Найти тему

(Оконч) Как пережили кризисные ФЕВРАЛЬ И МАРТ 2022

Окончание истории, как мы в семейном интернет-магазине проработали март 2022. Как справились, что получилось хорошо, а что не очень.

Начало тут, описала про нас, и что понеслось в феврале после слов президента:

Продолжение - развитие ситуации в марте 2022, что с было с поставщиками, клиентами и продажами в интернет-магазине:

И теперь окончание. Поехали.

картинка с просторов интернета.
картинка с просторов интернета.

-

Итак, в марте 2022 надо было решить 3 ключевые проблемы:

  1. Справиться с паникой и неопределенностью, излучать оптимизм перед сотрудниками и всеми партнерами
  2. Срочно решить неожиданную проблему - погашение задолженности на уровне месячного оборота, возникшей с отменой товарного кредита (почти все поставщики одномоментно перешли на 100% предоплату и потребовали за ранее полученный товар выплатить все немедленно)
  3. решить, что делать дальше, к чему быть готовым, чтобы сохранить коллектив и компанию в целом (у нас 95% импорта и нависла угроза "нечем торговать далее").

Далее об этом подробно

-

1. Как справились с паникой и неопределенностью

Вообще, как известно

Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Для начала деятельности составляют бизнес-план. Далее его придерживаются, конечно жизнь вносит коррективы, но тем не менее риск известен (заложен), и уровень риска тоже.

Если относительно нас, то наши риски были внутренние:

  • например "перестанем соответствовать требованию поставщиков для участия в официальном канале продаж"
  • или "перестанем быть конкурентоспособными и клиенты перестанут у нас покупать".

-

А теперь, после 22 февраля, возникли неожиданные (новые для нас) СВЕРХ риски (и от нас совершенно не зависящие):

  • "поставщики уйдут из России, нечем будет торговать"
  • и "будут серьезные экономические проблемы и у клиентов пропадет такая потребность (рынок резко уменьшиться)".

И это в сочетании с ОГРОМНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ что и как дальше.

Я прекрасно помню, ежедневно НОВУЮ информацию в феврале и марте 2022 , и каждодневный вопрос "что это значит для нас?" и "что будет дальше?"

-2

Неопределенность - это недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решений и осуществления всех действий.

То есть теперь СОВСЕМ другая история!

Получается нам вдвоем с мужем (собственникам) надо было для себя сделать СТОП.

И заново принять решение - мы продолжаем бизнес? То есть мы должны были отдать отчет, что теперь все гораздо хуже. И заново решить, что да, продолжаем.

-

Поэтому, как ни грустна причина, важно решение, сделанное в эти дни. Что мы "Идем ВПЕРЕД" и "Боремся как сможем".

картинка с просторов интернета.
картинка с просторов интернета.

Наш бизнес: часть нашей жизни, мы ценим сотрудников, клиентов, партнеров, все действия, что делаем и все успехи, что получаются.

Если бы это нам свалилось на "блюдечке"...

Нет, В НАШЕМ ДЕЛЕ мы сделали все сами ОТ И ДО! От идеи, кем хотим быть и чем заниматься, до всех действий, что сделали и будем делать. Для нас это дорогого стоит. И скромно надеемся, что мы полезны...

Подробнее о нас тут

-

А когда принято решение, работать гораздо спокойнее.

-

2. Как погасили задолженность на уровне месячного оборота

Вот это была форс-мажорная ситуация!!!

Один за другим поставщики одномоментно, начиная с 1 марта присылали требование оплатить задолженность за ранее отгруженные товары и далее платить по 100% предоплате.

Картинка с просторов интернета.
Картинка с просторов интернета.

То есть была одна финансовая модель деятельности (которую кстати нарабатывали ДОЛГИМИ ГОДАМИ ДОВЕРИЯ), а тут раз, и надо обеспечить другую (резко хуже), причем без никакого запаса во времени, иначе стоп-отгрузки.

-

Наша специфика: много заказных позиций, которые нерентабельно держать на своем складе (продажи условно раз в год), а каталоги у поставщиков настолько обширные, что все держать невозможно (условно вот это с красненькой кнопочкой, а это с синенькой, а это с зеленой, и что в наличии с красненькой, а хотят зелененькую - делу не поможет, надо привезти с зелененькой, а такое у нас в регионе покупают редко).

В итоге продажи товаров идут по двум категориям

  • массовка, ее держим конечно на своем складе
  • и заказные позиции, они на складе поставщиков, сроки перемещения от них к нам 1-5 дней, а если нет в России, то 1-2 месяца.

-

Поэтому, категорически нельзя было допускать остановки отгрузок. Потому что заказные позиции, как правило, самые "вкусные" и "доходные". Опять же клиенты, купив у нас один раз, покупают и далее. И терять их нельзя. Потеряется не только текущая продажа, но и все следующие.

-

Как решали проблему

  1. Вначале ситуация была контролируема.

Был некоторый оперативный запас денежных средств на расчетном счету, и я стала перенаправлять деньги вместо плановых закупок и услуг (которые можно было подвинуть) на оплату требований поставщиков товаров. Моя фин-табличка мне помогала. Плюс опытный логист. То есть у нас учет отгрузок и оплат организован удобно и наглядно, и в эти супер-сложные дни мы могли с точностью до 1 рубля видеть и понимать, где деньги нужнее и куда направить.

2. Но буквально за несколько дней ситуация вышла из под контроля.

Оплатить немедленно надо было гораздо больше, чем мы могли это сделать. Это была пятница. В выходные получилась пауза, и мы с мужем наметили действия.

