Евангелие от Марка 15 гл. 29 — 47
- ПОГОВОРИМ О КРЕСТНОЙ СМЕРТИ И ПОГРЕБЕНИИ ГОСПОДА
В прошлый раз мы закончили на том месте, когда Господа привела на Голгофу, бросали жребий, кому взять Его одежду, рассказали о распятии двух разбойников и о том, как сбылось слово писания «и злодеем притчен». Два разбойника были в духовном смысле образом двух народов — языческого и иудейского. Благоразумный разбойник прообразовывал языческий народ, который не смотря на то, что очень многое время не принимал Бога, обращаясь к ложным богам, через проповедь апостолов обратятся к Богу. Иудеи, которых прообразовал непокаявшийся разбойник, распяли Господа Славы, поэтому получили осуждение.
Дальше Евангелие говорит о том, как продолжались издевательства над Господом: «Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста.»
Здесь сказано — те, кто проходили мимо, Господа злословили. Кто это были такие? Это те, которые проходили мимо Голгофы. Потому что это было такое место где проходили многие люди. Даже люди со стороны приходят и кивают своими головами, хулили Господа и говорили, что Он будто бы обманщик. Говорили такие слова: -Э! Или как в подлиннике сказано — Ну! А в церковнославянском сказано — Уа! «Разрушающий храм и в три дня созидающий, спаси Себя Самого и сойди со креста». Почему они так говорили? Конечно же это звучал голос дьявола, который не хочет, чтобы Господь спас все человечество от греха, от проклятия, от смерти и от тирании дьявола. Эти люди хотели Господу напомнить — Ты же творил такие чудеса, Ты спасал стольких людей, Ты воскрешал мертвых, Ты очистил от проказы прокаженных, слепорожденному заново глазные яблоки сотворил, Ты исцелял и расслабленных и очень много делал чудес, изгонял демонов. Почему же Ты не можешь спасти Себя? Это конечно же, показывает в этих людях, что они не верили в чудеса Господа, они их считали призрачными, таким образом над Господом издевались. Именно эта фраза — сойди со креста, напрямую вложена в их сердце дьяволом. Потому что, как говорит блаженный Феофилакт: «Поскольку начальник зла знал, что крестом совершится спасение, то снова искушал Господа, дабы в случае сшествия Его с креста убедиться, что Он не Сын Божий, и чтобы таким образом разрушилось спасение людей крестом. Но Он был истинный Сын Божий, и поэтому-то именно не сошел с креста. Напротив, поскольку знал, что это будет во спасение людям, Он решился и быть распятым, и претерпеть все прочее, и совершить дело Свое.» Удивительно, как некоторые святые отцы это комментируют. Преподобный Евфимий Зигабен пишет: слово «Уа» означает насмешку и издевательство, говорили это, представляя Его как бы лжецом. Святитель Тихон Задонский пишет так, предлагает, видя все это зло, его приложить к жизни современного христианина: «Еще постоим, христианин, на лобном месте и посмотрим на Христа, ради наших грехов к Кресту пригвожденного, и увидим, что еще делается с Искупителем нашим. Видим здесь, что недовольна бывает злоба таким лютым и кровавым мучительством, она еще к мучению мучение прилагает! Слышим, что и ядовитым языком, как стрелами, замученного и распятого уязвляют, проходя мимо, хулят Неповинного, насмехаются над терпящим такое лютое мучение… Нашу совесть, человек, это страшное позорище уязвляет. За нас такие язвительные насмешки и ругань терпит страждущий «Сын Бога Живого» (Мф.16:16). Мы достойны язвительных насмешек и поруганий дьявольских. Мы храм Божий – тела наши – разорили грехами и закон Божий нарушили, за что должны быть отданы в вечное посмеяние и поругание дьяволу и ангелам его, врагам нашим. Но Сын Божий, Заступник наш, вместо нас и здесь стоит, за нас терпит эти ядовитые стрелы посмеяний, за нас этим неизреченным Своим бесчестием и поруганием платит, чтобы нас от вечного посмеяния и укоризны избавить. Слышит неповинно: «Э! Разрушающий храм», – да нас храмами Духа Святого сделает (1Кор.6:19). Слышит с насмешкой: «Спаси Себя Самого» (Мф.27:40), – да нам вечное спасение устроит. Слышит: «Если Ты Сын Божий, сойди с Креста» (Мф.27:40), – да мы усыновление получим (Гал.4:5), да мы будем «сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал.3:26).» Все это делает Господь, чтобы мы этого не терпели. Каждое Его действие, каждая укоризна, каждое слово, которое терпит Господь, как в зеркале отражает то благодеяние, которое Господь сотворил человеческому роду. Священномученик Григорий (Лебедев) так пишет по этому поводу: «Зло не оставит в покое Правду, даже висящую на кресте. Вот как неистребима его ненависть к добру! И все потому, что тут столкновение двух царств — Света и тьмы. Хотя внешне тьма одерживает верх, но она сама чувствует, что распятая Правда все же остается выше ее. Месть тьмы клокочет и на Голгофе и обрушивается на Распятого, поверженного и уж, конечно, совсем обезвреженного противника. И здесь, при кресте злодейство апеллирует для самооправдания к высшему авторитету Бога. Оно хочет чуда, чтобы ссылкой на отсутствие Божественного вмешательства и чуда прикрыть свое беззаконие. Злодейство с насмешкой ссылается на отсутствие чуда, оно знает, что чуда не будет, потому что “не дастся знамение роду лукавому и прелюбодейному”. И зло торжествует. Подвижник внешне гибнет. Христос остается на кресте. “Пострадавый за ны и от страстей свободивый нас... и вознесый нас, Всесильне Спасе, помилуй нас” (Великая Пятница, утренняя стихира на хвалитех).» Здесь он замечает интересную вещь, как с Господом люди поступают. Они смеются и требуют чуда и этим оправдывают свое зло. Часто люди с христианами так же поступают, мы сейчас тебя изобьем, поиздеваемся над тобой, помучаем тебя, где ж твой Бог? Почему он чуда не творит? И этим как бы своим словом, что Бог не творит чудеса, они прикрывают свое беззаконие. Логика такая — раз тебе Бог не помогает, значит я могу делать зло. Как с Господом поступали, так продолжают поступать по наущению дьявола и сейчас с теми праведниками и истинными христианами, как нам пишет священномученик Григорий.
