Когда пассажиры электричек вообще высыпаются? С одной стороны, как можно выспаться, когда в 5 утра встал, а в 11 ночи только приехал. Между тем, постоянный пассажир электрички в самой электричке спит каждую возможную минуту и это сильно восполняет ежедневный сон.
Лично я спал там, где это было возможным, даже стоя в тамбуре периодически отключался как спящий носорог. Конечно, идеальный сон в электричке это сон возле окна в теплом вагоне и в отсутствие проверки билетов. Отсюда и место это является самым лакомым кусочком даже самого последнего пропахшего вагона электрички, потому что есть отличная легальная возможность уйти с головой в свою теплую куртку или упасть к себе на коленки и смотреть розовых единорогов, танцующих на лужайке.
Да, сквозняк у окна знатный. Зимой при закрытых окнах дует маленький тихий незаметный ветерок, но через пару часов при таком ветерке на Казанском вокзале при повороте шеи станет понятно: продуло так, что из вагона теперь вылезать на четвереньках и громко постанывать как подбитая лань, уходящая от охотника. В другое время года форточки на окнах постоянно открываются и не закрываются, в результате чего поезд приходит холодный.
Ввиду того, что некоторые форточки закрыть потом крайне проблематично по причине их сильной изношенности или производственном браке, то постоянно ловишь себя на мысли о том, чтобы зима длилась как можно дольше. Ведь надеть шапку и капюшон проще, чем постоянно находится в непонятной ситуации, при которой на улице тепло или даже жарко, а тебе приходится таскать с собой вещи для временного утепления от сквозняков, гуляющих по вагону.
Чем хороша зима в электричке, так это усилением дружелюбности среди постоянных пассажиров, особенно к полным людям. Ведь человек слева или справа от тебя это прежде всего источник тепла, который согревает тебя своим телом: правым или левым пухлым боком своего тела. Прижавшись к такому источнику тепла быстрее ловишь негу в вагоне и уходишь к своим розовым единорогам, погрузившись в сон на два с половиной часа.
В жаркую погоду, особенно в дни летнего зноя, пассажиры мгновенно теряют подобную дружелюбность и ловят непереносимость прикосновений. Конечно, зашел в раскаленный вагон, духота, нечем дышать, даже прислониться спиной к скамейке невыносимо больно, так как чувство как будто твою спину обжигает огонь, будто тебя кладут на раскаленную сковороду. Ну какая тут дружелюбность? Конечно, тот правый или левый пухлый бок тела твоего потенциального соседа становится твоим личным врагом, а ты объявляешь ему свою личную вендетту, бросая вызов и воинственный клич: не подходи!
Если в зимнюю пору в вагоне имеется довольно сильный спрос на полных людей, то в летний зной появляется очень высокий спрос на маленьких и худеньких людей. Пассажир, который поставил рядом с собой свой рюкзак или сумку и вот уже на протяжении нескольких остановок отвечает «занято», признается среди пассажиров данного вагона лицом, явно и недвусмысленно оставившим заявку на маленького и худенького человека, а значит такому человеку достаточно просто подойти к этому «занятому» месту и постоять рядом.
Как правило, менее через минуту «оставивший заявку на маленьких людей» пассажир тихо-тихо сам предложит «не хотите присесть, могу уступить». И если этот маленький худенький и такой везучий в эти летние знойные дни откажется сесть на уступаемое ему место, то обязательно последует от рядом стоящего не маленького и не худенького человека вопрос: «свободно?» и тут же последует ответ: «сказал же, занято». А если начать выпытывать почему предлагали сесть тому маленькому и худенькому персонажу, а ему отказывают, то поступит ответ «жалко его стало, такой худенький и такой маленький».
Сидя возле окна, поймав сновидение, не обязательно с единорогами, ты видишь во сне как взлетаешь, потом снижаешься, и такой весь ухухууу! А потом открываешь глаза, потому что тебя что-то или кто-то разбудил и видишь такую картину: твоя голова склонилась на уровне пупка, немного зарывшись в раскрытую куртку, а собачка на молнии этой куртки у тебя во рту прямо сейчас и вот прямо сейчас ты ее посасываешь как младенец соску.
Осознание данного факта приходит к тебе в тот момент, когда твои глаза встречаются с глазами сидящих напротив пассажиров, улыбающихся и смеющихся над тобой, над ситуацией, при которой здоровый бородатый мужик сосет собачку на молнии своей куртки вот прямо сейчас и так глупо еще при этом вытаращил на них свои глаза. Ну, дурачек, чего смотришь? Хватит собачку сосать, скоро Казанский. Тут же вынимаешь изо рта эту собачку, выпрямляешься и пытаясь вроде как оправдаться говоришь: «ух ты, вот это да, укачало» и смущенно улыбаешься, бывает.
Вообще, электричка и ее постоянное сообщество это своего рода отдельный организм, который конечно имеет свой сленг, сложившийся десятилетиями. Постоянные пассажиры первоначально реагируют на многие слова именно через призму поездок в электричке, воспринимают их соответствующим образом, ну а как иначе.
Что скажет здоровый человек на следующую фразу: «Ночь, улица, фонарь, аптека… Аптека, улица, фонарь»? Скажет: «Ооо, да это ж Александр Блок!». А постоянный пассажир электрички если не скажет вслух, то обязательно вспомнит в первые же секунды: «Фонарь звучит оскорбительно». И взгляды у людей разные: у здорового человека сразу возвышенный такой взгляд, дескать он вспомнил или сейчас уже вот-вот вспомнит, что это строчки стихотворения Блока, а вот у изможденного электричкой пассажира взгляд станет грустным и печальным. Конечно, ведь ему напомнили об оскорбительном выражении постоянных пассажиров электричек.
Когда Лужков был мэром Москвы, я часто слышал слово «фонарь» от случайных людей, часто читал высказывания самого Лужкова в печати или по крайне мере высказывания, которые ему приписывали в этой самой печати, в которых постоянные пассажиры электричек именовались им не иначе как «фонари». Ведь пассажир, катающийся из дальних рубежей нашей Московской области в Москву, встает утром, но таким утром, которое и не утро совсем, а ночь. И приехал уже ночью, не вечером даже, а ночью, и когда такая электричка едет в Москву, а потом из Москвы, то окна вагонов такой электрички светятся как фонари в ночи. Вокруг сплошная темнота, а окна как фонари в этой темноте освещают путь этим печальным воинам нелегкой судьбы на пути к их несомненному успеху.
Уверен, что про «собаку» знают все или почти все. Собакой называют электричку. На маршруте Голутвин-Москва есть поезд повышенного комфорта, который едет чуть быстрее обычной электрички. Этот поезд повышенного комфорта имеет официальное название - Рэкс, а на самом этом поезде нарисована собака.
Соответственно, мы можем наблюдать некую преемственность или, если хотите, сильное воздействие пассажирского сленга на такие неимущественные права и блага как изображение на электричке и даже ее наименование. Ведь утверждать, что известная кличка собаки и изображение собаки на электричке, которая в народе собственно известна как «собака», является всего лишь совпадением, довольно сложно. Как говорится: «Совпадение? Не думаю».
Поэтому, когда человеку, изможденному поездками на электричке, зачитать стихотворение Блока про «улицу, фонарь», а потом сказать, что вы пойдете погулять с собакой, то вы даже не поймете, сколько воспоминаний возникнет у такого человека, какая буря эмоций появится у него внутри буквально за секунды. А потом легкая улыбка, задумчивый взгляд и слово «прорвемся».