМУ, находился за кафедрой. Он

Сегодня, 1-го мая, день рождения Вадима Масалытина и этот рассказ из восьмидесятых годов прошлого уже века имеет отношение к его персоне.

Саша Абрамов, Андрей Юрченков, Коля Дрембач, Гена Майзенштейн, Игорь Агафонов, Вадим Масалытин, Сергей Земчук, Вова Мандрыкин, Костя Петров.
Саша Абрамов, Андрей Юрченков, Коля Дрембач, Гена Майзенштейн, Игорь Агафонов, Вадим Масалытин, Сергей Земчук, Вова Мандрыкин, Костя Петров.

— У кого будут вопросы? — с хрипотцой в голосе традиционно спросил в конце пары лектор. Так буднично и даже банально начался этот рассказ. Однако, уважаемый читатель, не суди впопыхах. Будет, о чём задуматься по его прочтении.

На дворе 1984 год. Были мы, судоводители Мурманской мореходки, на втором курсе. Эта лекция для нашего потока читалась по дисциплине с предельно конкретным названием “Марксистско-ленинская философия”. Тема лекции: “Методы познания”. Наблюдение и опыт, анализ и синтез, индукция и дедукция, эмпирический и теоретический, от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация и математизация… думаю, достаточно. У читателя уже нет сомнений, что автор присутствовал на той лекции? И да, аудитория номер 110, что в старом корпусе, длинная такая.

Анатолий Афанасьевич Панченко, ректор МВИМУ, находился за кафедрой. Он терпеливо ждал реакции слушателей-учащихся на свой вопрос. Посему лекция не была закончена, и в воздухе стояла та особая тишина, предвещающая начало перерыва на обед и сопутствующий этому перерыву взрыв гвалта.

— Прошу, вопросы есть?

Обычным ответом всегда было упрямое молчание в аудитории. Анатолий Афанасьевич однажды даже высказался на этот счёт: “Одно из двух: или всё ясно, или ничего не понятно — либо то, либо другое”. Конечно, он бы предпочёл ответить на вопросы в конце лекции. Это помогло бы понять, как усваивается материал. Но, сказать честно, мы попросту тушевались… Однако в этот раз одинокая рука курсанта взметнулась ввысь.

— Зам-старшины первой роты второго курса СВФ Масалытин! — представился курсант, — Разрешите задать вопрос не по теме лекции?

— Да, задавайте, Вадим Владимирович, — ректор был лично знаком с Масалытиным, ведь при начале каждой лекции, да и при всяком построении старшина отдавал рапорт от лица роты.

Вадим задал вопрос о начислении ленинской стипендии отличнику Березенко. Точнее о её НЕ начислении, продолжительном не начислении. Полгода назад необходимые документы были переданы в расчётную часть бухгалтерии. Из месяца в месяц, всё ж, начисление велось по-старому. Где найти справедливость?

Поясню, что ленинская стипендия была на сто рублей больше повышенной. Вопрос потому был совершенно непраздным, имел внушительную материальную основу. Вопрос был обращён не к лектору философии Панченко, а к ректору — высшему начальнику училища.

Поясню также, что к тому времени за плечами Вадима Масалытина была служба в армии. Два года в Гайжюнайском учебном центре Воздушно-десантных войск, в котором готовили воинов-десантников, специалистов с отличной боевой выучкой, физической и маршевой закалкой, твёрдой волей. Каждый выпускник учебки должен был уметь водить боевые машины, совершать прыжки с парашютом днём и ночью, быть хорошим разведчиком, сапёром-подрывником, радистом.

Уже в настоящее время из уст моего однокашника я как-то услышал шутку: “Повезло, дескать, нашему курсу, что Вадим пришёл именно на наш поток судоводов. Ведь не с первого раза поступил в МВИМУ — специально пропустил год, дождался нашего курса!” В этом шутливом замечании велика доля истины. Благодаря, в частности и Вадиму, и его вкладу наш курс, наши две роты СВФ, показали себя такими сплоченными и потому такими успешными по жизни…

Возвращаясь к повествованию… Анатолий Афанасьевич с интересом выслушал вопрос Масалытина. Пояснил, что такой вопрос требует утверждения в Москве и потому такой долгий срок рассмотрения. В заключение дал обещание разобраться. Перед началом следующей лекции, которая была через неделю, ректор Панченко сам поднял этот вопрос. Он сообщил о бесспорной правоте Сергея Березенко и о ректорском приказе доначислить и выплатить ему всю сумму ленинской стипендии за полгода.

К сожалению, и после этого приказа что-то надо было доказывать в расчётной части, что-то объяснять. В итоге шестьсот советских рублей Сергею были выплачены. И третья группа полным составом отправилась в “Грот”. Помните, наверно, этот ресторан-бар, один из лучших в те времена в Мурманске. Серёга каждому купил по два талона. Была такая система. На каждый талон посетитель бара получал по курице-гриль и три бокала пива. Весело тогда отмечали ленинскую стипендию курсанта Березенко Сергея Дмитриевича, нынешнего директора Морского института в составе Мурманского государственного технического университета.

Конец рассказа, мне добавить нечего. Разве что, ещё раз обращусь к читателю: “В самом деле, это не малого стоит, так обратиться с прямым и нелицеприятным вопросом к ректору училища! И не за себя, а за подчинённого!”

11 февраля 2022 года.