Найти тему
О куклах с любовью

Будуарные куклы

Куклы с таким названием - яркая вспышка в истории кукол, они появились в начале XX века, в ревущие 20-е и почти сразу стали невероятно популярными, но к 40-м годам все про них уже забыли.

Куклы Клэр Люс, всемирно известной танцовщицы Ziegfeld Follies, 1926. Фото Het Leven, Spaarnestad Photo
Куклы Клэр Люс, всемирно известной танцовщицы Ziegfeld Follies, 1926. Фото Het Leven, Spaarnestad Photo

Это куклы делались из ткани, выглядели стилизованными благодаря своим вытянутым конечностям, главное внимание уделялось их нарядам. Куклы были одеты в театральные, исторические, карнавальные, национальные и особенно восточные костюмы.

Эти куклы похожи на интерьерные – они должны были украшать будуары молодых девушек. Впрочем, флэпперы* с удовольствием носили кукол с собой почти как сумочки.

(*Флэпперы — девушки-"хлопушки", такое прозвище получили эмансипированные девушки 1920-х годов, олицетворявших поколение «ревущих двадцатых»).

Кто первый придумал подобных кукол – вопрос сложный. Но точно к этому приложили руку наши соотечественники.

После Первой мировой войны и революции многие русские эмигрировали во Францию, обосновавшись в Париже. Чтобы поддержать русских эмигрантов великая княжна Мария Павловна организовала ярмарку русских изделий ручной работы.

Русская танцовщица Адександра Данилова. Солистка русских сезонов под руководством Воскресенского. На фото она в костюме из балета "Фантастический магазин", где она появлялась, держа в руках свою портретную будуарную куклу. Фото Sasha/Hulton Archive/Getty Images
Русская танцовщица Адександра Данилова. Солистка русских сезонов под руководством Воскресенского. На фото она в костюме из балета "Фантастический магазин", где она появлялась, держа в руках свою портретную будуарную куклу. Фото Sasha/Hulton Archive/Getty Images

И вот там журналист газеты Femina среди прочих изделий выделил тряпичных кукол с вытянутыми конечностями, одетых в шикарные традиционные русские наряды. Уровень художественного исполнения и творческой выдумки настолько поразил журналиста, что он назвал этих кукол новой вехой в искусстве.

Но подобные куклы создавали разные авторы в разных странах, в т.ч. в Италии и Германии. Будуарных кукол использовал в своих показах кутюрье Поль Пуаре. А он в свою очередь вдохновился созданиями Стефания Лазарской, польской художницей, основавшей в Париже ателье по пошиву подобных кукол. На показе Пуаре модели использовали этих кукол как аксессуар, несли в руках.

Широкую известность куклы получили, когда их взяли в руки знаменитые американские актрисы кино. Богатые американцы приезжали в Европу в поисках приключений и свободной выпивки (в США действовал сухой закон). Из Старого света девушки привозили с собой забавных кукол с вытянутыми конечностями.

Вот тогда будуарные куклы американизировались и быстро вошли в моду: их были принято носить с собой в качестве аксессуара и показывать в пикантном интерьере спальни (что часто делали в фильмах). Открылось множество компаний в Европе и США по производству будуарных кукол.

Золотой век этих необычных кукол продолжался до 1929 года, в котором началась великая депрессия. И экономический спад в США и приближающаяся новая война в Европе свела на нет интерес к будуарным куклам.