Окончание истории, как мы в семейном интернет-магазине проработали март 2022. Как справились, что получилось хорошо, а что не очень.
Начало тут, описала про нас, и что понеслось в феврале после слов президента:
Продолжение - развитие ситуации в марте 2022, что с было с поставщиками, клиентами и продажами в интернет-магазине:
И теперь окончание. Поехали.
-
Итак, в марте 2022 надо было решить 3 ключевые проблемы:
- Справиться с паникой и неопределенностью, излучать оптимизм перед сотрудниками и всеми партнерами
- Срочно решить неожиданную проблему - погашение задолженности на уровне месячного оборота, возникшей с отменой товарного кредита (почти все поставщики одномоментно перешли на 100% предоплату и потребовали за ранее полученный товар выплатить все немедленно)
- решить, что делать дальше, к чему быть готовым, чтобы сохранить коллектив и компанию в целом (у нас 95% импорта и нависла угроза "нечем торговать далее").
Далее об этом подробно
-
1. Как справились с паникой и неопределенностью
Вообще, как известно
Бизнес (англ. business — дело, занятие, предприятие) — деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.
Для начала деятельности составляют бизнес-план. Далее его придерживаются, конечно жизнь вносит коррективы, но тем не менее риск известен (заложен), и уровень риска тоже.
Если относительно нас, то наши риски были внутренние:
- например "перестанем соответствовать требованию поставщиков для участия в официальном канале продаж"
- или "перестанем быть конкурентоспособными и клиенты перестанут у нас покупать".
-
А теперь, после 22 февраля, возникли неожиданные (новые для нас) СВЕРХ риски (и от нас совершенно не зависящие):
- "поставщики уйдут из России, нечем будет торговать"
- и "будут серьезные экономические проблемы и у клиентов пропадет такая потребность (рынок резко уменьшиться)".
И это в сочетании с ОГРОМНОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬЮ что и как дальше.
Я прекрасно помню, ежедневно НОВУЮ информацию в феврале и марте 2022 , и каждодневный вопрос "что это значит для нас?" и "что будет дальше?"
Неопределенность - это недостаточность сведений об условиях, в которых будет протекать экономическая деятельность, низкая степень предсказуемости, предвидения этих условий. Неопределенность сопряжена с риском планирования, принятия решений и осуществления всех действий.
То есть теперь СОВСЕМ другая история!
Получается нам вдвоем с мужем (собственникам) надо было для себя сделать СТОП.
И заново принять решение - мы продолжаем бизнес? То есть мы должны были отдать отчет, что теперь все гораздо хуже. И заново решить, что да, продолжаем.
-
Поэтому, как ни грустна причина, важно решение, сделанное в эти дни. Что мы "Идем ВПЕРЕД" и "Боремся как сможем".
Наш бизнес: часть нашей жизни, мы ценим сотрудников, клиентов, партнеров, все действия, что делаем и все успехи, что получаются.
Если бы это нам свалилось на "блюдечке"...
Нет, В НАШЕМ ДЕЛЕ мы сделали все сами ОТ И ДО! От идеи, кем хотим быть и чем заниматься, до всех действий, что сделали и будем делать. Для нас это дорогого стоит. И скромно надеемся, что мы полезны...
Подробнее о нас тут
-
А когда принято решение, работать гораздо спокойнее.
-
2. Как погасили задолженность на уровне месячного оборота
Вот это была форс-мажорная ситуация!!!
Один за другим поставщики одномоментно, начиная с 1 марта присылали требование оплатить задолженность за ранее отгруженные товары и далее платить по 100% предоплате.
То есть была одна финансовая модель деятельности (которую кстати нарабатывали ДОЛГИМИ ГОДАМИ ДОВЕРИЯ), а тут раз, и надо обеспечить другую (резко хуже), причем без никакого запаса во времени, иначе стоп-отгрузки.
-
Наша специфика: много заказных позиций, которые нерентабельно держать на своем складе (продажи условно раз в год), а каталоги у поставщиков настолько обширные, что все держать невозможно (условно вот это с красненькой кнопочкой, а это с синенькой, а это с зеленой, и что в наличии с красненькой, а хотят зелененькую - делу не поможет, надо привезти с зелененькой, а такое у нас в регионе покупают редко).
В итоге продажи товаров идут по двум категориям
- массовка, ее держим конечно на своем складе
- и заказные позиции, они на складе поставщиков, сроки перемещения от них к нам 1-5 дней, а если нет в России, то 1-2 месяца.
-
Поэтому, категорически нельзя было допускать остановки отгрузок. Потому что заказные позиции, как правило, самые "вкусные" и "доходные". Опять же клиенты, купив у нас один раз, покупают и далее. И терять их нельзя. Потеряется не только текущая продажа, но и все следующие.
-
Как решали проблему
- Вначале ситуация была контролируема.
Был некоторый оперативный запас денежных средств на расчетном счету, и я стала перенаправлять деньги вместо плановых закупок и услуг (которые можно было подвинуть) на оплату требований поставщиков товаров. Моя фин-табличка мне помогала. Плюс опытный логист. То есть у нас учет отгрузок и оплат организован удобно и наглядно, и в эти супер-сложные дни мы могли с точностью до 1 рубля видеть и понимать, где деньги нужнее и куда направить.
‐
2. Но буквально за несколько дней ситуация вышла из под контроля.
