Найти тему

Как обстоят дела в пищевой промышленности и науке России? Интервью с Сергеем Мокрушиным, инженером АСУ и преподавателем МГУПП

Сегодня мы побеседуем с уникальным человеком. Сергей Мокрушин – доцент кафедры «Автоматизированные системы управления биотехнологическими процессами» МГУПП, к.т.н., инженер, бывший начальник отдела автоматизации нашего кировского дилера «Альфа-Пром». Сергею удалось воплотить в себе два очень редко пересекающихся амплуа – реального автоматизатора-практика и преподавателя-теоретика в вузе. Как и почему профессионал, автоматизировавший десятки процессов и промышленных предприятий, решил «пойти в науку», получить ученую степень и заняться преподавательской деятельностью? Какие плюсы и минусы он видит в современной российской науке? Что в будущем ждет российскую промышленность? Все эти вопросы, и многое другое, мы обсудим с Сергеем.

Сергей, здравствуйте! Расскажите, пожалуйста, о себе: откуда Вы родом, что окончили и как пришли к автоматизации промышленности?

– Здравствуйте. Я родился в Кировской области. Окончил Вятский государственный университет, факультет автоматики и вычислительной техники, кафедру электропривода и автоматизации промышленных установок.

Выбор будущей профессии, связанной с автоматизацией производственных процессов, был полностью осознанным. Мне с детства нравились научные книги, особенно связанные с новыми изобретениями и робототехникой, и технические науки: физика и химия. Более всего я тяготел к прикладным знаниям, всегда хотелось создать что-то полезное. А область автоматизации казалась мне очень интересным направлением в науке, и я считаю, что не ошибся с выбором.

Какие предприятия, промышленные объекты автоматизировали? Вообще, какая промышленность особенно сильна у Вас на родине, в Кирове?

– В Кировской области, я считаю, особенно сильна пищевая промышленность. Взять хотя бы всем известный Вятский квас. Именно предприятия пищевой промышленности в Кировской области всегда были оснащены передовыми системами автоматики, именно на эти предприятия всегда стремились попасть выпускники и, насколько мне известно, никто не пожалел о своём выборе.

В своей профессиональной карьере я не раз участвовал в автоматизации технологических процессов пищевых производств. Для меня они являются наиболее знакомыми. Особенно долго я занимался автоматизацией процесса стерилизации консервов, будучи сотрудником компании «Альфа-Пром», принимал участие в модернизации промышленных автоклавов по всей России.

Кроме автоматизации пищевых производств, я сталкивался с автоматизацией электротермических установок, биогазовых установок, камер сушки, различных прессов, весовых станций, насосных станций, тепловых узлов, систем вентиляции и других установок из множества отраслей производства. Старался никогда не отказываться от предложений провести автоматизацию или модернизацию системы управления.

Какой внушительный список! А специализируетесь именно на «пищевке» потому, что в Кирове ее много и часто поступали заказы на ее автоматизацию?

– Именно. К тому же, чем больше я выполнял проектов в данной сфере, тем яснее мне становилось, что технологические процессы пищевых производств не так просты, как кажутся. Каждое новое задание от технологов звучало как вызов. Иногда казалось, что обеспечить заданные параметры технологического процесса в текущих условиях невозможно, но совместная работа с инженерами-механиками, энергетиками и службой КИПиА предприятия позволяла находить решения для любой ситуации. Мне всегда было интересно учиться у коллег.

Как оцениваете состояние отрасли?

– Если кратко: пищевая промышленность была, есть и будет всегда, пока существует человек. С каждым годом задачи в данной отрасли будут только усложняться. Добиться качества продукции можно только за счёт полной автоматизации технологического процесса, к чему мы и движемся.

Спасибо. Как и где Вы «пересеклись» с университетами и сферой высшего образования?

– После окончания университета я сразу поступил в аспирантуру. Во время обучения в аспирантуре я активно старался участвовать во всевозможных проектах по автоматизации на предприятиях региона и по всей России. Я просто «охотился» за возможностью что-то автоматизировать, пока не столкнулся с автоматизацией процесса стерилизации консервов. Мне этот процесс, на тот момент, показался достаточно сложным и интересным, и я задумался над написанием по этой теме кандидатской диссертации. Я сосредоточился на его изучении и очень плотно работал с несколькими консервными заводами. По результатам работы написана и защищена кандидатская диссертация.

Почему вдруг решили работать над кандидатской диссертацией и стать к.т.н. (кандидатом технических наук)? Или это было не «вдруг»?

