Найти тему
ВТБ Страна

Русские художники — театру: декорации и костюмы, покорившие мир

Оглавление

Театральные художники переносили на сцену очарование русской сказки, поражали зрителей скифскими просторами и становились законодателями парижской моды. Вспоминаем декорации и эскизы пяти художников, получивших признание в мире музыки и танца.

Михаил Врубель: в театр привела любовь

История обращения Михаила Врубеля к театральному творчеству напрямую связана с его личной жизнью. В 1896 году художник познакомился с оперной певицей Надеждой Забелой, немедленно влюбился и добился ее согласия стать его женой.

Певица высоко ценила музыку Римского-Корсакова и приобщила к ней мужа. Во многом сказочность произведений композитора повлияла и на творчество Врубеля, который смог временно отойти от «демонической» темы. Сам художник писал Римскому-Корсакову: «Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду».

Михаил Врубель. «Царевич Гвидон». Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», 1900 год © Public domain
Михаил Врубель. «Царевич Гвидон». Эскиз костюма к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», 1900 год © Public domain

Врубель подготовил эскизы костюмов и декораций к нескольким операм Римского-Корсакова: «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане». Работал он и с произведениями других композиторов: операми Петра Чайковского «Чародейка» и «Пиковая дама», Цезаря Кюи «Вильям Ратклиф».

Лев Бакст: законодатель парижской моды

Лев Бакст — театральный художник и легендарный оформитель «Русских сезонов» Дягилева, прославившийся своими костюмами и ставший законодателем парижской моды.

Особенно художнику удавались пышные античные и восточные произведения — он декорировал балеты «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Саломея». Бакста привлекала красочность и особая пластичность древнего Востока.

Как театральный художник Бакст достиг особого мастерства в создании костюмов. Он покорил Париж и творил театральную революцию, соединив в единое целое разрозненные до него декорации, костюмы, сюжет и движение. Его декорации были фоном, создающим эмоциональную атмосферу действия, а костюмы служили выявлению рисунка танца и подчеркивали пластику актеров.

«Для Бакста, — писал Макс Волошин, — самым важным остаются человеческие позы, украшения и одежды». Модели, придуманные Бакстом, не только нашли свое место на сцене, но и серьезно повлияли на мировую моду того времени: полупрозрачные ткани, тюрбаны и юбки-шальвары заполняют салоны и проспекты французской столицы. Художник успевал создавать орнаменты для тканей, сотрудничал с домами моды и мечтал открыть собственный Дом моды и универсального дизайна.

Николай Рерих: скифская природа и воскрешение славянского язычества

Первый театральный опыт Николая Рериха относится к 1907 году, когда он оформляет спектакль «Три волхва» в Старинном театре Петербурга. Но настоящий успех Рериху принесла работа с Сергеем Дягилевым в его «Русских сезонах».

Художник создал декорации для «Половецких плясок» из оперы «Князь Игорь» Александра Бородина и «Псковитянки» Николая Римского-Корсакова. С помощью панорамного фона Рериху удается передать ощущение «скифской природы» с ее бесконечной далью степей и дымом от юрт в вечернем небе. В «Псковитянке» благодаря узорочью костюмов и праздничному колориту архитектуры Рерих создал притягательный образ прошлого, наполненный жизненной силой.

Николай Рерих. «Псков». Эскиз к опере Н. Римского-Корсакова «Псковитянка», 1922 год, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США © Public domain
Николай Рерих. «Псков». Эскиз к опере Н. Римского-Корсакова «Псковитянка», 1922 год, Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США © Public domain

Это не удивительно, ведь в театральной работе художник опирался на свое давнее увлечение русской историей, многочисленные поездки по старинным городам России и живописные зарисовки памятников архитектуры. Красочные декорации придавали динамику сценам плясок, эмоционально усиливали рисунок танца. Парижская пресса с восхищением писала о чудесных декорациях и глубочайшем изучении истории.

