С 17 по 20 апреля в Тель-Авиве прошла вставка Automotor expo. Среди экспонатов выставки был прототип беспилотного аппарата с вертикальным взлётом и посадкой (eVTOL) от израильской компании Pentaxi. Беседа с руководителем компании Яиром Дубестором была опубликована в одном из экономических израильских СМИ. Вот некоторые интересные на мой взгляд моменты этого интервью.
Я.Дубестер сказал,что он тот человек, который больше всех в мире угробил беспилотных летательных аппаратов. Однако, в Израиле к таким неудачам относятся спокойно. Благодаря им мы извлекаем уроки, совершенствуемся и идём дальше. Я.Дубестер находится в сфере беспилотников с 1973 года. Тогда, во время войны с Египтом, майор Шабтай Брилл предложил безумную по тем временам идею: прикрепить камеру к днищу игрушечного самолета и дистанционно управлять им над границей, чтобы увидеть происходящее на территории противника. С тех пор израильская оборонная промышленность серьезно занялась разработкой легких БПЛА. Сегодня на дроны приходится около половины всех летных часов ВВС Израиля.
Израиль превратился в ведущего в мире производителя БПЛА, на долю которого приходится 61% от общего объема мировых продаж БПЛА. Израиль экспортирует беспилотные технологии на сумму порядка 1 миллиарда долларов в год. Именно огромный опыт работы с БПЛА, накопленный Я.Дюбестером и его коллегами из Pentaxi, штаб-квартира которого находится Нетании, готовит почву для первого в мире беспилотного летающего робота-такси.
Аппарат Pentaxi eVTOL будет доступен в грузовом и четырехместном вариантах. Он будет способен перевозить до 400 кг полезной нагрузки на расстояние 320 километров со скоростью около 240 км/час. Но скорее всего первой моделью, будет грузовой аппарат, способный перевозить до 55 кг на расстояние 100 километров.
По оценке Я.Дубестера, в мире насчитывается более 200 компаний, работающих в данной области, в том числе хорошо известные израильские компании AIR и Urban Aeronautics, о которых я писал уже несколько раз в нашем канале.
Я.Дубестер говорит, что у людей есть определённые предубеждения по отношению к беспилотной технике, так что в начале скорее всего в кабине будет сидеть пилот. Это то, что происходит с наземными транспортом. Но с Pentaxi в этом плане есть проблема. «У вас есть машина с пятью двигателями, двумя крыльями, и все они движутся независимо. Какой пилот сможет им управлять? Только сложная система управления полетом может справиться с такой степенью сложности". Пять двигателей, расположенных в форме пятиугольника, являются причиной названия Pentaxi. Пять, объясняет Я.Дубестер, — это «минимальное количество моторов, которое нужно иметь, чтобы при потере одного мотора, вы не разбились. Если бы у нас было больше двигателей, это увеличило бы вес — худшее, что может быть в мире самолётов».
По оценкам Я.Дабестера, первая версия Pentaxi, предназначенная для перевозки грузов, будет готова к запуску к 2025 году. Пройдет ещё как минимум три года, прежде чем появится пассажирский Pentaxi. Многое в этом вопросе зависит от авиационных правил и регуляции.
На сколько действительно нужен подобный транспорт. В Сан-Паулу чтобы добраться из центра города в аэропорт, нужно два часа на машине и только 10 минут на вертолёте. Во всем мире люди тратят в среднем шесть недель в году на поездки на своих автомобилях. К 2040 году рынок аэротакси вырастет до 1,5 триллиона долларов. С 2021 года около 4,3 миллиарда долларов было инвестировано в стартапы городской воздушной мобильности (UAM). Pentaxi рассматривает два начальных рынка: США и Японию. Япония хочет возглавить рынок аэротакси, но не занимается его разработкой. Они обращаются к таким компаниям, как Pentaxi, а затем будут производить аппараты.
Другие наши похожие материалы:
Электрические самолёты с вертикальным взлётом от стартап-компании AIR.
Будут ли в Израиле выпускать электрокары
Трансформер автомобиль-самолёт получил лицензию. А что в Израиле.