Найти тему
Василий Мартынюк

Back in the USSR

Раздаются отдельные голоса о необходимости суда над людьми, развалившими Советский Союз. Пытаюсь вспомнить, как это было. 8 декабря 1991 года шла программа Время. Обычно она продолжалась полчаса. Где-то в конце программы, после всяких прочих сообщений, диктор объявил, что в Беловежской пуще страны – основатели СССР приняли решение о его ликвидации. И перешел к новостям спорта. Все. Мы с женой налили по рюмке и выпили. Так буднично, между прочим, кончилась эпоха.

Сейчас пытался восстановить эти события, проверить свою память. Но в инете этой записи не нашел. Так же как пропал оригинал решения о ликвидации СССР. Есть комментарии участников на следующий день, которые упирают не на ликвидацию СССР, а на создание СНГ. Их можно посмотреть здесь. https://ok.ru/video/438676424071 . Жалкое зрелище. И довольно-таки постыдное. Поэтому и стараются не вспоминать и уничтожить по возможности все свидетельства.

Подписанты
Подписанты

Вот они, подписанты. Между тем валить на эту троицу ответственность за произошедшее совершенно неправильно. Может быть только за воровскую процедуру этого действия. Сам же развал СССР является тяжелой катастрофой, которая, как всегда в таких случаях, долго готовилась. Причем готовилась не внешними силами, а нарастанием внутренних противоречий. Возможно, отдельные детали этой катастрофы могли бы быть другими, но сама она была неизбежна. А такая троица, готовая воспользоваться ситуацией в личных целях, найдется всегда.

Сейчас у каждого свое представление об СССР. Для одних это цветущая страна, где все народы жили в дружбе, образование и медицинская помощь были бесплатными, трудящиеся получали бесплатные квартиры и ездили отдыхать в санатории и дома отдыха. И это правда. Для других это бесконечные очереди за продуктами, попытки что-то «достать», коммуналки и попытки дотянуть до зарплаты. И это тоже правда. Для третьих это еще и преследования со стороны КГБ, явные или мнимые, попытки узнать правду оттуда.

Лично я получил самое лучшее образование. Совершенно бесплатно. С общежитием и стипендией. И никогда не испытывал проблем с трудоустройством. И это действительно здорово. Но ни разу не был в доме отдыха. И до сих пор в мясных рядах на рынке вспоминаю, как в универсамах выкатывали тележку с завернутыми в целлофан костями с желтым жиром вокруг в качестве мяса. Зато с выбором никаких проблем. Что дают, то и бери.

А осенью все ездили «на картошку». Обычно на пару недель. Ученые, студенты. Тогда колхозники не могли сами ее убрать. До сих пор удивляюсь, как они сейчас справляются. А еще зимой ходили на овощебазу, перебирать гнилую капусту и другие овощи. Однажды пришлось разгружать вагон с арбузами. Понятно, что все это сопровождалось выпивкой, сплочением коллектива и совершенно не вспоминается в негативном смысле. Помогали же стране.

Выпивали вообще много и значительно чаще, чем сейчас. Коньяк стоил чуть дороже водки, но был в дефиците. Зато было море разливанное всяких портвейнов. Они пользовались большой популярностью. Подозреваю, что и смертность по этой причине была огромная. Но никакая статистика на этот счет не публиковалась.

Но хуже всего было не это. Хуже всего было лицемерие. Рейган зря назвал нас империей зла. Нет. Никакого зла. Это была империя лицемерия. Наша самая лучшая школа тратила огромное количество времени на изучение истории КПСС. (Представляю, сейчас в школе изучать историю Единой России или ЛДПР.) Эти съезды, что на них происходило. Ленин против Плеханова или Маркова. Причем все вранье. Я, как человек доверчивый, пытался разобраться, но никогда не мог. А ведь заставляли все это конспектировать. Потом в институте. Политэкономия и марксистко-ленинская философия. Куча убитого времени на этот бред. Империализм и эмпириокритицизм. Попробуйте понять что-нибудь в этом названии, не говоря уж о самой книге. А толстенные три тома Капитала. Хорошо хоть не все заставляли читать и конспектировать. Ужас!

При этом нормальные книги по истории, философии были практически недоступны. История государства Российского Карамзина ни разу при советской власти не переиздавалась. Кое-что можно было прочитать только в Ленинской библиотеке. Причем многие книги по особому допуску.

Паразитирующая в этих условиях советская творческая интеллигенция строго следила, чтобы ничего живого с запада к нам не проникало. Только строго отобранное через игольное ушко. В Советском Союзе не было Властелина колец. Не было зарубежных детективов, кроме Сименона. Само собой, не было Голливуда.

Но самое плохое, что внутри страны вытеснялось самое лучшее. Лучшие поэты страны, Высоцкий, Бродский, Рубцов, не печатались. При этом они пользовались широкой известностью, даже любовью. Все, что не совпадало с линией партии, безжалостно истреблялось или вытеснялось за рубеж. Отчасти причины эмиграции были такими же, как сейчас. Рыба ищет где глубже. Но часто это было вынужденное решение.

Однако, радио становилось все лучше, магнитофоны работали вообще хорошо, и информация распространялась по стране. Привозили оттуда разное. Так мы узнали о Битлах, Ролингах, других группах, энергетика которых не идет не в какое сравнение с нашими ВИА. Ау нас они официально подвергались беспощадной критике. Впрочем, как и многие наши музыканты. Чем власти помешал Шнитке? Только происками его коллег можно объяснить запрет его Легенды о Докторе Фаусте.

Поэтому, когда к власти пришел Горбачев и начал хотя бы говорить с народом (раньше партийные бонзы до этого не опускались), его «перестройку и гласность» сразу все поддержали. Гласность удалась. Один Огонек чего стоил. Сразу появилась масса правдорубов, которые многое нам порассказали про проклятое прошлое. Почему-то они сейчас все там, на Западе.

А с перестройкой не заладилось. В экономическом плане дела обстояли все хуже и хуже. При этом партия по-прежнему призывала идти ленинским курсом, очистившись от сталинизма. Но уже как-то слабо верилось. И когда начались выборы делегатов на Съезд, у всех и вообще языки развязались. Впереди замаячило светлое будущее, только бы свалить КПСС. Жить в старом мире никто уже не хотел. А тут еще путч, который окончательно все расшатал.

И в этой обстановке наша троица решила поделить страну и начать царствовать. Другие руководители сначала испугались, но быстро сориентировались и стали строить свои царства. Народ же безмолвствовал. И я тоже. Не было никаких протестов. Верховный совет по-быстрому ратифицировал беловежскую бумагу. Единогласно. Никто не возразил.

Так что при поиске виновных в развале СССР можно все валить на меня.