В этой статье мы расскажем о тонкостях измерения социального статуса. Вторая ее часть выйдет совсем скоро и расскажет об однокритериальных и мультикритериальных показателях в оценке социального статуса.
Существует три типа методов измерения социального статуса: объективные, субъективные и интерпретационные.
Объективные методы подразумевают изучение и подсчет количественных переменных, которые представляют социально-экономический статус. К таким переменным относят занятие, образование, доход.
Субъективные методы основываются на личной оценивании респондентами других персон либо восприятии себя как индивидуума. У субъективных методов есть определенные недостатки. Во-первых, отвечающие часто не хотят правдиво оценивать собственные классовые позиции. Как правило, это проявляется в идентификации самого себя на уровень выше от реального положения. Во-вторых, респонденты с осторожностью относятся к крайним вариантам, то есть самым низким и самым высоким классам, выбирая, что подходит другим людям. Другими словами, большинство предпочитает выбирать оценки близкие к средним, что портит итоговые результаты.
Интерпретационный метод работает следующим образом: аналитик начинает тщательный процесс исследования текстов (журнальные и газетные статьи, посты в соцсетях, материалы радио- и телевизионных передач, книги, исторические записи и так далее.
Критерии, определяющие социальный класс, обычно такие: образование, род деятельности, размер и вид места жительства, доход, собственность. Такие критерии используются, когда цель исследования связана с маркетингом. Однако, не для всех стран наборы параметров будут иметь равное значение. Для малоразвитой, далекой от демократии страны, будут более важны такие критерии как раса, национальность, пол, возраст, которые человек хотя и не выбирает, но в таком обществе ощущает их влияние на свой социальный статус. В странах же с развитой демократией, больший эффект имеют индивидуальные особенности, личный опыт и успех, а не факторы происхождения.
Больший опыт как в измерении социального статуса, так и в целом в маркетинге, имеют те страны, где дольше развивалась свободная рыночная экономика.