Куклы с таким названием - яркая вспышка в истории кукол, они появились в начале XX века, в ревущие 20-е и почти сразу стали невероятно популярными, но к 40-м годам все про них уже забыли.
Это куклы делались из ткани, выглядели стилизованными благодаря своим вытянутым конечностям, главное внимание уделялось их нарядам. Куклы были одеты в театральные, исторические, карнавальные, национальные и особенно восточные костюмы.
Эти куклы похожи на интерьерные – они должны были украшать будуары молодых девушек. Впрочем, флэпперы* с удовольствием носили кукол с собой почти как сумочки.
(*Флэпперы — девушки-"хлопушки", такое прозвище получили эмансипированные девушки 1920-х годов, олицетворявших поколение «ревущих двадцатых»).
Кто первый придумал подобных кукол – вопрос сложный. Но точно к этому приложили руку наши соотечественники.
После Первой мировой войны и революции многие русские эмигрировали во Францию, обосновавшись в Париже. Чтобы поддержать русских эмигрантов великая княжна Мария Павловна организовала ярмарку русских изделий ручной работы.
И вот там журналист газеты Femina среди прочих изделий выделил тряпичных кукол с вытянутыми конечностями, одетых в шикарные традиционные русские наряды. Уровень художественного исполнения и творческой выдумки настолько поразил журналиста, что он назвал этих кукол новой вехой в искусстве.
Но подобные куклы создавали разные авторы в разных странах, в т.ч. в Италии и Германии. Будуарных кукол использовал в своих показах кутюрье Поль Пуаре. А он в свою очередь вдохновился созданиями Стефания Лазарской, польской художницей, основавшей в Париже ателье по пошиву подобных кукол. На показе Пуаре модели использовали этих кукол как аксессуар, несли в руках.
Широкую известность куклы получили, когда их взяли в руки знаменитые американские актрисы кино. Богатые американцы приезжали в Европу в поисках приключений и свободной выпивки (в США действовал сухой закон). Из Старого света девушки привозили с собой забавных кукол с вытянутыми конечностями.
Вот тогда будуарные куклы американизировались и быстро вошли в моду: их были принято носить с собой в качестве аксессуара и показывать в пикантном интерьере спальни (что часто делали в фильмах). Открылось множество компаний в Европе и США по производству будуарных кукол.
Золотой век этих необычных кукол продолжался до 1929 года, в котором началась великая депрессия. И экономический спад в США и приближающаяся новая война в Европе свела на нет интерес к будуарным куклам.