Даже в своём городе я очень нечасто езжу по гостям вообще и в гости собратьям по увлечению в частности. Поэтому в рубрике "Люди и их (музыкальные) системы" данная публикация идёт под порядковым номером "3"( предыдущая(вторая) была в 14 декабря 2021 года, а первая, неделей ранее - 8 декабря ). Конечно же я, за те годы, что посвятил музыке и всему что с ней связано (читай "аппаратуре для её воспроизведения") видел и слышал не один десяток интересных систем и, соответственно, имел возможность познакомиться с аналогичным количеством их владельцев общение с которыми часто бывало гораздо интереснее чем общение с их аппаратурой. Но всё это растянуто по времени на добрых четыре с лишним десятилетия и не отражено средствами фото и видеофиксации, без которых мои рассказы кто-то может счесть за выдумку. Поэтому я потихоньку рассказываю о тех людях и о тех системах, которые могу предъявить визуально. То есть которые смог запечатлеть на камеру.
Но с владельцем системы о которой пойдёт речь в данном материале мы знакомы так давно, что дольше и быть не может. Не с "песочницы" конечно, но со школы. И школа эта была совсем в другом городе до которого я этой весной всё-таки добрался. Буквально на пару дней, но время нашёл.
Конечно по телефону мы общались и у меня в гостях этот приятель два-три раза за последние годы побывал. Я тоже заочно был в курсе его приобретений, некоторые из которых он сделал по моему совету, но всегда лучше один раз услышать "живьём", чем сотню раз пытаться судить о звучании по чьим-то рассказам.
Системы у владельца по факту - две: одна стереофоническая, для прослушивания музыки, другая -многоканальная для просмотра кино. Последнее меня интересовало менее всего, поэтому я даже не поинтересовался моделью ресивера (то что это Denon - видно сразу, но какая именно модель - не смотрел и не спрашивал). А вот универсальный проигрыватель я узнал сразу, поскольку его предком (моделью 3910) в своё время живо интересовался. Визуально модель 3930 отличается мало, но внутренние отличия безусловно имеются.
Однако, поскольку речь в сегодняшнем материале о стереосистеме целиком ( а проигрыватель Denon DVD -3930 вполне может быть отнесён и к источникам стереозвука ) то подолгу заострять внимание на каждом компоненте - значит раздувать объём статьи до неприличных значений. Поэтому "буду краток".
Denon DVD -3930 - модель приблизительно 2007-2008 года. Аппарат солидно весит (9,3 кг.) и отличается шестисекционной конструкцией, которая базируется на трехслойном антирезонансном шасси и закрыта двухслойным кожухом. Приводом служит фирменный деноновский механизм с алюминиевым загрузочным треем, а в системе питания применяется раздельная схема с отдельным El-трансформатором и блоком емкостей для работы звуковых каскадов. Сам аудиотракт частично построен на декодере DSD второго поколения Sony SXD-2753, а частично — на процессоре-апсемплере Denon Advanced AL24 Plus (с декодером HDCD). Пара конверторов Burr-Brown PCM1796 обслуживает многоканальный аналоговый выход, еще два установлены на отдельном стереофоническом выходе. Так что для каждого вида носителя в этом аппарате сделан свой отдельный тракт. А еще прибавьте три режима Pure Direct. Правда в режиме "Normal" аппарат звучит так себе, "Mode 2" - заметно интереснее, но есть ещё "Позишн намбер фри" - режим, при котором в DVD-3930 вообще отключается всë, что не требуется для звука. Именно при таком варианте звук наиболее достойный. Естественно это сугубо моё мнение. Но если вы слушаете обычные диски, а не SACD (которые аппарат воспроизводит лишь "фирменные" - "самописки" на CD-r, увы, не "читаются") то проигрыватель можно использовать и как транспорт, пуская звук по цифре, через внешний ЦАП. В данном случае это L.K.S. Digital Audio ( MH-DA004)- штука достаточно серъёзная.
Построенный на двух чипах Sabre 9038 Pro, данный ЦАП может работать и в качестве предусилителя. Что касается тех. данных то в переводе с оригинального мануала это выглядит так:
— Два высококачественных тороидальных трансформатора, всего 13 групп линейного электропитания.