Для балета Игоря Стравинского «Весна священная» Рерих не только нарисовал костюмы по подлинным образцам и создал эскизы задников, «половецких по духу», но и участвовал в разработке либретто. В результате совместной работы родилась стилизация народного обряда, переданная как симфоническая стихия. Декорации Рериха, по словам Стравинского, «воскрешали славянское язычество».

Иван Билибин: «тонкий и смелый интерпретатор»

Известный иллюстратор сказок Иван Билибин перенес свои яркие художественные решения в театральный мир. Он сотрудничал с Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским и Анной Павловой, оформлял знаковые спектакли на былинные, старорусские и сказочные темы.

К опере «Борис Годунов», поставленной Дягилевым на сцене Гранд Опера, он рисует эскизы костюмов и лично едет в Архангельскую область закупать русские сарафаны и вышитые ткани. Среди театральных работ Билибина — оперы «Золотой петушок» и «Садко» Николая Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Художник показывает глубокое знание деталей и орнаментов русского костюма. Он также рисовал костюмы для Анны Павловой к балету «Дочь фараона».

Художник сотрудничает с Театром Елисейских полей и Частной парижской оперой, оформляет «Сказку о царе Салтане», «Снегурочку» и «Сказание о невидимом граде Китеже». Декорации к «Сказке о царе Салтане» напоминали сказочные иллюстрации художника и воспринимались как увеличенные плоские эскизы.

Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», 1940 год © Public domain
Иван Билибин. Эскиз декорации к опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», 1940 год © Public domain

Для Русских сезонов Билибин декорирует танцевальные сюиты «Русские пляски» и «Пир», а по заказу аргентинского театра работает над балетом Игоря Стравинского «Жар-Птица». После возвращения в Россию художник оформил спектакль «Сказка о царе Салтане».

«Самый театральный человек» Александр Бенуа

Искусствовед, живописец и график Александр Бенуа обладал, по воспоминаниям Игоря Грабаря, страстью к искусству и был «самым театральным человеком». Непревзойденное знание истории искусства, балета и театра придавало декорациям Бенуа историческую правдивость и сдержанную элегантность. Подлинный мастер декорационного искусства, он имел исключительную способность воссоздавать эпохи, национальные особенности и исторические детали.

Как театральный художник Бенуа начал работать в 1900 году, оформив одноактную оперу «Месть амура» в Эрмитажном театре. За ней последует вагнеровская «Гибель богов» на сцене Мариинского театра, декорации которой, по словам самого художника, «должны быть спокойны и суровы». Затем — работа над балетом «Павильон Армиды», где Бенуа также участвует в создании либретто. Его декорации к этому балету напоминали выцветшие гобелены, а отрисованные в полном соответствии со стилем эпохи костюмы пришлось для удобства исполнителей укоротить до колена.

Александр Бенуа. «Альмея». Эскиз костюмов к балету-пантомиме «Павильон Армиды», 1907 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain
Александр Бенуа. «Альмея». Эскиз костюмов к балету-пантомиме «Павильон Армиды», 1907 год, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург © Public domain

Европейскую славу Бенуа принесло участие в «Русских сезонах» Сергея Дягилева. Художник оформляет балеты «Сильфида», «Жизель», «Соловей». Вершина его мастерства — декорации и костюмы к балету Игоря Стравинского «Петрушка». Бенуа одел героев в нарядные и достоверные костюмы и дополнил сцены многочисленными деталями ушедшего времени.

Бенуа много работал и со Станиславским в Московском художественном театре — оформлял пьесы Мольера «Мнимый больной» и «Тартюф», «Хозяйку гостиницы» Гольдони. В эмиграции художник продолжает оформлять постановки для театров Парижа и Милана, работает с Дягилевым.

Для справки:

Увидеть театральные работы знаменитых русских художников можно во многих музеях страны. Например, в Государственном Русском музее, давним партнером которого выступает банк ВТБ.