Что происходит дальше. «Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.» Здесь мы видим, что сначала Господа поносят просто проходящии мимо люди, Он терпит это, потом Его практически такими же словами поносят уже сами первосвященники и книжники. После этого еще Его поносят два разбойника. Здесь Евангелие от Марка подчеркивает, что Его хулят два разбойника и тот, и тот. Хотя в Евангелии от Луки сказано, что один Его хулил, а другой укорял того, чтобы он перестал хулить. На самом деле, это не противоречие. Блаженный Феофилакт пишет по этому поводу: «И распятые с Ним сначала оба поносили Его. Потом один из них признал Его невинным и даже увещевал другого, когда тот хулил.» Как мы говорили на прошлой беседе, когда Господь сотворил великие знамения, когда была тьма по всей земле с часа шестого до девятого, когда мертвые воскресли, когда завеса в храме раздралась надвое, увидев все эти знамения, разбойник покаялся. Тот же священномученик Григорий Лебедев пишет по поводу того, что два разбойника поносят Господа: «Да, зло торжествует. Оно торжествует до того, что его приговору рукоплещут даже лица, пострадавшие от него, и, казалось бы, уж по этому одному могшие бы сочувствовать страдальцу. И этого нет. От распятого Подвижника отвертывается вся земля. Даже преступники преступников, и те с злорадством будут поносить Его. На земле мира нет места праведности. И Христос остался на кресте.» Это тоже важно, люди, которые были обвинены, действительно, истинно за свои беззакония, чувствующие такие же страдания и зная, что Господь терпит всю эту неправду, всю боль, все насмешки невинно, они все равно Его поносят. То есть вся земля отворачивается от Господа именно в этот страшный момент.
Что происходит дальше. «В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого.» Блаженный Августин пишет: «Разве не может утверждение евангелиста Марка, что был час третий, и распяли Его, означать, что в час третий Господь был распят языками иудеев (ср. Мк. 15:25), а в час шестой - руками воинов (Ин. 19:24)? Чтобы понять его, вспомним, что пятый час уже миновал, а в начале шестого Пилат занял место суда. Иоанн же говорит, что это был час шестой. Когда Иисуса пригвоздили к древу с двумя разбойниками и когда у креста происходило все, о чем рассказывается, час шестой завершился. Согласно трем евангелистам: Матфею, Марку и Луке, - с шестого до девятого часа затмилось солнце и настала тьма (Мф. 27:45, Лк. 23:44).» На прошлой беседе мы тоже говорили, что один евангелист говорит, что Господа распяли в третий час, это значит, что Его распяли языком, когда они кричали слова — распни, распни Его! А в шестом часу уже Его по настоящему распяли, мы видим, что тьма означала, затмение солнца и полную тьму, как говорит блаженный Августин. Притом по всему лицу земли. Есть еще такой историк Евсевий Кессарийский, он еще видитв этом духовный смысл. Он пишет: «Посмотри, разве евангелист не показывает здесь явственнейшим образом день страданий Спасителя нашего, в который исполнились слова: Не станет света (Зах. 14:6)» Это слова из книги пророка Захарии 14 глава: «И будет в тот день: не станет света, светила удалятся. День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет.» Далее Евсевий Кессарийский пишет: «По смыслу это пророчество исполнилось также в общем виде применительно к иудейскому племени, потому что после их дерзновения против Христа, когда разум их помрачился, так что просвещение евангельское не воссияло в сердцах их, а любовь к Богу охладела, настали тьма, и лед, и холод. Напротив, к вечеру взошла заря Христова знания, так что сидевшие некогда во тьме и сени смертной увидели великий свет (ср. Ис. 9:2, Мф. 4:16).» это имеется в виду в духовном Иудейский народ в этот период с 6 часа до 9 погрузился в полную тьму уже до самого конца. Но заря Христова знания взошла для язычников. Под конец дня, когда тьма перестала быть, это означало, что воссияет свет в конце времени, как Господь уходит с этой земли, он наступает для языческих народов, как пророк Исайя пророчествовал. Священномученик Григорий: «Когда правда подвижника распинается на Кресте, тогда, очевидно, торжествует неправда, зло. А торжество неправды есть победа тьмы, и господство зла равносильно наступлению мрака, когда потеряна истина, потерян путь жизни, и люди бродят в потемках обрывков истин, надуманных иллюзий и явных заблуждений, руководимые порочным сердцем и затемненным умом. И объяла тьма грешную землю, когда угасала на кресте жизнь Пречистого Тела и заходило Солнце Правды.» Когда Праведник уходит из этого мира, люди остаются в духовной тьме, не зная куда идти, ум полон иллюзий, заблуждения, ум помрачен. А Праведник остается до конца праведным и уходит из этого мира, а злодеи остаются в еще большем помрачении не познавши свет Божественной истины. Блаженный Феофилакт по этому поводу пишет: «Тьма была не в одном месте, но по всей земле. И если бы тогда было время ущерба (луны), то еще мог бы кто-нибудь говорить, что это было естественное затмение. Но теперь был четырнадцатый день месяца, когда естественное затмение невозможно.» Здесь он пользуется астрономическими данными его времени, действительно, в 14 день ниссана, когда Господь был распят, затмение не возможно. Это было явное знамение, выходящее за пределы человеческого разума.
