Найти тему

Художник светом конструктивизма

В городе трёх революций, в комнатке над сценой, однажды зимним вечером появился на свет мальчик. Хотя нет, когда мир встретил этого мальчика город ещё вляпался ни во что типа революций. И ещё никто не знал, что этот мальчик принесёт много красоты в этот мир. Он подарит миру красоту геометрии и цвета, новых идей и классической школы. Его жена станет его Каллиопой. Политика в искусстве сделает его затворником. Этот человек искренне восхищает меня своими линиями и диагоналями. Секрет его гениальности — в умении видеть по-новому самые обычные вещи.

Александр Родченко. «Две фигуры». 1920
Александр Родченко. «Две фигуры». 1920

Но давайте по порядку Саша Родченко родился в Санкт-Петербурге в первой декаде последнего месяца 1891 года, в семье очень простых граждан своей страны: театрального бутафора Михаила Михайловича и прачки Ольги Евдокимовны. Жила семья в комнате над сценой. Саша каждый раз выходя гулять проходил мимо сцены -другой дороги не было. И как в такой обстановке не полюбить искусство? Правильно — никак не возможно.

Александр Родченко. Фотография «Александр Родченко на перилах», 1930
Александр Родченко. Фотография «Александр Родченко на перилах», 1930

Хоть батюшка и запрещал всякую художественную деятельность сына, настаивал на получении «настоящей профессии», но от судьбы не уйти.

Сын, конечно, не перечил отцу, в те времена такое было из ряда вон, после окончания четырех классов церковно-приходской школы пошел учиться на зубного техника. Какое-то время работал протезистом, но ... семьи переехала в Казань. В Казани он становится вольнослушателем в художественной школе в класс Николая Фешина.

-3

И тут случилось «страшное»: Владимир Маяковский, Василий Каменский и Давид Бурлюк совершали всероссийского турне. Заехали и в Казань футуристы. Состоялся вечер искусств, произведший на Александра сильное впечатление. Он нашёл свою идею-линию в творчестве: конструктивизм.

Да-да, Родченко не сразу стал фотографом. Он был дизайнером, художником.

Даже с Малевичем спорил в живописном мастерстве. Работа Малевича Белое на белом вдохновила его на серию работ «Черное на черном»

Казимир Малевич. Нью-Йорк «Белое на белом» («Белый квадрат на белом фоне»)
Казимир Малевич. Нью-Йорк «Белое на белом» («Белый квадрат на белом фоне»)

Александр Родченко. Беспредметная картина №80 Чёрное на чёрном. 1918 год ". Ответ на картину Белое на белом" Малевича. © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA
Александр Родченко. Беспредметная картина №80 Чёрное на чёрном. 1918 год ". Ответ на картину Белое на белом" Малевича. © Архив Александра Родченко и Варвары Степановой / MoMA

В 1914 году Варвара Степанова приезжает с подругами в Казань. Студенты они ребята свободные, весёлые и лёгкие на подъем. На одной из вечеринок Варя встречает Сашу. Вот так и началась история творческого и семейного союза. Но не сразу .Варвара уезжает обратно в Кострому, а он остаётся в Казани. Но ведь эпистолярный жанр это романтично! Они пишут письма. У них роман в письмах, где много символизма, где иносказательность: он король Леандр Огненный, королева Нагуатта.

-6

Начали совместное проживание молодые уже в Москве. Родченко поступил в златоглавой на графическое отделение Строгановского училища прикладного искусства.

Семейной жизни пришлось прерваться на военные действия — в 1916 году Родченко призвали в армию: нёс службу завхозом санитарного поезда Московского земства. Пригодилось медицинское образование — на передовую не отправили. Но Февральская революция 1917 года избавила его от войны. Молодой человек меняет мундир на широкую рубаху и присоединяется к профсоюзу художников, получив место секретаря Молодой Федерации. Хозяйственная деятельность не отпустила: занимался не сколько творчеством сколь нормализацией условий жизни и работы для молодых художников.

-7

Тогда же Александр с группой товарищей работает над оформлением кафе «Питтореск» в Москве. Поэт и меценат Николай Филиппов (да-да, тот самый, из династии купцов-булочников) решил открыть на Кузнецком Мосту, в бывшем пассаже Сан-Галли, артистическое кафе-кабаре. Объявил конкурс среди творческой молодёжи и ... конкурс на оформление выиграл Георгий Якулов. Георгий Богданович привлекает для работы команду ярких и разносторонних художников русского авангарда и конструктивизма в которую попал и Родченко.

( Про Сан-Галли и его усадьбу в Питере отдельно расскажу)

-8

В кафе стены расписали по мотивам стихотворения Блока «Незнакомка» Л. А. Бруни, А. А. Осмеркин и Н. А. Удальцова, стеклянный потолок расписывал В. Е. Татлин. А вот светильники из жести непривычной формы — работа Александра Михайловича Родченко при участии скульптора П. И. Бромирского. Это его первая дизайнерская работа.

-9

В видео реконструкция тех самых светильников-торшеров по эскизам Александра Родченко для кафе Питтореск .

 Лиля Брик. 1925 год.
Лиля Брик. 1925 год.
-11

Его увлечение фотографией началось после революции. Он первым применил в СССР фотомонтаж в агитках и иллюстрировании.

-12

Просходит знакомство личное с Владимиром Маяковским. И появляется самый знаменитый портрет поэта.

Их дружба началась с упрёков и обид. Маяковский увидел слоган «Добролёта» на плакате раскритиковал поэта, назвав его второсортным - обидев тем самым Родченко сильно.

-13

Но подумав решили объединить свои гениальные силы для творчесва и искусства. Так появилось Творческое объединение «Реклам-конструктор „Маяковский — Родченко“» . Именно они несут ответственность за рекламу ГУМа в 1920-х годах.

-14

В то же время супруги Родченко организовывали «новый быт для новой жизни»: из множества художественных техник и искусств лепили что-то. А Родченко уже преподающий профессор живописного отделения ВХУТЕМАСа. Семейство получает комнату в доме Юшкова, во дворе ВХУТЕМАСа на Мясницкой, как и весь пед.состав.

-15

Они делили балкон,превратив его в мастерскую, с архитектором Ладовским. В соседнем корпусе жили Лавинский, Древин, Удальцова.

Это пространство сейчас бы громко называлась Квартира-студия. Одна комната-мастерская, от которой мастер постепенно отнимал площадь в пользу фотолаборатории. Просто повесить занавеску - не вариант. Родченко оборудует комнатушку-проявочную: красит стены в черный цвет, пытается провести воду, для ванночек промывки пленки, фотографий. За химикатами и прочим нужным ходил в магазин на Тверскую. Технологическая сторона процесса - это важно. Однажды он купил увеличитель на Кузнецком Мосту и на руках нес его до дома.

Родченко уже преподающий профессор живописного отделения ВХУТЕМАСа.певающей тру довую повинность славу - комбинезон.

В 1925 году СССР участвовал во Всемирной выставке в Париже. Советский Союз строил павильон по проекту К. С. Мельникова, а внутри осуществил свой проект интерьера «Рабочего клуба» Родченко. Проект получает серебряную медаль, как и рекламные плакаты авторства Родченко.

-18

Не знаю, что в том году стало для него более значимым: рождение дочери Варвары или покупка фотокамеры, легкой 35-миллиметровой, Sept. Именно она помогла родиться новому гению геометрии и ракурса в фотографии.

-19

Родченко не был идеальным супругом. Его ученица Лемберг была страстно влюблена в мастера. Учитель увлёкся юной красоткой, это поколебало многолетний союз Родченко с Варварой Степановой.

Александр Родченко.  1934 год «Девушка с лейкой». Изображена  поклонница и ученица  Родченко Евгения Лемберг
Александр Родченко. 1934 год «Девушка с лейкой». Изображена поклонница и ученица Родченко Евгения Лемберг

Но роман трагически прекратился: Евгения погибла в железнодорожной катастрофе. Родченко остался в семье, хотя со Степановой брак не был зарегистрирован до 1942 года в ЗАГСе. Но памятьи чувства к Евгении не смолкают через несколько лет. Родченко пишет в дневнике: «Любовь Варвары ко мне необычайно глубока… А к Варваре как к женщине после Жени, все же, чувства не приходят обратно…». Ещё через пару лет снова строки о Лемберг: «Сегодня снилась совершенно реально Женя, будто она приехала… Я был такой счастливый…». В 1992 году фотография «Девушка с лейкой», которую Родченко сделал за несколько месяцев до трагической гибели Лемберг, будет продана на аукционе Cristies за 115 тысяч фунтов стерлингов.

Но жизнь идёт своим чередом. Надо работать, надо жить.Творческий союз не пропал.

-21

В том же 1925 году Родченко и Степанова создают панно с рекламными изображениями на Доме Моссельпрома в Калашном переулке Москвы.

-22

В 1933 году ГПУ поручает Александру Михайловичу побывать на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Там он делает он сделал более двух тысяч фотографий, но нам сегодня известны всего десятка три. А ещё создать фотолаболатории в ГУЛАГе.

Он пишет жене:

Не писал по причине незнания, где, что, и отсутствия пропуска. Теперь все в порядке. Здоров и выгляжу хорошо. Ем, пью, сплю, и пока не работаю, но завтра начну. Все замечательно интересно. Пока прямо отдыхаю. Условия прекрасные… Не говори никому лишнего, что я на Беломорканале…

После окончания Великой Отечественной войны художник живёт в Москве. Но творить перестаёт.

Работы для них с женой не находится. Начинается депрессия. В дневнике сплошной пессимизм. В 1947 году он жалуется, что жизнь с каждым днем становится скучнее. Началась полоса безденежья.

Исключение, из-за пасквиля в газете, из Союза художников в 1951 году наносит серьёзный удар и самолюбию по карьере фотографа.

Он больше не фотографирует, зарабатывает оформлением книг, театральных и цирковых афиш. Устав от политики в искусстве, он обращается к пикториализму — направлению, появившемуся в фотографии еще в восьмидесятых годах XIX века .

Супруга долго боролась с маховиком власти и победила: через четыре года его восстанавливают.

Александр Родченко (1891-1956)Портрет матери, 1924. Желатиновый серебряный принт 7 5/16 x 11 5/16 дюйма (18,6 x 28,7 см) Штамп Родченко на оборотной стороне. Воспроизведено на советской фотографии № 5, 1991 год. Это одна из первых фотографий Родченко, портрет его матери, которая научилась читать в последние годы жизни.
Александр Родченко (1891-1956)Портрет матери, 1924. Желатиновый серебряный принт 7 5/16 x 11 5/16 дюйма (18,6 x 28,7 см) Штамп Родченко на оборотной стороне. Воспроизведено на советской фотографии № 5, 1991 год. Это одна из первых фотографий Родченко, портрет его матери, которая научилась читать в последние годы жизни.

Умер он в 1956 году, 3 декабря. Чуть-чуть не дожив до первой своей выставки. Первую персональную, уже посмертную выставку Родченко в 1957 году, так же организовала Степанова. Похоронили Александра Родченко на Донском кладбище совсем немного не дожив до своей первой фотографической выставки, также организованной Степановой.

Варвара Александровна продолжила дело родителей.Она стала художником, фотографом. Ушла в 2019 году.

Фото Вадим Ковригин. Александр Родченко и Варвара Родченко. 1948. Поздний серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание.        “Она говорила иногда, что у нее три дела в жизни. Приоритеты менялись со временем, но любовь и состав оставались прежними, — пишет сын Варвары Родченко Александр Лаврентьев. — Сохранить память о своих родителях, художниках русского авангарда Александре Родченко и Варваре Степановой. Оберегать семью, дом. Сначала супруга, художника книги и фотографа Николая Лаврентьева, и сына, потом сына и невестку Иру, потом внучку Катю, а потом ее супруга Алексея, правнуков Александру и Николая… Заниматься творчеством, искусством, живописью, фотографикой, оформлением книг. Ко всем своим обязанностям она всегда подходила творчески”.
Фото Вадим Ковригин. Александр Родченко и Варвара Родченко. 1948. Поздний серебряно-желатиновый отпечаток. Частное собрание. “Она говорила иногда, что у нее три дела в жизни. Приоритеты менялись со временем, но любовь и состав оставались прежними, — пишет сын Варвары Родченко Александр Лаврентьев. — Сохранить память о своих родителях, художниках русского авангарда Александре Родченко и Варваре Степановой. Оберегать семью, дом. Сначала супруга, художника книги и фотографа Николая Лаврентьева, и сына, потом сына и невестку Иру, потом внучку Катю, а потом ее супруга Алексея, правнуков Александру и Николая… Заниматься творчеством, искусством, живописью, фотографикой, оформлением книг. Ко всем своим обязанностям она всегда подходила творчески”.

Фото с сайта adressamoskvy.ru
Фото с сайта adressamoskvy.ru

Её сын Александр Лаврентьев — внук Александра Родченко и Варвары Степановой, так же продолжил семейное дело - занимается историей дизайна и фотографии. Практикующий дизайнер-график, куратор фотографических выставок. Доктор искусствоведения, профессор. Проректор по научной работе Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г.Строганова.

Правнучка тоже в семейном деле: Екатерина Лаврентьева искусствовед.

-28

Недавно в Москве появились улица Александра Родченко и улица Варвары Степановой. В 2006 году открылась Московская Школа фотографии и мультимедиа им. А. Родченко.


#искуство #исторические факты #факты из жизни #ссср плакаты #люди #семья 

#брак и семья #личность #фотография #гениальные люди