В эпохе Брежнева можно выделить два этапа, первый из которых был весьма успешен — «развитой социализм». Успешное проведение Косыгинской реформы (1964—1976), которая дала значительный толчок в экономике СССР.
Второй этап правления Брежнева получил название «период застоя» (1977—1982). В этот период наблюдались постепенная стагнация, усиление товарного дефицита, рост смертности и алкоголизация населения, массовые беспорядки. эпоху Брежнева именовали «культ без личности».
Я предлагаю так и разделить брежневскую эпоху в сфере строительства на 2 части:
1. с 1960-х по 1970-е – успешный толчок и развитие,
2. с 1970-х – по 1980-е – стагнация и упадок.
При этом не стоит обманываться — если дом построен в 70-80-е – то он точно «брежневка». Нет, продолжали строить и сталинки, и хрущевки, а брежневки 1 половины называют иногда модифицированным хрущевками. В Москве последние брежневки возвели в 1988—89 годах, после этого стиль окончательно вышел из употребления (более поздние дома называли «новостройками» или «пэшками»). В других городах России и странах СНГ брежневки ещё строились на протяжении 1990-х.
Давайте разбираться.
С 1960-х годов страна уже более или менее оклемалась от разрушительной войны, смогла перестроить военное производство в гражданское (а вы думаете почему термос имеет такую форму!?))). Начиналась Эра производства, налаживания быта и улучшение условий жизни. Жить стало легче, жить стало веселее. Впору задуматься об улучшений условий проживания.
Отразилось это в следующем:
- Появились лифты и мусоропроводы.
- Этажность выросла с 9 при Хрущеве до 12-16 – при Брежневе.
- Появилось разнообразие форм – одновременно широкие и высокие дома, закругленные и в форме звезд.
- Кровли стали плоскими, вместо скатных на сталинках.
Внутри дома:
- Широкие лестничные клетки и пролеты.
- Появились фойе на 1 этаже, вахты (с 1970).
- Увеличилась площадь квартир – появились 3 и 4 комнатные.
- Малосемейки – однокомнатные квартиры коридорного типа – напоминает общагу с индивидуальными квартирами.
- Раздельный санузел с организованной гидроизоляцией.
- Кухни увеличились с 5 до 9 кв.м..
- Встроенные шкафы. В хрущевках это были кладовки под потолком и холодильник под окном на кухне. В брежневках появились уже гардеробные при входе.
Минусы брежневок
1. Плохая теплоизоляция, что особенно ощущается в угловых квартирах. Из-за того что батареи находятся в стенах, приходится устанавливать дополнительные радиаторы и даже утеплять стены.
- Плохая звукоизоляция.
- В пятиэтажках отсутствуют лифты.
- Нередко расходятся швы между панелями.
- Ограниченность в перепланировке квартиры — большая часть стен несущие.
- Тесные ванные комнаты
Примеры домов
На стенах стали появляться мозаичные картины в 1960-х — 1980-х годах. Панели зарекомендовали себя, как быстровозводимое и экономически выгодное жилье, но хотелось добавить цвета – выбрали мозаику. Мозаика позволяла избежать многочисленных переделок фасадов – «Хорошо выдерживает до минус тридцати, может идти косой дождь, может быть обледенение и т. д.», — говорит Уборевич-Боровский.
Мозаика, выполненная из кусочков плитки, заменяла собой облицовку стеновых панелей. Широкое распространение имела также смальтовая мозаика, сделанная из цветного непрозрачного стекла.
Кроме того, мозаики позволяла вести и своего рода пропагандистскую работу с населением – за счет подбора сюжетов — космонавты, шахтеры, сталевары, монтажники-высотники и т. д.
Гидрометцентр. Большой Предтеченский пер 11. Художник неизвестен, 1965.
НПО Сапфир. Щербаковская 53. В.Гулов, Б.Казаков, Я.Скрипков, С.Тер-Григорян, 1967.
Здание школы. Варшавское шоссе 12. «Космонавт», Ю.Королев, 1969.
Кафе «Времена года». Улица Крымский Вал 9, стр. 32. «Осень», художник неизвестен, 1972.