Дальше нам Евангелие говорит: «В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Элои́! Элои́! ламма́ савахфани́? – что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.» В девятом часу Господь говорит странные слова. Он говорит — Боже мой, Боже мой, что Ты меня оставил? Во-первых надо сказать, что это слова из пророческого псалма пророка Давида, который предсказал, находясь в Духе Божием. Псалом 21: «Боже мой! Боже мой! [внемли мне] для чего Ты оставил меня?» Это слова, которые пророк Давид произнес очень давно, их Господь исполняет, будучи на кресте. Мог ли Бог Отец оставить Господа Иисуса Христа? Как говорят мусульмане, иудеи, свидетели иеговы, Он был обычным человеком, как может Бог быть кем то оставлен? Но эти слова нужно понимать определенным образом, еретики видят в этом поверхностный смысл, но святые отцы Церкви объясняют. Блаженный Феофилакт пишет: «Пророческое изречение Господь произносит по-еврейски, показывая, что Он до последнего дыхания чтит еврейское.» Это тоже важно, почему Господь говорит это пророчество на еврейском языке? Евангелист подчеркивает это, пишет именно на еврейском языке. Евангелие от Марка было написано на египетском языке, потому что апостол Марк был в Александрии, но в самом Евангелии приведен текст на еврейском языке. Этим Господь показал, что Он Сам дал евреям этот закон, Он их чтит, для них Он пришел, чтобы им показать, что Он не противник закона, Он не пришел унизить евреев и возвысить язычников, это произошло по их собственной злобе, злой воле за то, что они сами отвергли спасение, которое им принес Господь на землю. Далее блаженный Феофилакт пишет: « «Для чего Ты Меня оставил?» - говорит Он от лица человеческого естества как бы так: почто Ты, Боже, оставил меня - человека, чтобы я имел нужду в распятии за меня Бога? Ибо оставлены были мы, люди, а Он никогда не был оставляем Отцом. Послушай, что Сам Он говорит: «Я не Один, потому что Отец со Мною» (Ин, 16, 32). Или же говорит что и за евреев, так как и Сам был по плоти еврей: «для чего Ты Меня оставил», то есть еврейский народ, чтоб он распял Сына Твоего? Как мы обыкновенно говорим: Бог облекся в меня, вместо - в человеческое естество, так и здесь выражение: «Меня оставил» надобно разуметь вместо - Мое человеческое естество или Мой иудейский народ.» Святитель Амвросий Медиоланский пишет: «По-человечески Он сомневается, по-человечески смятен. Не смятена Его сила, не смятено Его Божество, но «душа смятена», смятена в силу принятой Им человеческой тленности. Приняв душу, Он принял и страдания души, но по Своему Божеству Он не мог ни испытывать смятения, ни умереть. Бог ли говорит: Боже Мой! для чего Ты Меня оставил (Пс. 21:2, Мф. 27:46)? Нет, человек говорит и оглашает мой страх. Оказавшись в опасностях, мы думаем, будто Бог оставляет нас. Как человек Он испытывает смятение; как человек Он плачет; как человек Он идет на распятие.» Здесь важный догмат о человеческой природе Иисуса Христа, что Господь стал человеком не призрачно, Его плоть не была призрачной, как выдумывают некоторые еретики, говоря, что Господь на самом деле страданий не чувствовал, просто притворялся, что Ему якобы больно, а на самом деле, Его тело было эфирно. Таким образом они умаляют то, что претерпела именно человеческое естество единое, безгрешное.
Вопрос: - не искушал ли Господа дьявол на кресте?
Ответ: - искушал, когда говорил слова «сойди с креста». Это явное искушение дьявола. Здесь Он говорит эти слова не потому, что Он, как Бог почувствовал Богоставленность, Он почувствовал на Себе состояние человека, всего человеческого рода, который оставлен Богом.