И в понедельник у нас случился ФОРС-МАЖОРНЫЙ ДЕНЬ:

  • Мы закрыли офис и склад, и день потратили на переоценку всего наличия. К тому моменту были еще "старые цены" (многие поставщики остановили отгрузки и не давали новых прайс-листов, а курсы евро и доллара уже ушли сильно вверх).
  • Прекратили в интернет-магазине все акции, скидки и распродажи.
  • Убрали всю наложку (отгрузки товара по стране с оплатой при получении). Она занимала до 20% объема, но и давала много проблем, включая невыкупы и возвраты. К сожалению, это стало неприемлемым риском. И оплачивая на 100% по предоплате товар у поставщика, мы не могли больше давать отсрочку оплаты клиентам.
  • Проверили и пересмотрели цены доставки, чтобы не терять "маржу" в заказах на затратные для нас доставки.
  • Остановили все проекты развития.
  • Я остановила на 100% всю рекламу. Это было сложное решение. Рекламный бюджет у нас огромный (для нас и нашего оборота - так сказать, инвестиционный, для получения больше заказов в будущем). Но в тот момент, остановка рекламы давала высвобождение сразу ощутимой суммы денег.

Таким образом, мы одновременно и повысили доход, и сократили расходы.

картинка с просторов интернета.
картинка с просторов интернета.

Благодаря тому, что в целом на рынке был повышенный спрос (об этом тут)

наши действия были удачными, и частично (наполовину) мы проблему закрыли.

Оставшуюся половину долга муж доблестно решал через переговоры о рассрочках.

Это было крайне сложно, но для нас без вариантов. Муж реализовал все свои таланты переговорщика, и если поставщик категорически ни на что не соглашался, то не останавливался, искал и предлагал еще варианты.

Например, с одним поставщиком договорился о схеме, что платим условно 200 тыс руб, а грузим на 100 тыс руб и 100 тыс руб идет в погашение долга. С другим поставщиком договорился об отсрочке на месяц с подписанием договора-гарантии и тд. Даже если давали отсрочку всего на неделю - тоже пригодилось, борьба шла за каждый рабочий день.

Нам, конечно, помогло, что годами мы выполняли все обязательства вовремя. Плюс поскольку мы в регионе, то и долги наши, видимо, были относительно небольшие и нам в итоге многие пошли навстречу. Так, на текущий момент, слышали что пару крупных компаний-конкурентов все это очень сильно подскосило и под вопросом, будут ли они далее...

-

3. Что делать дальше

Конечно, мы много обсуждали коллективом, что делать дальше и как подстраховаться. И, конечно, решение - разбавлять "импорт" российскими товарами и товарами-аналогами.

Однако, в нашей (узко специализированной) нише - это не быстрое дело.

У нас годами наработанная клиентская база, АБЫ ЧТО предложить не можем, нашей рекомендации привыкли доверить, и понижать планку качества не хотелось бы.

-

В общем, старт поиску новых товаров и поставщиков дан, насколько быстро и насколько много введем нового, в том числе зависит и от развития событий в стране и мире.

На текущий момент (апрель) мы пока в стадии переговоров с двумя новыми поставщиками.

-

Итого, что пока не очень получилось

Картинка с простров интернета.
Картинка с простров интернета.
  • Новые товары в ассортимент пока так и не ввели.
  • Еще некоторые действия не выполнили, но об этом я буду писать в следующих статьях, и надеюсь мы это сделаем, а вы узнаете по ходу дела.
  • И главное. Кто берет кредит под 27% годовых? Есть ли такие "не очень умные" люди?? Ответ - МЫ. И это было мое решение и действие. В те дни в марте, когда было очень "жестко", я с перепугу решилась подстраховаться (а до этого кредиты не брали, потому что не хотели рисковать! так осенью 2021 предлагали за 9% - но нам не надо было... ). И вот ставка 27%! И она меня не остановила!... Кредит оформили и получили. Но там были нормальные условия по выходу, и в конце апреля его уже ЗАКРЫЛИ с относительно небольшой комиссией за пользование кредитом всего один месяц.

А что у нас получилось

Картинка с просторов интернета.
Картинка с просторов интернета.

МЫ СПРАВИЛИСЬ, и это заслуга всей команды, как я уже писала в предыдущей статье, это нас сблизило, сплотило и вывело на новый уровень.

-

И косвенный ПЛЮС от погашения долгов:

ЧТО НЕ КУПИЛИ ДОРОГО НА СКЛАД товары, при росте курсов евро и доллара и росте цен.

Мы просто тогда не могли никак этого сделать.

То что цены пойдут вниз так быстро - никто не мог предсказать и ожидать. Однако, не прошло и месяца, курсы уже вернулись вниз, и цены вниз, не на прежние значения, конечно, дороже, но приемлемо. А мы не отягощены товарами, купленными по дорогой закупке.

Думаю, если бы мы могли, то тогда дорого купили бы на склад, из страха остаться без товаров. А так нет - и проблемы нет.

-

На этом я заканчиваю цикл статей с ретроспективой: кто мы и что было ранее.

Далее буду писать ежедневно о текущих событиях в нашей компании.

Итоги рабочей недели 11-15 апр. Неоднозначные.
Елена Во. Семейный бизнес15 апреля 2022

Итоги рабочей недели 18-22 апр. Есть позитивчик.
Елена Во. Семейный бизнес24 апреля 2022

-----------

ВСЕ ТРУДНОСТИ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ. Также планирую писать о полезностях, о нашем опыте, фишках, находках. И планирую обсуждать с вами и советоваться.

Надеюсь, статья была полезной. Жду лайков, подписок и ваших комментариев!

-

Все актуальное на сейчас тут

О нашем бизнесе

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц