Найти тему
Народ Востока

Кто такие евреи-ультраортодоксы и как к ним относятся другие евреи?

Составить полную и подробную классификацию еврейских религиозных течений со всеми отличиями и характерными признаками, мог бы, наверное, только один Яхве. Я несколько раз пробовал разобраться, но там сам черт ногу сломит. Поэтому давайте кратко пройдемся по главным. И не забывайте, что основная масса израильтян, равно как и евреев вообще, не религиозны.

Итак.

Ортодоксальный иудаизм – это стандартное течение, к которому относится большинство верующих. Его адепты соблюдают все шестьсот тринадцать заповедей иудаизма, но в остальном, остаются вполне современными людьми. Среди них много ученых, бизнесменов, спортсменов, военных.

Консервативный иудаизм – вопреки названию, там немного свободнее, чем в предыдущем. Некоторые заповеди упрощены или не выполняются. Поэтому если вы имеете намерение репатриироваться в Израиль и примете иудейскую веру в консервативной синагоге, то в страну вас запросто могут не пустить. Там преобладают ортодоксальные раввины, они заставят вас «перекрещиваться».

Реформистский иудаизм – лайт-версия иудейской религии. Нравятся заповеди – соблюдаем, не нравятся – не соблюдаем. Принимаем к себе гоев и тех людей, у которых еврейской крови – седьмая вода на киселе. По понятным причинам, популярно в Америке. Но ортодоксы смотрят на реформистов еще хуже, чем на консерваторов.

А есть еще ультраортодоксальный иудаизм – там все еще более закручено, чем у ортодоксов. Тут религия становится образом жизни, и все, что выходит за ее грань, очень старательно вычеркивается. Если одни стараются во время своих повседневных дел не забывать о Боге, то другие из-за Бога забывают обо всех повседневных делах.

И по кипам тоже отличаются, и по обуви, и даже по носкам
И по кипам тоже отличаются, и по обуви, и даже по носкам

Ультраортодоксы появились совсем недавно – только лишь в 19-м веке. Но окончательно оформились в середине прошлого столетия после невероятных испытаний, которые пережил еврейский мир. Когда началась эпоха просвещения, евреи во многих странах были уравнены с европейцами в правах.

Неудивительно, что они вкусили все прелести этого и стали постепенно отказываться от веры: крестились семьи Карла Маркса и композитора Мендельсона, а немало обычных людей перестало соблюдать обряды. И тогда раввины нанесли ответный удар и создали концепцию личного эмоционального познания веры.

После тяжелых 1940-х годов эти люди убедились, что они поступают правильно: только сильная личная вера может спасти многострадальный еврейский народ. Так и появился ультраортодоксальный иудаизм. Он никогда не был единым, напротив, разделен на много течений и укладов, которые группируются вокруг раввинских династий. Они могут отличаться своими обычаями, политическими воззрениями, духовными практиками и даже формой одежды.

Где же этот шекель?)))
Где же этот шекель?)))

Многие люди ставят знак равенства между ультраортодоксами и хасидами, что не совсем так: не каждый хасид – ультраортодокс и не каждый ультраортодокс – хасид. Очень религиозные люди могут встречаться и среди сефардов, евреев из средневековой Испании, а также относиться к евреям-литвакам из Белоруссии, Прибалтики и Литвы, которые выступали по отношению к хасидам, как нравственные оппоненты.

Но их всех объединяет главное: лютая преданность своим раввинам, строгий кодекс поведения, сильное давление внутреннего сообщества и неустанное изучение религиозного закона. За тысячи лет об иудаизме было написано множество книг, и эти люди посвящают их изучению всю свою жизнь. Помимо всего прочего, от этого зависит их личный статус: чем мудрее еврей, тем выше его положение в собственной общине.

В 1948-м году, когда было провозглашено государство Израиль, его население составляло 600-700 тысяч человек. И тогда правительство решило освободить от призыва в армию четыреста ультраортодоксальных мальчиков, учеников религиозных школ иешив. Но сейчас ультраортодоксов 1,2 миллиона в Израиле и еще коло 600 тысяч за рубежом. Половина мужчин у них не работает, учит Тору и живет на государственные пособия. Среди женщин занятость достигает 70-80 %. Неудивительно, что это считается большой социальной проблемой, и религиозные евреи не вызывают восторга у светских израильтян. Есть целые программы по привлечению их к труду и армейской службе.

На своей родине их называют харедим, что переводится, как «трепещущие» (перед Богом), поскольку название «ультраортодоксы» они не любят. Есть еще не очень приятная кличка досы, датишники – от слова «религиозные». У этих ребят есть свои газеты и политические партии, которые строго следят за соблюдением их прав. Что характерно, многие представители этой группы не признают законности существования Израиля, хотя и пользуются его благами. А некоторые и вовсе считают, что воссоздавать еврейское государство до прихода Мессии запрещено. Но таких очень мало.

#евреи #иудаизм #религия #секты #израиль