Дальше блаженный Августин пишет: «Голосом нашей слабости, которую Господь взял на Себя, говорится в Псалме: Боже мой! Боже мой! внемли мне; для чего Ты оставил меня (Пс. 21:2)? Молящийся, Он оставлен в том, что не был услышан. Этот голос взял Себе Иисус; то есть голос тела Его, то есть Церкви Его, которая ветхого человека преобразует в человека нового. То есть голос человеческой немощи, которой надлежало оставить блага Ветхого Завета и научиться желать и надеяться на новозаветные блага. Из благ Ветхого Завета человек особенно желает наибольшего продления земной жизни, ибо вечно жить все равно не может. Все знают, что день смерти настанет, и все, или почти все, пытаются отодвинуть его, даже те, кто верит, что после смерти будет более счастлив. Такова сила сладкого союза плоти и души (ср. Еф. 5:29).» Здесь мы видим, что человек создан Богом для бессмертия, человеку умирать не свойственно, поэтому все люди не хотят умирать. Когда происходит разлучение души и тела, об этом моменте люди предпочитают не думать. Даже сейчас в современном мире не принять говорить о смерти, не хотят люди, замалчивают, как только могут лишь бы только это подальше отодвинуть. И, как говорит блаженный Августин, настолько сладок союз плоти и души, потому что человек в нормальном состоянии должен быть и с телом, и с душою. Даже сейчас праведники находятся в несовершенном состоянии в раю, они будут в совершенном состоянии, когда они воскреснут из мертвых. И вот Господь не должен был умирать, потому что смерть это возмездие за грех, за отступление от человека от Бога. Как сказал Господь Адаму, если ты нарушишь заповедь, ты смертию умрешь и возвратишься в землю, из которой ты взят. Этот закон смерти действовал на всех людей по причине их греха, то есть человек грехом разлагается, тлеет, и в итоге наступает смерть. Но мы знаем, что Господь не имел греха, как говорит апостол Павел – не было льсти в устах Его. И во многих других местах, мы знаем, что Господь не имел ни греховных мыслей, ни соблазнов, ни похоти, ничего этого Он не умел, так говорил еретик Федор Мапсуестийский (???), он был за это и осужден на пятом Вселенском Соборе. Но мы верим, что Господь не делал греха, именно по этой причине, в Нем не было ничего злого, ничего греховного, именно поэтому Он не хочет умирать. Он чувствует, как человеческое естество в Нем противится смерти, не нормально это для человека, чтобы душа разделялась от тела. Это, как подчеркивает блаженный Августин, даже для нас, для христиан, знающих, что будет после смерти, этот союз сладок и мы не хотим умирать. Далее блаженный Августин пишет: «В Его высочайшем сострадании к человеку и в принятии облика раба человек Христос и Бог Христос дает нам возможность научиться тому, что в этой жизни достойно презрения и на что возможно надеяться в жизни иной. Во время самого страдания, когда враги Его торжествовали победу, Он взял голос немощи нашей (ср. Рим. 6:6), в которой был распят наш ветхий человек и разрушено тело греха, сказав: Боже Мой! для чего Ты оставил меня (Пс. 21:2, Мф. 27:46)? Так начинается двадцать первый псалом, говорящий о Его страдании и об откровении благодати, которую Он явил для воскрешения и освобождения верующих.» Это как бы вопль человеческой немощи. Тело греха разрушается, но разрушается в лице Господа, и Он терпит это страшное наказание. Но не за Свои грехи. Если представить, как нам тяжело, когда на нашей душе есть наши грехи, а представьте себе, если мы покаялись после исповеди, причастились, нам Господь простил все грехи, наша душа сияет ярче солнца, и вдруг на нас накладываются грехи всего человечества, которое жило с самого начала и будет еще жить до самого конца мира. Какую бы тяжесть мы почувствовали? Эта немощь просматривается в вопле – Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил?! Священномученик Григорий Лебедев пишет: «Это выражение нестерпимой боли за поругание правды. Подвижнику Креста человечески непереносим тот момент крестного пути, когда торжество зла на земле как будто рушит все дело правды. Дело правды разбито, подавлено, пригвождено ко кресту. Как будто напрасны были все усилия к преодолению зла и бесплоден весь подвиг во имя правды. Неужели правда так бессильна среди зла? Зачем же такое поношение и унижение? Зачем ликование всецелой победы зла? Не тяжкое ли это искушение для малодушных? Зачем видимо только обнищание и поругание правды? И идет вопль к Отцу. Вопль боли за поверженную и распятую правду. «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?». «Смущают некоторых эти слова: как это, почему оставил, почему не облегчил страдания Его? А мы что скажем в объяснение этого недоумения? Так надлежало быть: Бог Отец не мог и не должен был облегчить Его страдания, ибо Он страдал за грехи всех людей, ибо на Нем висели и давили Его, как горы Памира, страшной тяжестью своей грехи всего мира. Он должен был Сам Своими страданиями искупить все эти грехи, должен был стереть главу древнего змия диавола. А для этого нужно было, чтобы исполнилось страшное пророчество великого Исаии: Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53:5). Это наказание за грехи наши, именно поэтому, потому что бесчисленны грехи людей, грехи всего человечества, было так страшно наказание мира нашего на Нем.» (Это цитата св. Луки Крымского) Дальше он цитирует слова священомученика Киприана Карфагенского, который жил в 3 веке: «Для чего оставлен Господь? Дабы нам не быть оставленными Богом; оставлен для искупления нас от грехов и вечной смерти; оставлен для показания величайшей любви к роду человеческому; оставлен для доказательства правосудия и милосердия Божия; для привлечения нашего сердца к Нему, для примера всем страдальцам». Дальше говорит священномученик Григорий: «Чтобы нас не оставил Бог, если не снимет Христос с нас, грешных, наши грехи… Для привлечения наших сердец к Нему. И привлек Он все сердца… Неужели же останется хоть одно холодное сердце? Нет, нет, не может быть! Полны все сердца наши горячей любовью ко Христу Спасителю.» (Только это тоже цитата св. Луки, если верить сайту Азбука веры - http://bible.optina.ru/new:mk:15:34#sschmch_grigorij_lebedev) Здесь Господь нам показывает, что мы должны в этом страшном моменте уразуметь любовь Божию. Любой человек, не закостеневший в зле, не сможет быть равнодушен к этому событию. Это крестное слово, которое проповедовали апостолы, как говорил апостол Павел – мы проповедуем Христа распятого, он говорил – я ничего не хочу знать, крое Иисуса Христа и притом распятого. Вот это слово крестное, это сердцевина всего христианства. Именно слово о Боге, умершем на кресте, именно оно поражает в сердце. Ни какие то технологии привлечения в церковь через кружки интересов, ничего этого не привлечет. Вот эти, кажется внешне какие то безумные слова – Бог умер на кресте за вас и воскрес – именно эти слова холодные сердца людей зажигают любовью к Богу. Именно это событие.
Дальше в Евангелии сказано: «Некоторые из стоявших тут, услышав, говорили: вот, Илию зовет.» Это глупость внешних людей, подумав, что сказано – Элои, Элои, внешне похоже на Илию, они думали, что придет сейчас Илия пророк, прилетит на огненной колеснице и Его снимет. Чисто невежество внешних людей, как и сейчас, невежественные люди видят что то в церкви, и начинают оценивать, строить догадки свои, которые для самих христиан являются абсурдом. Но, мы видим, что у них мысль была намеренная, они думали, что сейчас произойдет событие, как в боевике – ворвется пророк Илия, всех раскидает, Его освободит, у людей было внутреннее состояние посмотреть на некое зрелище. Далее сказано: «А один побежал, наполнил губку уксусом и, наложив на трость, давал Ему пить, говоря: постойте, посмотрим, придет ли Илия снять Его. Иисус же, возгласив громко, испустил дух.» Мы видим, что Иисуса напаяют уксусом. Что это значит? Блаженный Феофилакт говорит, что этот человек давал Ему пить, чтобы горечь уксуса скорее умертвила Его. Страшное состояние Господа и какой то человек бежит, чтобы Он побыстрее умер. Такое скорбное состояние людей. Это принцип Нитцше, он говорил – падает, толкни. Эта философия, которая была когда то популярна, в ней видится этот смысл, если кому то плохо, сделай ему еще хуже. По этому принципу поступает этот человек. Дальше блаженный Феофилакт пишет; «Иисус испустил дух, возопив громким голосом, то есть как бы призывая смерть, как Владыка и умирающий по Своей власти. А какой был глас, это означил Лука: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (23, 46). Этим Господь соделал для нас и то, что души святых отходят в руки Божии. Ибо прежде души всех содержались в аде, пока не пришел Проповедавший плененным отпущение.» Здесь тоже интересный момент – Господь умер тогда, когда захотел. Он показал, что Он владыка над Своей смертью, Он владыка над всей вселенной. Как говорит Афанасий Великий, что в этот страшный момент легионы ангелов были силой Господа, распятого на кресте, удержаны, чтобы не разорвать в клочья и испепелить всех людей, который издевались на Господом. То есть сила Бога как Властелина небес удерживала небесные воинства, чтобы они ни растерзали этих беззаконников. После того как Господь закричал, то только после этого испустил дух, Он показал, что Он Сам Владыка над смертью. Последние его слова были: «Отче в руки твои предаю дух Мой» - это сказано в Евангелие от Луки. Интересно что даже вот этим своим действием Господь дарует благодеяние человеческому роду. То, что теперь, когда другие люди умирают во Христе, то они отходят в руки Божьи. Даже в вечерних молитвах последние слова: «В ру́це Твои́, Го́споди Иису́се Христе́, Бо́же мой, предаю́ дух мой: Ты же мя благослови́, Ты мя поми́луй и живо́т ве́чный да́руй ми. Ами́нь».
Когда мы ложимся спать, мы вспоминаем смерть и повторяем вот эти слова Господа. Даже вот таким казалось бы незначительным действием Господь сделал великое благодеяние для человеческого рода. Для тех, кто умирает в мире с Церковью, будучи православным христианином, то есть для них смерть благо. Потому что такие души сразу попадают в руки небесного Отца.
Блаженный Августин по поводу вот этого человека, который наполнил губку уксусом, пишет: «Они взяли губку, наполненную уксусом, наложили на трость и протянули Висящему. Он принял, сказав: Свершилось (Ин. 19:30.). Что значит Свершилось? - Исполнилось все, что было предсказано о Моем страдании; что же Мне тут теперь делать?»
Вот такая логика Господа. То есть он говорит: «Все свершилось, мне больше на этой земле, больше делать нечего. Я сделал все. Я сделал все для всех людей. Все сделал для каждого, что бы каждый мог получить вечное спасение и блаженство в небесах.
И дальше такие слова: «Иисус же, возгласив громко, испустил дух.»
«Разве эти разбойники, распятые рядом с Ним, испустили дух, когда захотели? Их держали оковы плоти, творцами которой они не были. Будучи пробиты гвоздями, они долго мучились на кресте, поскольку не распоряжались своей немощью (Ср. Ин. 19:32-33.). Господь же, когда восхотел, воплотился в чреве Девы; когда захотел, сошел к людям; сколько хотел, жил среди людей; когда захотел, расстался с плотью. В этом - сила, а не необходимость. И ушел Он Своей властью, ибо ушел не по необходимости. Потому что некоторые дивились больше Его власти умереть, нежили власти творить чудеса».
Здесь тоже такой принцип. смерть Господа на кресте со всеми подробностями - что это такое по сравнению с теми чудесами когда Он воскрешал мертвых, слепым даровал зрения? Из этого мы видим, что в реальности нужно удивляться власти умирать.
Вот кто может из людей по собственной своей власти умереть именно когда он захочет? А Господь может это. То есть власть над смертью дает Господу такую привилегию умереть тогда когда Он это захотел.
И вот этому нужно больше дивиться. Это на самом деле свидетельство о Его Божестве потому что он один Владыка смерти и жизни- всемогущий Господь Бог.