— Встроенный специально разработанный в Италии USB - модуль Amanero, оригинальный лицензированный.
— Поддержка USB, I2S / DSD single-ended signal (RJ45), I2S / DSD balanced signal (HDMI), coaxial, BNC, AES / EBU balance, Optical — всего 7 входов, все входы понимают DSD. Два I2S входа, балансный HDMI и небалансный RJ45.
— Два аналоговых выхода — балансный XLR и небалансный RCA.
— Высококачественный VXD-дисплей (дисплей действительно хорош: символы крупные и хорошо читаются даже с трёх метров, а янтарная подсветка выглядит не только симпатично, но и не утомляет глаза - прим. автора) .
— Физические кнопки управления.
— Цифровое усиление громкости 0dB ~ -127dB, с шагом 0.5dB. С возсможностью обхода.
— Поддерживает большое число цифпровых фильтров.
— 4 ступени яркости дисплея, управляемые с пульта дистанционного управления.
— Вкл/Выкл с пульта ДУ.
— Произведенные настройки сохраняются в памяти.
— Динамический диапазон > 135dB
— Искажения <0.0002%
— Стерео разрешение > 120dB
— Выход по RCA — 2Vrms, по XLR — 5Vrms.
— Размеры 430 * 320 * 90mm
На момент выхода (2016/2017) цена изделия была озвучена в р-не 1600$ (сейчас на AliExpress цена находится в р-не 130000Р. что несколько выше, но не критично).
Ещё один источник сигнала и, пожалуй, на данный момент он является основным: медиаплеер Zidoo X20Pro. У данного плеера ЦАП реализован на всё том же чипе что и L.K.S. : Sabre 9038 Pro. Однако то, как медиаплеер звучит через свой встроенный ЦАП и то, как он это делает через ЦАП L.K.S. в очередной раз доказывает одну простую вещь: главное не чип, а обвязка, техническое решение. Именно поэтому сотни моделей ЦАП на одних и тех же чипах звучат совершенно по-разному. В нашем случае владелец предпочёл именно связку L.K.S.+ Zidoo. Именно в таком "математическом примере" итог, после знака "=" , устроил владельца более всего.
Усилитель. Hegel H200. Можно сказать "моя" рекомендация. Правда я посоветовал не конкретно "двухсотый", а просто Hegel (за исключением самых младших моделей). Почему именно Hegel, а не что-то другое? Да потому что зная музыкальные вкусовые пристрастия владельца и то, чего он хочет получить в конечном итоге, я подумал что именно для брутального "скандинава" эта задача будет решена с наибольшей эффективностью.
Мощность 200 Вт на канал при нагрузке 8 Ом и заявленный коэффициент демпфирования в 1000 (!) ед. впечатляют ничуть не меньше чем вес усилителя (25 кг.) и огромный 1000-вольтамперный трансформатор с конденсаторами суммарной емкостью 90000 мкФ в сглаживающем фильтре. За усиление отвечают два десятка 15-амперных транзисторов (150 Вт каждый). Компоновка усилительных каскадов внутри корпуса сделана симметричной. Надо ли говорить, что усилитель справляется практически с любыми АС? Ну и кстати по поводу АС.
В настоящий момент это Dali Helicon 400 MK2 Limited. Полностью это звучит так: Helicon 400 MK2 LE 25t - "Anniversary Limited Edition". Лакированная отделка их корпусов полируется вручную, после нанесения каждого слоя. При этом каждая колонка из "лимитированной" серии, имеет "золотой" логотип спереди и позолоченную табличку с именем и серийным номером сзади. Но если кто-то думает что все отличия между обычными и юбилейными "Геликонами" сводятся к более пафосной отделке - это не так. В DALI HELICON 400 LE 25th установлен фирменный гибридный твитер DALI , сочетающий ленточный излучатель и мягкий купольный твитер, а также два высококачественных 6½”СЧ/НЧ-динамика с мощной магнитной системой. В кроссовере использованы исключительно отборные компоненты аудиофильского качества, такие же, как в топовых АС серии EUPHONIA. На задней панели - двойной комплект высококачественных колоночных клемм для подключения bi-wiring/bi–amping. Для достижения наивысшей музыкальности все компоненты колонок оптимизированы по критерию минимума электрических и механических потерь (извиняюсь за пафосное цитирование официального пресс-релиза) .
