Согласитесь, чтобы сегодня удержать свой корабль на плаву, необходимо обладать креативным мышлением, четко представляя, что делать. И, конечно, начинать действовать. Выиграет тот, кто будет наиболее гибок и сможет принять правильное решение в таком турбулентном рынке.
Есть история про двух путников, идущих босиком по саванне. Встретив льва, один из них стал надевать кроссовки, а другой спросил «зачем», зверя обогнать не удастся. Ответ: «Я и не буду пытаться. Я хочу обогнать тебя». Мораль: пока одни затаились, всегда найдутся те, кто будет действовать и опередит конкурентов. Мы надели кроссовки и уже зашнуровываем их.
Ну и, конечно, известная притча про двух лягушек, попавших в молоко. Одна из них поддалась воле судьбы и утонула, а вторая сделала выбор в пользу выживания и взбила это молоко своими активными действиями в масло. Согласитесь, такая активная позиция обязательно приведет к успеху – и нашему, и наших клиентов.
Ни для кого не секрет, что происходит сейчас в сфере PM. Очевидно, что для достижения успеха необходимо оптимизировать стрессовые активы в различных секторах коммерческой недвижимости. Стоит честно признать, что очереди из арендаторов нет, и заполнять ТЦ нужно с учетом существующих реалий. Собственники должны перестать ориентироваться на «старые времена» и ждать возвращения якорных брендов.
К концу полугодия ожидается увеличение вакантности до 70% в крупных ТЦ, где были представлены зарубежные бренды. Скорее всего, ставки сохранить не удастся.
Как сегодня создать качественный пул арендаторов, например, в ТЦ, не потеряв его репутацию? Необходимо выстраивать отношения с другими «сетками» или поиск адекватной замены на ушедшие бренды. Fashion уже не основа основ ТЦ. Арендаторы уходят один за другим, собственники вынуждены переключаться на более надежных ретейлеров. Однако и тут необходимо учесть, что многие сетевые ретейлеры, такие как «Азбука Вкуса», «ВкусВилл», «X5 Retail Group», объявили о заморозке новых проектов и регионального развития.
Растет спрос на изменение функционального назначения площадей. Часть, например, фудкорта можно заменить на зону торговли. Освободившиеся зоны брендовых магазинов можно переоборудовать под игровые и обучающие детские клубы.
При этом в условиях ограниченных возможностей для раскачки доходности будет расти спрос на минимизацию издержек. В этой связи трендовой темой будет обращение к ведущим FM-операторам с просьбой оптимизировать затраты. Инструментов достаточно много. Возможно, необходимо поменять SLA, внутренние регламенты, часть сервисов переводить на выездное обслуживание. Это позволит сохранить свои позиции сегодня.
Все взоры также будут обращены на цифровизацию бизнеса, которая поможет существенно сократить нагрузку на людей и сократить штатный состав обслуживающего технического персонала. Цифровые платформы делают прозрачным бизнес, позволяют повысить отдачу людских ресурсов. Это также прямой путь оптимизации, помогающий пережить непростые времена.
А как вы решаете проблемы с арендаторами?