Найти тему
РЭУ им. Г. В. Плеханова

Стэнфордский зефирный эксперимент

Получить желаемое сейчас, или подождать, но получить уже вдвое больше? Очень сложный выбор, который может вести в ступор каждого. С таким непростым выбором столкнулись участники «Стэнфордского зефирного эксперимента». Главными героями его стали дети. Им было предложено съесть зефир сразу же, или подождать 15 минут и получить больше. Только всё это время маленьким участниками нужно было сидеть один на один с желанной сладостью. Более подробно об этом интересном эксперименте будет рассказано в нашей статье.

«Стэнфордский зефирный эксперимент», или «тест маршмеллоу» – это серия исследований, которые были проведены в конце 1960-х-начале 1970-х годов прошлого столетия. Они осуществлялись под руководством психолога Уолтера Мишела с целью исследовать механизм отсроченного удовольствия. Концепция отсроченного (отложенного) удовольствия подразумевает возможность человека отказаться от чего-то приятного в данный момент и получить удовольствие на более поздний срок. Такое умение на прямую связано с самоконтролем, силой воли и может пригодиться во многих жизненных ситуациях: отказ от импульсивной покупки с целью накопить на что-то масштабное, кропотливая работа на достижение долгосрочных целей.

-2

«Тест маршмеллоу» был проведён с участием детей в возрасте от 3 до 5 лет, посещавших детский сад при Стэнфордском университете. В основном испытуемыми были дети сотрудников учебного заведения. Непосредственно эксперимент проходил по простому сценарию: ребёнка приводили в комнату, где его ждал зефир или другая сладость, исследователь говорил, что уйдёт из комнаты, но потом вернётся. Если ребёнок не съест зефир за это время, то получит ещё больше. Исследователь покидал комнату, а маленький испытуемые оставался наедине со сладостью. В это время Уолтер Мишел и другие психологи наблюдали с помощью скрытой камеры за поведением детей. Некоторые дети сразу же съедали вкусность, другие боролись с этим желанием, пытались себя чем-то отвлечь. Выдержать смогла только треть испытуемых. Большинство тех, кто дождался, были старшими из ребят, что показывает, что способность отложить удовольствие развивается с возрастом. Психологи пришли и к такому выводу, что у части людей от природы способность сказать чему-то нет в данный момент сильнее, чем у других.

Продолжение эксперимента

После «зефирного эксперимента» Уолтер Мишел провёл ещё ряд любопытных исследований. В течение 40 лет он наблюдал за жизнями детей, принявших участие в эксперименте. Психолог обнаружил интересный факт, что в дальнейшем дети, которые смогли пройти тест и не съесть сладость, достигли больших успехов в школе, лучше сдали выпускные экзамены, нашли более престижную работу и зарабатывали больше, чем остальные испытуемые. Более того, в 2011 году было проведено томографическое исследование бывших испытуемых и обнаружилось, что те, кто смог отсрочить удовольствие, обладали более развитыми лобными долями головного мозга, которые и были ответственны за самоконтроль. Был сделан определённый вывод: умение отсрочить удовольствие помогает ребёнку стать более независимым, строить долгосрочные планы, достичь большего успеха во взрослой жизни.

-3

Развитие исследований

Тема эксперимента была очень интересна и психологам в дальнейшем. Так в 2012 году учёные из Рочестерского университета провели усложнённые «зефирный эксперимент» с группой из 28 детей. Изначально их разделили на 2 группы. Одной сделали подарки, попросили подождать немного, тогда им дадут ещё подарки, но в итоге исследователи уже ничего больше детям не подарили. С другой группой это обещание сдержали. Это повлияло на результаты непосредственного «теста маршмеллоу», так дети из первой группы чаще съедали зефир сразу же и не ждали. Этот результат эксперимента показал, что на выбор отсрочить удовольствие или нет влияет также опыт и пережитые обстоятельства.

В мае 2018 года исследователи из Нью-Йоркского и Калифорнийского университетов также провели свой зефирный эксперимент. На этот раз в эксперименте приняли участие уже 900 детей из разных слоёв населения, рас, этносов, семей с разным уровнем дохода, образованием родителей. Результаты эксперимента показали, что на способность отсрочить удовольствие во многом влияет достаток семьи и образование родителей. Дети из более богатых семей в большей части могли отсрочить удовольствие, ведь они привыкли, что в любом случае получать что-то ещё.

Новые исследования дополняют оригинальный «тест маршмеллоу» и увеличивают количество факторов, которые влияют на умение отложить удовольствие.

«Стэнфордский зефирный эксперимент» - необычное и интересное исследование феномена отложенного удовольствия. А как вы думаете, в возрасте 5 лет, вы бы смогли отказаться от такого заманчивого предложения сразу же съесть вкусность, или выдержали бы все 15 минут?

Еда
6,93 млн интересуются