Дальше сказано: «И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий. Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим»
Вот мы видим, что завеса разрывается на две части. Преподобный Ефрем Сирин дает несколько толкований на то что произошло:
«Завеса в Храме разорвалась, и это было для того, чтобы показать, что Господь взял царство от них и отдал другим, которые будут приносить плоды (ср. Мф. 21:43). Другое толкование: по аналогии с разорвавшимся занавесом и Храм будет разрушен, так как Дух вышел из него. Подобно тому как первосвященник притворно разорвал свои одежды (Мф. 26:65, Мк. 14:63). Дух разорвал занавес, обличив дерзкую гордость иудеев посредством действия Своего над рукотворной вещью. Поскольку этим первосвященник разорвал свое священство и отбросил его от себя прочь, то Дух разорвал занавес надвое (ср. Мф. 27:51). Или иначе: в то время как деньги, которые Иуда бросил в храме (Мф. 27:5), были отвергнуты и розданы, Господь отверг и разорвал занавес входа, через который проходил Иуда. Или это было за то, что они разделили одежды Его (Ин. 19:23), потому и Он разделил занавес надвое. Ибо, даже когда сердцевина скалы раскололась надвое (Мф. 27:51), собственное их сердце не раскаялось.»
Видите, сколько он дает толкований. Это показало, что царство Иудеев разорвано, оно отдано Православной Церкви. Это было образом того как разрушается храм и из него выйдет Святой Дух и как первосвященник как разорвал свои одежды показывает якобы Господь похулил Бога. Господь как бы в ответ на его разрывания о Духом Святым разорвал занавес на храме. И еще важный момент то что этом месте была дверь в храм зашел Иуда. Он зашел что бы бросить свои серебряники и вот Господь показывает какое он сделал беззаконие. Показывает насколько мерзок Иуда был, когда в него вошел сатана. Так что он проходя мимо этих дверей он как бы осквернил храм и это место. Зла самого крайнего зла, которое было во Вселенной было разорвано на две части. И когда бросали жребий об его одежде, разрывали их. Господь как бы в ответ разрывает их храм. Вот так говорит нам преподобный Ефрем Сирин.
И блаженный Феофилакт пишет: «Завеса раздралась в знамение того, что благодать Духа отступила от храма, что Святое Святых сделается видимым и доступным для всех, как это и сбылось, когда вошли римляне, и что самый храм сетует. Как обыкновенно иудеи поступали в несчастьях и раздирали одежды свои, так и храм, как бы одушевленный, показал то же во время страданий Творца, раздрав одежду свою. Но этим означается и другое нечто. Плоть наша есть завеса нашего храма, то есть ума. Итак, сила, которую плоть имела над духом, раздрана страданиями Христовыми «сверху донизу», то есть от Адама до последнего человека. Ибо и Адам освятился страданиями Христовыми, и плоть его уже не подлежит проклятию и тлению; напротив, все мы почтены нетлением».
В принципе мы видим. Что он повторяет толкование преподобного Ефрема Сирина, но он говорит то, что раньше наша плоть господствоала над нашим умом, то есть плоть и ее побуждения греховные - владычицы над нашим духом, и вот сила, которую имел Господь разодрана страданиями Господа на кресте, а почему с верху донизу - то есть от Адама от первого человека до низу, до самого конца мира. Рукописание всех грехов всего человечества и теронии дьявола было разорвано страданием нашего Господа, что мы благодаря этому были почтены нетленнием.
И священномученик Григорий Лебедев говорит: «Объятая ужасом пред распятой Правдой содрогается святыня.» Святыня самое сокровенное место в Иерусалиме даже оно расторгается видя распятую правду. Святыня колеблется перед морем человеческого зла. Как будто она не выносит торжества злодеяния и свертывает свое лицо во мраке ночи беззаконий.
И дальше как мы прочитали: «….сотник увидел, что именно так Господь испустил дух, он со властью исповедал Господа. Он сказал «Истинно этот человек, сын Божий..»
Святитель Григорий Богослов он пишет: «Много чудес совершилось в ту пору: Бог распинаемый, солнце помрачаемое и снова разгорающееся (ибо и твари надлежало сострадать Творцу), завеса раздираемая, кровь и вода, истекающие из ребер. Одно как у человека, другое - сверхчеловеческое: сотрясающаяся земля; камни, расседающиеся на скале; мертвецы, восстающие для удостоверения последнего и всеобщего воскресения. Знамения при погребении, знамения после погребения, которые кто воспоет по достоинству? Однако ничто не сравнится с чудом моего спасения: немногие капли крови, претворяющие весь мир, которые стали для всех людей словно закваска для молока, собирая и связуя нас воедино.»
Кровь пролитая Господом и вот эти знамения показали, что Его Кровь как бы закваска для молока для всего человечества, и Иудеев, и язычников. Как бы один народ собрался во едино и склеился в теле нашего Господа.
Блаженный Феофилакт пишет так: «Сотник, то есть начальник над сотней воинов, увидев, что Он умер так владычественно, удивился и исповедал. Заметь же, как превратился порядок! Иудеи умерщвляют, язычник исповедует; ученики разбегаются, жены остаются. «Были, - говорит евангелист, - тут и женщины; между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии», то есть Богородица, которая была для них матерью. Поскольку Она обручена была Иосифу, а Иаков и Иосия были дети Иосифа, то Она называется матерью их, как мачеха, подобно как называлась и женой Иосифа в образе невесты. Тут же была Саломия, мать сынов Зеведеевых, и многие другие. Евангелист же упомянул только о важнейших.» На самом деле жен было больше. И они остаются. И Матерь Божья остается.