– Стать кандидатом технических наук я решил ещё в школе. На тот момент «преподаватель университета» звучало очень гордо, и казалось, что деятельность сопряжена с неплохими финансовыми возможностями. По окончанию вуза я понял, что дело обстоит не совсем так, как в моих мечтах, но отклоняться от выбранной траектории я не стал. Я попробовал себя на заводе в качестве инженера отдела автоматизации; в инжиниринговой компании в качестве начальника отдела автоматизации, но нашёл себя как преподаватель университета. При этом, на протяжении всей своей карьеры, я никогда не прекращал выполнять заказы по автоматизации производственных процессов и никогда не прекращал свою педагогическую деятельность. Эти два направления во мне слились неразрывно, менялись только акценты. Именно этот подход позволяет мне оставаться хорошим преподавателем, который учит тому, что знает по собственному опыту. При этом на производстве я могу решать не только типовые задачи, ведь кроме практических навыков, я постоянно обновляю свои теоретические знания и всегда стараюсь их применить на практике.

Почему выбор пал на московский вуз и именно на МГУПП?

– Всё связано с защитой кандидатской диссертации. Именно в Московском государственном университете пищевых производств мою диссертацию оценили в полном объёме, она как будто была написана для данного диссертационного совета! Именно здесь я смог рассказать о своих наработках и получить обратную связь. В итоге я понял, что оказался среди единомышленников, и решил остаться. Мои научные интересы совпадают с интересами остальных коллег на кафедре и это очень помогает в работе и дальнейшем развитии.

Кроме всего прочего, в данном регионе я рассчитываю на большее количество заказов в области автоматизации.

Какова Ваша сфера научных интересов? Не скучно ли после «полей» преподавать в университете?

– Сфера моих научных интересов – это теория автоматического управления. Но акцент у меня больше на её практическое применение, то есть на автоматизацию технологических процессов и производств. Особенно мне нравится использовать знания из теории автоматического управления при создании систем управления и реализации алгоритмов в виде программ на логических контроллерах. При этом моя связь с производством не утеряна, и я всегда рад взяться за интересный проект в рамках хоздоговора между предприятием и вузом.

Есть ли реальные внедрения Ваших изобретений и модернизированных агрегатов на предприятиях?

– Реальных внедрений много. Большее их количество связано с автоматизацией установок для стерилизации консервов (автоклавов). Я постарался сделать этот проект серийным и оформить в виде готового к использованию щита автоматики. Мне кажется, у меня получилось. Все свои наработки, включая программный код, я поместил в последнюю главу своей диссертационной работы, которая была посвящена практическому внедрению предлагаемой системы автоматического управления. Кроме этого проекта, были задания на модернизацию и автоматизацию других технологических установок, но все они носили характер разовых заказов. Хотя некоторые проекты были гораздо сложнее, чем автоматизация автоклава, серийным получился именно этот продукт.

Не могу не спросить о наболевшем. Скажите, ведь на большинстве пищевых предприятий страны используются агрегаты основных процессов и упаковочные линии европейского производства?

– Да, на большинстве предприятий используются технологические линии европейского производства, которые оснащены средствами автоматизации европейского производства. И ни для кого не секрет, что это, в основном, оборудование компании Siemens. Поэтому я автоматизировал те технологические процессы и установки на предприятиях, которые были нестандартными и не закупались готовыми как агрегаты основных процессов. Часто это были установки и оборудование, сделанные своими силами или по заказу с привлечением подрядчика. Даже посчастливилось работать с предприятием, которое выпускало мини-заводы отечественного производства.

Как считаете, сможем без европейских комплектующих стабильно производить тушенку, крупы и т.д.?

– Несмотря на сложившиеся трудности, я уверен, что отечественные специалисты найдут выход из ситуации. Никто не понимает всех тонкостей работы установок так, как обслуживающий их персонал, и слава Богу, что все эти установки обслуживали наши инженеры. Если они работали с европейской элементной базой, то смогут работать и с отечественной, главное, чтобы такая альтернатива существовала. Хотя я знаю на собственном опыте, что заменить существующую систему автоматики в работающей установке сложнее, чем разработать «с нуля» собственную систему на стадии проектирования установки. На этой стадии есть больше времени на проектирование и отладку и можно вносить существенные изменения в проект, при модернизации существующей установки этих преимуществ чаще всего нет.

Спасибо за ответ. Давайте поговорим об отечественных средствах автоматизации. Когда Вы впервые познакомились с автоматикой ОВЕН? Как это произошло и что это был за прибор (приборы)?