Ориентироваться в линейках АС Dali на самом деле невероятно сложно. От их многообразия и стремительности смен на рынке - голова идёт кругом. В случае с "Геликонами" - это предтоповая (вроде как, поправьте если я ошибаюсь) линейка 2008 года (топовая - EUPHONIA), а модель 400 MK2 предтоповая в своей линейке (верхняя - это 800-я). Но, как мы все прекрасно понимаем - главное не только сам звук, но и то, сколько за этот самый звук просят денег. Не знаю точно сколько Helicon 400 MK2 Limited стоили 14 лет назад , но, думаю, никак не меньше 5000$ (а скорее всего гораздо больше). Полтора же года назад эти колонки были приобретены за 2000$ и один этот факт снимает все возражения. За такую цену и в таком идеальном состоянии - это подарок. Ну а по части информации технического плана дело обстоит так:
Технические характеристики:
- Тип акустической системы: Front
- Рекомендуемое размещение: Floor (на полу - прим. автора)
- Диапазон частот (+/- 3dB) [Hz] min: 32
- Диапазон частот (+/- 3dB) [Hz] Макс: 27.000
- Чувствительность (2,83 V/1 m) [dB]: 88.0
- Номинальный импеданс [ohms]: 4
- Макс. звуковое давление [dB]: 111
- Рекомендуемая мощность усилителя [W] min: 50
- Рекомендуемая мощность усилителя [W] max: 300
- Частоты кроссовера [Hz]: (700)/3.000/(13.000)
- Гибридный модуль твитера, супер-ВЧ-динамик, Quantity: 1 x 10 x 55 mm
- Гибридный модуль твитера, супер-ВЧ-динамик, Diaphragm type: Ribbon
- Гибридный модуль твитера, ВЧ-динамик, Quantity: 1 x 25 mm
- НЧ-динамик, Quantity: 2 x 6.5"
- Частота настройки фазоинвертора [Hz] (for bass reflex systems): 32.0
- Размеры АС, включая основание и защитную решетку (ВxШxГ) [mm]: 1030 x 270 x 505
- Вес АС, включая основание и защитную решетку [kg]: 32.0
Альтернативой классическому усилителю и классическим АС служат усилитель для наушников Luxman P-200 и наушники Sennhaiser HD800. Ни то ни другое в особом представлении не нуждается. Это уровень Top Hi-Fi и всё, что выше - понты и вкусовые нюансы. Для кого то они тоже безусловно важны, но если соблюдать принциg разумной достаточности, то вовсе необязательны.
И именно последний(альтернативный) вариант лично мне оказался ближе всего. То есть через Luxman и "Зеннхайзеры" любой музыкальный материал воспроизводится так, как " доктор прописал", тогда как связка Dali+Hegel хороша лишь для той музыки, которую слушает владелец: классическое диско 70-х, электроника, евродиско 80-х, поп-музыка 90-х и т. п. Но ведь в этом то и соль: человек построил систему для себя и под себя. И то, что для кого-то другого её звучание может показаться неидеальным - для хозяина - не является проблемой. Ну и пару слов о помещении. Комната для прослушивания музыки конечно маловата по площади - навскидку 15-16 м2, но зато имеет трёхметровый потолок и какую-никакую аудиоподготовку в виде акустического поролона на стенах и мраморных плит под АС.
В сухом же остатке наблюдается вполне грамотный подход построения системы из современных компонентов (возраст самого "старого" около 15 лет) достаточно высокого уровня и, при этом, за вполне вменяемые деньги. Большинство из аппаратов (акустика, усилители( Hegel и Luxman) , медиаплеер, ЦАП, наушники) приобретались на "вторичке" за 30-40-50% от своей первоначальной стоимости и общая стоимость комплекта не превышает 600 тыс. руб. (по "тем" ценам). Да, на сегодня это будет несколько дороже, но не в разы. Так что комментарии излишни. А методика вполне актуальна. Особенно сейчас. Но те, для кого потратить на "музыку" и 20 тысяч - баловство, могут этот материал не читать, а если прочитали - не комментировать: у каждого своё видение и выбор любого человека -это его выбор.
P.S. С видеодополнением к данному рассказу можно ознакомиться ЗДЕСЬ.