И еще пишет святой Иоанн Златоуст: «По какой причине Его кормили женщины (сказано, что за Ним следовали женщины, которые прислуживали Ему)? Для того, чтобы с самого начала научить нас, что Господь готов принять тех, кто творит добро. Разве не мог Павел, который своими руками зарабатывал даже на нужды других, прожить, ничего ни у кого не беря? Но ты видишь, как он и берет, и просит. И послушай, зачем: я ищу, говорит он, не даяния, но плода, умножающегося в пользу вашу (Фил. 4:17).»
Он как раз здесь пишет, то что «как женщины при жизни служили Господу так и сейчас Господь принимает творящих добро».
И вот, вместе с ними были все пришедшие в Иерусалим, как нам дальше говорит святое Евангелие и святой Григорий Лебедев пишет:
«Голос языческого сотника – это свидетельство земной непредубежденности, когда она, хоть поверхностно, соприкоснется с правдой подвижника. Если она не втянута в борьбу с добром, если в ней не совершилось воцарение зла, вызывающее бешенство злобы при одном виде добра, то ее соприкосновение с подвигом Света вызывает и в ней невольное признание, что в Сыне Света – высшая Правда и Его путь – явление той же Правды. Голос сотника – это объективное суждение о пути подвига и Креста естественного человеческого разума, когда он не является рабом зла. Язычник-сотник, не знавший Христа, но не порабощенный злом иудейского преследования, смотрит на вещи спокойно и оценивает беспристрастно… И оценка беспристрастности знаменательна: «Истинно Человек Сей… Сын Божий».»
То есть вот этот сотник он был такой нейтральный человек, ему приказали делать, он пошел делать. То есть он не был полностью порабощен злу, но при этом он совершенно не ведал Бога.
Человек только один раз со стороны увидевший Господа, он свидетельствует, что: «Истинно это был Сын Божий», так как Он так владычественного умер.
И что у нас происходит дальше : « И как уже настал вечер, - потому что была пятница, то есть день перед субботою, - пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.»
Здесь мы видим, что по тексту наступил вечер, это была пятница, день перед субботою, в который приходит Иосиф из Аримафеи. И вот здесь тоже важно, как мы говорили, Господь воскрес на третий день. Откуда это ясно? Как мы считали это нам объяснил Блаженный Августин.
«Писание свидетельствует, что это были не полные три дня: от первого дня сосчитана вторая половина; от третьего дня - первая; средний, то есть второй день, - совершенно полностью, то есть двадцать четыре часа, двенадцать ночью и двенадцать днем. Распят Он сначала голосами иудеев в третий час шестого дня, перед субботой; на самом кресте поднят в час шестой, и дух испустил в час девятый (ср. Мф. 27:23-50).»
И вот, святитель Иоанн Златоуст пишет об Иосифе: «Это был тот Иосиф, который раньше скрывался, а теперь, после смерти Христовой, проявил большую смелость. Ведь он был не безызвестен и не из незаметных, но один из совета и весьма знатен. Отсюда особенно можно уяснить его мужество (ср. Лк. 23:50). Ведь он выдал себя на смерть, навлекая всеобщую вражду своей преданностью Иисусу: тем, что и тело попросить осмелился, и не отступился, пока не добился своего. К тому же он не только получил тело Иисуса, не только богато похоронил, но и положил его в собственной новой гробнице, чем проявил свою любовь и мужество (ср. Мф. 27:60, Мк. 15:46, Лк. 23:53).»
Смотрите, какое это великое мужество! Ты знатный, тебя знают все, а ты просишь тело какого-то распятого, Которого все поносили, позорили и ты приходишь к правителю и просишь Его тело. Какое нужно иметь мужество? Представьте какая добродетель у этого мужа? Он его похоронил в своей собственной гробнице, он Господу отдал то, что он сам хочет для себя. Это на самом деле великая жертва. Именно в этом и проявляется такая глубочайшая любовь.
Блаженный Феофилкат пишет: «Блаженный Иосиф, еще служа Закону, признал Христа Богом, почему и дерзнул на похвальный подвиг. Не стал он размышлять: вот я богат и могу потерять богатство, если буду просить тело Того, Кто осужден за присвоение Себе царской власти, и сделаюсь ненавистным у иудеев, - так ни о чем подобном не размышлял сам с собою, но, оставив все, как менее важное, просил одного - предать погребению тело Осужденного. «Пилат удивился, что Он уже умер» ибо думал, что Христос долгое время будет выдерживать страдания, как и разбойники, почему и спросил сотника: «давно ли умер?». То есть неужели умер прежде времени? Получив тело, Иосиф купил плащаницу и, сняв тело, обвил ей, честное честно предавая погребению. Ибо он был и сам ученик Христов, и знал, как почтить Владыку. Он был «знаменитый», то есть человек почтенный, благочестивый, безукоризненный. Что касается до звания советника, то это было некоторое достоинство или, лучше, служение и должность гражданская, которую имеющие должны были заведовать делами судилища, и здесь часто подвергались опасностям от злоупотреблений, свойственных сему месту. Пусть слышат богатые и занимающиеся делами общественными, как достоинство советника нисколько не препятствовало добродетели Иосифа. Имя «Иосиф» - значит «приношение», а «Аримафей» - «возьми оное». Будем же и мы, по примеру Иосифа, всегда прилагать усердие к добродетели и взимать оное, то есть истинное благо. Да сподобимся принять и Тело Иисусово посредством Причащения и положить оное в гробе, иссеченном из камня, то есть в душе, твердо памятующей и не забывающей Бога. Да будет душа наша иссеченной из камня, то есть имеющей свое утверждение во Христе, Который есть Камень. Да обвием сие Тело плащаницею, то есть примем его в чистое тело, ибо тело есть как бы плащаница души. Божественное Тело должно принимать не только в чистую душу, но и в чистое тело. Должно же именно обвить оное, то есть покрыть, а не раскрывать, ибо Таинство должно быть покрыто, сокровенно, а не раскрываемо».
