Найти тему
E:\music\

Вспоминаем альбом Teenage Fanclub – "Bandwagonesque" (1991)

#alternative rock | #power pop | #jangle pop

Любой рассказ о Bandwagonesque (как, и, наверное, о группе Teenage Fanclub) всегда начинается с того, как журнал Spin поставил его на первое место в списке лучших альтернативных альбомов 1991 года. На первый взгляд, это достижение не то чтобы скромное, но и не особо выдающееся, однако не надо забывать, что это было главное американское издание о музыке в эпоху до Интернета, и в это же время вышел Nevermind– блокбастер, пластинка, без которой современную гитарную музыку представить довольно сложно. В отличие от Nirvana, Teenage Fanclub так и не стали известны в мейнстримной среде, главенство в топе Spin так и осталось их вершиной, и они закрепились в качестве культовых звезд на инди-сцене.

Отчасти это связано с тем, что для того времени их музыка очень сильно отличалась как и от собратьев по лейблу Creation, так и от модного в то время гранжевого звучания. Как признавались участники, группа вдохновляется “тремя B” – The Byrds, The Beach Boys и, конечно, Big Star, сходство с которой критики отмечали особо. Собственно, если попробовать описать звук на этом альбоме, можно сказать, что это что-то среднее между этими тремя группами. Видно, что все это очень мягкая поп-музыка, в которой доминируют мелодия и вокальные гармонии. Являются ли Teenage Fanclub слепыми подражателями этих групп, стремящимися заработать на проверенных временем ходах? Вовсе нет. Во-первых, конкретно на Bandwagonesque, звучание не такое уж слащавое и мягкое. Здесь присутствует некоторое количество запилов, дисторшена. Мощная инструменталка Satan, например, скорее отсылает нас к Сиэтлу, чем к Калифорнии. Начало главного сингла Star Sign состоит из минуты гитарного шума. Таким образом, они не просто пытались подражать своим кумирам, а, на деле, стремились перенести их идеи на актуальное для своего времени звучание. Парадокс, но любая современная инди-поп группа от Alvvays до Withered Hand делает тоже самое с музыкой Teenage Fanclub.

Во-вторых, безусловно, группу вытягивает выдающийся сонграйтинг. В TF авторами песен перманентно являются три участника, но Реймонд МакГинли, лид-гитарист, написал здесь только одну песню – I Don’t Know, пожалуй, самую подражательную и слабую композицию на альбоме. Нормана Блейка и Жеральда Лава часто сравнивают с Ленноном и Маккартни соответственно, но на мой скромный взгляд, это сравнение достаточно натянутое. Что один, что другой пишут в принципе одинаковую музыку – мелодичную, прямую, verse chorus verse, что называется. Однако, голоса у них разные, поэтому и ощущения от их музыки совершенно противоположные. Жеральд Лав, басист (разве что здесь есть сходство с Маккартни) обладает мальчишеским тенором, поэтому на практике его песни в группе самые нежные, самые плаксивые –December, Star Sign, Guiding Star, это все похожие по духу бесстыдные поп-песни. Норман Блейк, лидер группы, обладает самым блеклым и грубоватым голосом, однако он является самым талантливым сонграйтером из всех троих. The Concept, надрывная, эпичная – самая известная песня из альбома, да и пожалуй из их репертуара. В эту же категорию попадает бесподобная Alcoholiday. В общем, кроме вышеупомянутый I Don’t Know и немного невнятного эндинга It This Music?(название словно намекает) на Bandwagonesque совершенно нет слабых мест.

Если вам альбом понравился, непременно ознакомьтесь с Grand Prix (1995) – чуть менее культовый и известный их альбом, но мой любимый в дискографии. Группа отбросила уже к тому времени ненужные гранжевые рудименты и заиграла чистейший гитарный поп в духе того же Big Star c наикласнейшимшим сонграйтингом и продакшоном. В дальнейшем Teenage Fanclub уже перестали экспериментировать со своим звучанием и их музыка стала похожа на осовремененных Byrds – качественно, но как-то без искорки. Рекомендую слушать синглы и сборники хитов, если очень хочется добавки к этим двум вышеперечисленным альбомам.

Яндекс.Музыка / Apple Musiс / YouTube Music