Дом оптики. Проспект Мира 176. Сюрреалистический «Макромир-микромир», Е.Казарянц, 1974.
Библиотека 2-го медицинского института имени Пирогова. Ул. Островитянова 1с5. «Исцеление человека», Л.Полищук, С.Щербинина, 1979.
Громадные нефтяные деньги, хлынувшие в советский бюджет в 1970-е годы, позволяли строить с размахом. Открытие библиотеки в октябре 1979 года вызвало громкий отклик в прессе.
Магазин «Женская мода». Измайловское шоссе 6. Е.Романова, 1982.
Дворец молодежи. Комсомольский проспект 28. Ю.Королев, 1987.
Типография «Детская книга». Сущевский вал 49. И.Бережной, 1979.
Композиция мозаичного панно имеет сложный составной сюжет, посвященный образованию подрастающего поколения и определяющей роли в нем детской литературы. Не обошлось здесь и без цитаты Ленина.
В 1990-х годах здание типографии перешло в частные руки, и мозаичное панно было завешено рекламными баннерами. В 2013 году, когда по всей Москве начался массовый демонтаж наружной рекламы, была снята громадная реклама нижнего белья и взорам москвичей открылась историческая мозаика. Но радоваться было рано – типографию собирались сносить.
При реконструкции комплекса типографии и возведении здесь жилого и бизнес-квартала было решено сохранить и отреставрировать мозаику. В 2019 реставрация была завершена, и сейчас панно стало частью фасада строящегося современного делового центра JAZZ. Площадь мозаики 483 кв. м. Стоимость работ по укреплению и реставрации панно составила более 10 млн. руб.
Сейчас идет строительство жилого комплекса, на фасаде одного из зданий бывшего производственного пространства на Сущевском Валу, будет сохранена мозаика времен Советского Союза, сообщил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
"Мозаика на торце здания бывшей типографии "Детская книга" умело вписана проектировщиками в образ будущего комплекса. Раньше она была завешена рекламой, а теперь снова вернулась в городскую среду. В целом комплекс разнообразен, с большим перепадом высот и сможет послужить образцом качественной застройки, реализуемой в городе под руководством мэра Сергея Собянина", – рассказал Кузнецов.
Центральный экономико-математический институт. Нахимовский проспект 47. В. Васильцов, Э.Жаренова, 1976.
Так называемое «Ухо», а на самом деле – «Лента Мёбиуса» на фасаде здания. Лента приглянулась архитектору здания Леониду Павлову – физическое воплощение понятия бесконечности.
Нынешнее состояние скульптуры не радует, каркас сильно проржавел, а бетонная оболочка начала трескаться. Ее давно могли бы демонтировать. К счастью, просто так это сделать нельзя, потому что она ещё в 1992 году признана объектом культурного наследия регионального значения (само здание, кстати – нет). Ведь в те времена не требовалось ждать, пока памятнику исполнится 40 лет.
Здание конференц-зала Совета экономической взаимопомощи. Новый Арбат 36. 1968.
Появляется разнообразие форм – начали экспериментировать - дома-бублики, звёзды...
Кто-то называет их олимпийскими кольцами, кто-то – бубликами. Странные закольцованные многоэтажки появились в Москве в конце семидесятых. Идея со строительством круглых домов себя не оправдала, но те здания, что успели возвести в советские годы, до сих пор стоят на западе столицы как память о странной, противоречивой советской эпохе.
Здесь мы подходим ко второй части эпохи правления Брежнева, когда из активного промышленника металлурга и карьериста, он стал больным стариком.
Идея не прижилась. Авторы необычной идеи построить в Москве кольцеобразные дома – архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов. Проект был приурочен к предстоящей Олимпиаде 1980 года и предполагал, что в этой части столицы появится комплекс из пяти таких зданий – по аналогии с пятью олимпийскими кольцами. А в дальнейшем, кто знает, может их построили бы и больше…
Первый дом возвели в 1972-м в московском районе Очаково-Матвеевское на Нежинской улице. Однако второй дом построили в соседних Раменках, на улице Довженко, лишь семь лет спустя, после чего проект и вовсе забросили. В итоге в Москве так и остались только два «кольца» вместо пяти.