Вот видите какой духовный смысл. То есть в душу каменную мы должны принимать тело Господа нашего Иисуса Христа. Тело каменное утвержденное во Христе и душа наша обвита плащаницей, то есть телом и как плащаница была чистой так и тело должно быть чистое для того, чтобы причащались не в суд и не в осуждение. И нужно именно покрыть душу телом. Не раскрыть, а именно покрыть. То есть вот эта тайна пречистая соединения Бога с человеком должна быть закрыта от внешних людей у которых образ мышления плотский.
Блаженный Августин пишет: «Распятые на кресте умирали долгой мучительной смертью, поэтому разбойникам были перебиты голени, чтобы они умерли и были сняты со креста до субботы (Ин. 19:31-32). Удивительно то, что Он был обнаружен уже умершим. Мы читаем, что и Пилат удивился, когда у него попросили тело Господа для погребения».
Вот здесь мы видим, что Господь реально умер по Своей власти. Еще раз подчеркивается по сравнению вот с этими двумя разбойниками.
Беда Достопочтенный объясняет слова: «Сняв его обвил плащаницею» пишет: «Скромное погребение Господа есть осуждение суетности богатых, которые и в могилах не могут обойтись без богатств… Отсюда происходит церковный обычай, по которому жертва на алтаре приносится не на шелке или на цветастой ткани, но на льняной, подобно тому как тело Господа было погребено в чистом холсте (ср. Мф. 27:59, Лк. 23:53, Ин. 19:40).»
Интересный вот такой момент, почему у нас на престоле плащаница, т.е специальное облачение, почему оно не из шелка, а оно из льна? Чтобы в подражании в какую плащаницу было обвито тело Господа, что бы тело и кровь Господа, которые ставятся на престол, тоже были обвиты скромною плащаницею. Церковь даже в таких мелочах подражает Библии. То есть в ней все сугубо Евангельское. И далее сказано: «Мария же Магдалина и Мария Иосиева смотрели, где Его полагали».
А где его полагали? Его полагали в гробе высоченном в скале.
Святитель Афанасий Великий пишет: «Неразумное утверждают те, кто говорит, будто Слово превратилось в кость и плоть. Если бы было так, то не нужна была бы гробница, потому что тело само собою сошло бы на проповедь бывшим в аду духам. А ныне Слово сошло проповедовать, тело же сохранил на Голгофе Иосиф, обвив его. И всякому стало ясно, что Слово не было телом, но что тело принадлежало Слову.
Он говорит то что многие думали, что Сам Бог превратился в тело. А как тогда Бог сошел в ад проповедовать? Он же душой сошел, как мы исповедуем по православным нашим догматам.
«Были тут (при кресте) и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия, которые и тогда, как Он был в Галилее, следовали за Ним и служили Ему, и другие многие, вместе с Ним пришедшие в Иерусалим».
«В вихре зла, крутящемся на земле, когда идет поругание и распятие Подвижника Правды, когда от Него отвертывается вся земля, когда изменяют любимые и избранные, не колеблется только чистое сердце, полное беззаветной преданности и не раздумывающей любви»
Вот мы многие люди думаем, как нам не придать Господа, когда нас поведут на мучения. Нам кажется, как мы можем умереть за Господа вот мы отрекаемся как апостолы. Мы видим, что есть способы как остаться верными Господу. Это первое: необходимо что бы наше сердце было непоколебимо в вере, что бы оно было чистым оно было полным преданности и не размышляющим о любви, то есть такая любовь». Ну вот раз ты так себя ведешь, значит я тебя люблю, а вот если так, то не люблю, то есть люди выбирают. Любовь не раздувающая, то есть человек просто любит. Вот именно так поступали жены мироносицы и апостол Иоанн Богослов. По чистоте своего сердца и по преданности не раздумывающей любви, которыми были в переизбытке напитаны их сердца они смогли не убежать от Господа.
Святитель Дмитрий Ростовский пишет:
«Так вот по всему этому-то многие благочестивые жены, которые исцелены были Христом от тяжких болезней и имели в достатке от своих имущественных средств, сопутствуя своему Благодетелю в хождении Его с проповедью Евангелия, "служили Ему имением своим" (Лк.8:3), то есть, в случаях нужды, уплачивая расходы по насущным потребностям бедных, сопутствовавшим их Спасителю и, по указанию Его, оказывали необходимые пособия, нуждающимся в материальной помощи. ... Из таких благодарных жен Евангелист Лука называет Марию Магдалину первою (Лк.8:2), потому что она первая подала другим пример такого признательного служения делу Богочеловека, или же она преимуществовала пред всеми показала усердие в этом святом деле».
Очень важно почему Мария Магдалена тут называется первой, она даже раньше Богородицы стоит. Это вот такая награда за то, что когда Господь был на земле и жены служившие ему своими именем, она ревностнее всех служила. Какой она подвиг на себя взяла? Мы ведь знаем, что в ней семь бесов было. Господь изгнал из нее семь бесов. Человека, которого бесы соблазняют на грех, но не смотря на все козни, он ревностно служит Господу и настолько ревностно служит то что удостаивается в Евангелие называться среди всех, кто пришел и остался с Господом до самого конца. Евангелие ставит ее на первое место, это на самом деле очень большая честь. Сейчас мы дошли до места субботы, когда душа Господа сходит во ад.