Оплатить немедленно надо было гораздо больше, чем мы могли это сделать. Это была пятница. В выходные получилась пауза, и мы с мужем наметили действия.
И в понедельник у нас случился ФОРС-МАЖОРНЫЙ ДЕНЬ:
- Мы закрыли офис и склад, и день потратили на переоценку всего наличия. К тому моменту были еще "старые цены" (многие поставщики остановили отгрузки и не давали новых прайс-листов, а курсы евро и доллара уже ушли сильно вверх).
- Прекратили в интернет-магазине все акции, скидки и распродажи.
- Убрали всю наложку (отгрузки товара по стране с оплатой при получении). Она занимала до 20% объема, но и давала много проблем, включая невыкупы и возвраты. К сожалению, это стало неприемлемым риском. И оплачивая на 100% по предоплате товар у поставщика, мы не могли больше давать отсрочку оплаты клиентам.
- Проверили и пересмотрели цены доставки, чтобы не терять "маржу" в заказах на затратные для нас доставки.
- Остановили все проекты развития.
- Я остановила на 100% всю рекламу. Это было сложное решение. Рекламный бюджет у нас огромный (для нас и нашего оборота - так сказать, инвестиционный, для получения больше заказов в будущем). Но в тот момент, остановка рекламы давала высвобождение сразу ощутимой суммы денег.
Таким образом, мы одновременно и повысили доход, и сократили расходы.
Благодаря тому, что в целом на рынке был повышенный спрос (об этом тут)
наши действия были удачными, и частично (наполовину) мы проблему закрыли.
‐
Оставшуюся половину долга муж доблестно решал через переговоры о рассрочках.
Это было крайне сложно, но для нас без вариантов. Муж реализовал все свои таланты переговорщика, и если поставщик категорически ни на что не соглашался, то не останавливался, искал и предлагал еще варианты.
Например, с одним поставщиком договорился о схеме, что платим условно 200 тыс руб, а грузим на 100 тыс руб и 100 тыс руб идет в погашение долга. С другим поставщиком договорился об отсрочке на месяц с подписанием договора-гарантии и тд. Даже если давали отсрочку всего на неделю - тоже пригодилось, борьба шла за каждый рабочий день.
Нам, конечно, помогло, что годами мы выполняли все обязательства вовремя. Плюс поскольку мы в регионе, то и долги наши, видимо, были относительно небольшие и нам в итоге многие пошли навстречу. Так, на текущий момент, слышали что пару крупных компаний-конкурентов все это очень сильно подскосило и под вопросом, будут ли они далее...
-
3. Что делать дальше
Конечно, мы много обсуждали коллективом, что делать дальше и как подстраховаться. И, конечно, решение - разбавлять "импорт" российскими товарами и товарами-аналогами.
Однако, в нашей (узко специализированной) нише - это не быстрое дело.
У нас годами наработанная клиентская база, АБЫ ЧТО предложить не можем, нашей рекомендации привыкли доверить, и понижать планку качества не хотелось бы.
-
В общем, старт поиску новых товаров и поставщиков дан, насколько быстро и насколько много введем нового, в том числе зависит и от развития событий в стране и мире.
На текущий момент (апрель) мы пока в стадии переговоров с двумя новыми поставщиками.
-
Итого, что пока не очень получилось
- Новые товары в ассортимент пока так и не ввели.
- Еще некоторые действия не выполнили, но об этом я буду писать в следующих статьях, и надеюсь мы это сделаем, а вы узнаете по ходу дела.
- И главное. Кто берет кредит под 27% годовых? Есть ли такие "не очень умные" люди?? Ответ - МЫ. И это было мое решение и действие. В те дни в марте, когда было очень "жестко", я с перепугу решилась подстраховаться (а до этого кредиты не брали, потому что не хотели рисковать! так осенью 2021 предлагали за 9% - но нам не надо было... ). И вот ставка 27%! И она меня не остановила!... Кредит оформили и получили. Но там были нормальные условия по выходу, и в конце апреля его уже ЗАКРЫЛИ с относительно небольшой комиссией за пользование кредитом всего один месяц.
А что у нас получилось
МЫ СПРАВИЛИСЬ, и это заслуга всей команды, как я уже писала в предыдущей статье, это нас сблизило, сплотило и вывело на новый уровень.
-
И косвенный ПЛЮС от погашения долгов:
ЧТО НЕ КУПИЛИ ДОРОГО НА СКЛАД товары, при росте курсов евро и доллара и росте цен.
Мы просто тогда не могли никак этого сделать.
То что цены пойдут вниз так быстро - никто не мог предсказать и ожидать. Однако, не прошло и месяца, курсы уже вернулись вниз, и цены вниз, не на прежние значения, конечно, дороже, но приемлемо. А мы не отягощены товарами, купленными по дорогой закупке.
Думаю, если бы мы могли, то тогда дорого купили бы на склад, из страха остаться без товаров. А так нет - и проблемы нет.
-
На этом я заканчиваю цикл статей с ретроспективой: кто мы и что было ранее.
Далее буду писать ежедневно о текущих событиях в нашей компании.
-----------
ВСЕ ТРУДНОСТИ ЕЩЕ ВПЕРЕДИ. Также планирую писать о полезностях, о нашем опыте, фишках, находках. И планирую обсуждать с вами и советоваться.
Надеюсь, статья была полезной. Жду лайков, подписок и ваших комментариев!
-
Все актуальное на сейчас тут