Я познакомился с элементами автоматики ОВЕН во время прохождения производственной практики на маслозаводе. Первым прибором, с которым я столкнулся, был измеритель-регулятор температуры ТРМ1, который являлся основой системы управления заквасочника. Это было давно. Тогда ещё повсеместно использовали советские электронные приборы, такие как КСП-2, ДИСК-250 и другие, при этом старого, аналогового, исполнения. А тут в установке был современный микропроцессорный прибор и меня, как молодого специалиста, отправили с ним разбираться и его настраивать. Так я узнал о компании и стал интересоваться её продукцией. После, во время написания дипломного проекта, я вспомнил свой опыт работы на предприятии и вместо использования электронных приборов предложил в проекте использовать микропроцессорные приборы компании ОВЕН. Кстати, мой дипломный проект на базе приборов компании ОВЕН выиграл в конкурсе инженерных проектов среди молодых специалистов предприятия и был реально внедрён на производстве, а я получил за это небольшую премию.

Приятный бонус 😊 Чем понравилось или, может, не понравилось Вам тогда работать с ТРМ ОВЕН?

– Всем известно, что одной из самых сильных сторон компании ОВЕН являлась и является техническая поддержка и техническое сопровождение продукции. В давние времена, когда я только начинал работать в данной сфере, найти руководство по эксплуатации на иностранный прибор на русском языке уже было удачей. Компания ОВЕН, в свою очередь, предлагала не только полное техническое описание приборов на русском языке, но и консультации по интересующим вопросам. Было полное и понятное описание по настройке и работе с приборами. Это сразу подкупало. Также нельзя не отметить журнал АиП. В нём я нашёл очень много полезных идей и ответов на вопросы. Вся эта всесторонняя поддержка позволила мне быстро освоить практически всю линейку приборов ОВЕН. Если у меня возникали трудности, я звонил в техническую поддержку, и вопрос решался за считанные минуты. Я ощущал, что я не один при решении проблемы. В настоящее время стоит отметить ещё и форум компании ОВЕН и помощь от сообщества профессионалов. Всё это дорогого стоит.

Спасибо за высокую оценку наших усилий! Насколько я знаю, потом Вы стали ставить ОВЕН почти во все свои проекты. И даже в кандидатской диссертации модернизированный автоклав для производства консервов управляется автоматикой ОВЕН. Прямо вся система – от датчиков температуры и давления до ПЛК. Расскажите поподробнее, чем автоматика ОВЕН хороша для современных производств?

– Подавляющее большинство реализованных мною проектов выполнялось на базе средств автоматизации компании ОВЕН. В том числе и система управления, которую я разработал в ходе выполнения диссертационной работы. Всё это не случайно. Дело в том, что я изначально желал выполнять проекты именно на отечественной элементной базе и использовал элементы иностранного производства только при отсутствии их аналогов среди отечественных производителей. Так, к примеру, я использовал в некоторых проектах датчики компании Omron, так как подходящей альтернативы им на тот момент не было. То же было с частотными преобразователями до недавнего времени.

В конечном итоге компания ОВЕН так расширила линейку своей продукции, что искать альтернативу больше не требовалось. Замечу, что это резко выделяет компанию ОВЕН среди других отечественных производителей средств автоматизации. Компания выпускает практически всё, что требуется для создания большинства проектов по автоматизации. Всё можно купить в одном месте. Но не это главное. Главное, что все элементы, выпускаемые компанией ОВЕН идеально подходят друг к другу, и ты даже не замечаешь, как легко всё согласуется. Как раз до тех пор, пока не пытаешься установить в систему элемент другого производителя.

Я знаю, что Вы практически своими руками оборудовали на своей кафедре лабораторию АСУ ТП, где обучаете студентов программированию ПЛК ОВЕН. Расскажите поподробнее, как у Вас появилась эта идея и как Вы ее реализовали?

– За время своей преподавательской деятельности я создал много стендов. Все предыдущие стенды выполнялись по принципу «Реальная система управления – Реальный объект управления». В настоящее время я поменял подход. Сейчас у меня остаётся реальная система управления, а объект управления представлен в виде цифрового «двойника». Это позволяет мне сократить размеры лабораторной установки, оперативно и существенно изменять параметры объекта управления, на одном стенде поочерёдно имитировать работу нескольких объектов управления и т.д. При таком подходе я могу быстро менять условия задачи, что требует от студентов изменять параметры, а иногда и структуру проектируемой системы управления. Кроме проектирования систем управления, на данных стендах мы изучаем создание имитационных моделей технологических процессов. Благодаря такой работе количество цифровых двойников возрастает с каждым годом. Таким образом, теперь один стенд заменяет большое количество разных лабораторных установок. Это очень выгодно и эффективно.

Оборудование для этого стенда – ПЛК160, СПК107, блок питания БП120Б, модули ввода-вывода – нам предоставила компания ОВЕН в рамках Программы сотрудничества с вузами. За это большое спасибо!

Спасибо Вам. Давайте теперь о глобальном. Как Вы оцениваете состояние науки в России? Чем она сильна и чего ей, на Ваш взгляд, не хватает?