Здесь жили и артисты, и рабочие. Каждый дом сразу после постройки был заселен жильцами – не какими-то привилегированными особами (хотя иностранцы в их числе тоже были), а обычными москвичами. Из известных людей – актер Савелий Крамаров,
актриса Галина Беляева
и ее первого супруга, режиссера Эмиля Лотяну,
получившие квартиры в доме на Нежинской.
Публика оказалась разношерстной. По сути эти здания ничем не отличались от типовых девятиэтажек 1970-х годов, кроме необычной формы домов и планировки квартир.
Чтобы здание получилось кольцеобразным, архитекторам пришлось проектировать его с максимально допустимой по советским нормам тех лет погрешностью в 6 градусов и делать монолитные вставки в образовавшихся пустотах. В итоге это получились те же самые советские «панельки» – только необычной формы.
Хотя круглые здания и разнообразили ландшафт районов, на поверку «кольца» оказались не рентабельными.
Во-первых, обслуживать такой дом вышло дороже, ведь он был не стандартным.
Во-вторых, солнечный свет не во все окна попадал равномерно, а на инсоляцию квартир граждан в советские годы обращали большое внимание.
В-третьих, правительство посчитало, что при строительстве «бублика» неэкономно расходуется городская земля, поскольку в прямоугольном доме на такой же площади уместится больше квартир, чем в «кольце».
Ремонт – как страшный сон. Например, если на первый взгляд квартиры казались обычными, прямоугольными, то при поклейке обоев или покупке новой мебели не параллельность стен становилась целой проблемой, ведь они расходились на 60-80 сантиметров и их приходилось выравнивать либо заказывать особую мебель. Некоторые жильцы впоследствии стали делать в квартирах особый, закругленный дизайн, но не всем это было по карману.
Минусы и плюсы жизни в кольце
Еще одна проблема домов-бубликов – это вид из окна. Балконы и окна, которые выходят внутрь этого кольца, нужно постоянно зашторивать - расположенные под углом к соседским, из других квартир отлично видно все, что происходит у тебя в комнате.
С третьей проблемой сразу же столкнулись гости - большое число подъездов. В каждом из таких «бубликов» их 26, а это более 900 квартир. Поскольку здание представляет собой замкнутое кольцо, отыскать нужный подъезд или хотя бы первый, дело не простое и не быстрое.
Еще одна не очень приятная особенность жизни в таком доме – это слишком хорошая акустика. Даже несмотря на то, что в круглом здании есть несколько арок для прохода во двор, во внутренней части все равно образуется некий вакуум, и если кто-то во дворе или на балконе говорит вполголоса, разговор слышат все соседи. Ну и, конечно же, циркуляция воздуха внутри дома, равно как и в квартирах, по уверению жильцов, не такая хорошая, как в обычных домах. Воздушные потоки идут как бы по кругу. Поэтому, с одной стороны, здесь периодически завывает ветер, а с другой – в некоторых квартирах стоит сырость и образовывается плесень.
А вот то, что на первых этажах домов работают магазины, аптеки, а в одном из этих зданий есть даже своя библиотека и детский садик во дворе, жителей радует. Все необходимое под боком, а главное, постоянно видишь одни и те же лица. Дом – как один маленький город.
Кстати, дом на улице Довженко «засветился» в нескольких фильмах – например, в кинокартине «Остановка по требованию». А еще он хорошо виден в титрах фильма «Москва слезам не верит» – круглое здание – фактически символ безвозвратно ушедшей эпохи 1970-80-х.
Вот таких экспериментальных домов много по всей стране – практически в каждом городе была такая своя изюминка. При подготовке материала натолкнулась на хороший видеоразбор. Актуален для тех, кто собирается покупать квартиру на вторичном рынке.
На этом серию рассказов про дома эпохи заканчиваю. К 9 мая хочу разобрать историю Великой отечественной войны, связь с личностью и фильмами про Гарри Поттера. Связь самая, что ни наесть прямая – покажу на примерах. До встречи!