Художник-супрематист, дизайнер выставок и фарфора, супруг художницы Анны Лепорской.
Николай Михайлович Суетин родился в Калужской губернии. Во время Первой Мировой войны служил в армии. После службы осел в Витебске. В 1918 — 1922 годах учился в Витебском художественном училище у Казимира Малевича. В 1920 году вступил в группу УНОВИС, участвовал в её выставках в Москве и Витебске.
В 1922 году Суетин вместе с Казимиром Малевичем и Ильёй Чашником переехал в Петроград. Участвовал в работе МХК и ГИНХУКа. С 1925 года руководил отделом материальной культуры ГИНХУКа, работал в экспериментальной лаборатории петроградского Декоративного института. В 1927 — 1928 годах вместе с Ильёй Чашником работал в архитектурной мастерской Александра Никольского. С 1922 года сотрудничал с Государственном фарфоровым заводом (больше известном под поздним названием «Ленинградский фарфоровый завод», ЛФЗ). С 1932 по 1952 год был главным художником этого завода. Участвовал во многих художественных и художественно-промышленных выставках 1920-х и 1930-х годов.
Николай Суетин был техническим исполнителем скульптур-архитектонов Казимира Малевича. Кроме того, на ЛФЗ он выполнил много супрематических проектов фарфоровых ваз, чайников, чернильниц (эта серия предметов, во многом схожая с архитектонами, получила название «суетонов»). В 1935 году по проекту Суетина были изготовлены гроб и надгробие Казимира Малевича.
Суетин был в числе оформителей советского павильона на Всемирной выставке в Париже 1937 года (павильон получил Гран-при выставки), в 1939 году оформил советский павильон на Всемирной выставке в Нью-Йорке. В 1943 — 1944 годах оформил выставку «Героическая оборона Ленинграда», ставшую затем Музеем обороны Ленинграда. До 1949 года был главным художником этого музея.
Предметы, спроектированные Николаем Суетиным, в первую очередь его супрематические вазы-«суетоны» — всемирно известные образцы русского авангардного дизайна.
#русский авангард #николай суетин #архитектон #казимир малевич #супрематизм