– На мой взгляд, молодёжь в науку идёт неохотно. Заниматься наукой сложно, а выгода не сразу очевидна. Гораздо эффективнее, с финансовой точки зрения, идти работать сразу на предприятие, а ещё выгоднее быть продавцом или менеджером. Поэтому студенты часто сомневаются даже на этапе поступления в магистратуру, не говоря про аспирантуру. Мы всегда стараемся разъяснять студентам, что жизнь не сводится только к финансовому благополучию. У любого человека есть ещё потребность в познании мира, развитии и самореализации. Наука позволяет полностью реализовать в себе эти потребности. Будет сложно, но в итоге человек получает более глубокие и обширные знания об окружающем мире, повышает свой авторитет среди коллег и специалистов в выбранной области деятельности, а иногда и за её пределами, и в результате добивается финансового успеха. Но такой путь дольше и труднее, чем сразу отправиться зарабатывать по окончанию вуза. В виду последних событий, я уверен, ситуация изменится, и слова «инженер», «конструктор», «преподаватель», «учёный» вновь будут звучать гордо.

Нет ли в МГУПП и конкретно на Вашей кафедре проблемы стареющего преподавательского состава и нехватки «свежей крови»? Поясню – я учился в МИСиС, и на нашей кафедре – ЭРПТ – более половины сотрудников было преклонного возраста, которые еще оставались в штате за «былые заслуги». Нет ли такой же проблемы у вас в университете?

– Про университет в целом не скажу, но на кафедре автоматизированных систем управления биотехнологическими процессами такой ситуации нет. Коллектив то, что надо: много молодых аспирантов, ассистентов и кандидатов наук, есть даже молодые доктора наук. Состав кафедры можно посмотреть на сайте вуза.

В том, что на кафедре происходит своевременное обновление кадров и много молодых специалистов – это полностью заслуга заведующей кафедрой Благовещенской Маргариты Михайловны. Она очень грамотно подошла к решению этой острой проблемы, которая складывается на многих кафедрах в разных учебных заведениях. Она изо всех сил поддерживает успешную работу нашего диссертационного совета по направлению «Автоматизация», учёным секретарём которого, кстати, являюсь я. В нашем совете регулярно проходят защиты кандидатских и докторских диссертаций. Молодые люди ставят себе целью получение учёной степени, и видят, что на нашей кафедре они могут реально её достигнуть. А когда цель по истечению некоторого времени бывает достигнута, они понимают, что не хотят расставаться с полюбившимся коллективом и остаются работать на кафедре. При этом абсолютно все преподаватели, помимо рутинной работы, связанной с педагогической деятельностью, занимаются интересующей их научной деятельностью, ведут кружки по научным интересам. Поддержка от руководителя кафедры и руководителей университета всесторонняя, что способствует творческому развитию сотрудников, помогает в реализации их научно-технических проектов и ведёт к финансовому благополучию.

Хорошая у Вас кафедра! Вы представляете собой «сплав» огромного практического опыта и серьезной теоретической подготовки. Как считаете, практический опыт сильно помогает Вам в Вашей научной и преподавательской деятельности?

– Конечно. Наличие практического опыта позволяет мне легче готовиться к занятиям, я могу всегда приводить примеры из жизни, разбирать на занятиях реальные задачи. Их у меня накопилось много. Это, в свою очередь, вызывает доверие ко мне со стороны студентов, и они охотно меня слушают, что меня дополнительно мотивирует. В общем, замкнутый цикл 😊

Сергей Мокрушин со своими студентами
Сергей Мокрушин со своими студентами

И последний вопрос. Ваш прогноз: что ждет нашу пищевую промышленность в будущем?

– Мой прогноз-пожелание таков: в будущем Россия будет ведущим экспортёром пищевых продуктов на мировом рынке. И продукты эти будут не в виде сырья, а как готовый, конечный продукт. Я верю в перевооружение и импортозамещение отечественного производства. Я верю, что отечественное машиностроение воспрянет и появятся отечественные производственные линии, которые будут лучше зарубежных. Я верю, что наши технологи добьются впечатляющих результатов в рецептуре, и в мире появится много продуктов под марками российских брендов. Нужно верить и идти к цели! За последние десятилетия мы слишком расслабились.

Сергей, большое спасибо за интервью! Желаем дальнейших успехов в научной деятельности, новых побед и достижений!

Беседу вел Алексей Сидорцев

Еще интервью с нашего канала:

· Самогонный аппарат на ОВЕНе. Интервью с создателем

· Электрошаман cs-cs.net: о профессии, своей философии и работах. Интервью, часть 1

· Девочка-электромонтажник дает фору мужчинам в сборке щитов. Интервью

· Инженер КИПиА честно и без прикрас о своей работе и “плюсах”- “минусах” оборудования ОВЕН. Интервью

Подписывайтесь на наш канал!