Найти в Дзене
Таврида +

"И не отыщешь выхода иного" Исмаил-бей Гаспринский (1851- 1914)

Родился в Крыму, вырос в Бахчи­сарае. Отец его состоял на русской во­енной службе в чине поручика и за осо­бые заслуги был причислен к дворянскому сословию. Исмаил учился в школе Бахчисарая, в Симферопольской гимназии, в военном училище Воронежа, в Московской Воен­ной гимназии. Военная карьера - это уже был вы­бор отца. Сам молодой человек, как это часто бывает с людьми энергичными и любознательными, постоянно стремил­ся к чему-нибудь новому. Он сдал специ­альный экзамен и стал учителем в Бахчисарае, в училище при ханском медресе - преподавал татарский, турецкий и русский языки. Вроде добился желаемого, но хотелось повидать мир, и задумался молодой учитель о заграничном путешествии. Хоро­шо, что была такая возможность! Пять лет наблюдал Исмаил, как живут люди в других стра­нах. Он побывал в Испании, Алжире, Греции, прожил год в Стам­буле. Во Франции он встречался с Тургеневым, возможно, даже работал у него секретарем. Но вернулся в Бахчисарай — и началась политическая карье­ра. В двадц

Родился в Крыму, вырос в Бахчи­сарае. Отец его состоял на русской во­енной службе в чине поручика и за осо­бые заслуги был причислен к дворянскому сословию.

Исмаил учился в школе Бахчисарая, в Симферопольской гимназии, в военном училище Воронежа, в Московской Воен­ной гимназии.

Военная карьера - это уже был вы­бор отца. Сам молодой человек, как это часто бывает с людьми энергичными и любознательными, постоянно стремил­ся к чему-нибудь новому. Он сдал специ­альный экзамен и стал учителем в Бахчисарае, в училище при ханском медресе - преподавал татарский, турецкий и русский языки. Вроде добился желаемого, но хотелось повидать мир, и задумался молодой учитель о заграничном путешествии. Хоро­шо, что была такая возможность!

Пять лет наблюдал Исмаил, как живут люди в других стра­нах. Он побывал в Испании, Алжире, Греции, прожил год в Стам­буле. Во Франции он встречался с Тургеневым, возможно, даже работал у него секретарем.

Но вернулся в Бахчисарай — и началась политическая карье­ра. В двадцать семь лет Гаспринский избран гласным (депута­том) Городской думы, а еще через год - городским головой Бах­чисарая. Пять лет занимал Исмаил Мурза этот завидный для многих пост, но не почувствовал, что это его призвание. Снова захотелось чего-то большего.

С большим трудом он добился разрешения и начал издавать русско-татарскую газету «Терджиман» («Переводчик»). Эта га­зета выходила с 1883 по 1918 год - тридцать пять лет! Газету развозили по всей России, от Петербурга до Казани; были под­писчики и за границей - в Турции, Румынии, Болгарии, даже в Китае. Только через четырнадцать лет после смерти основа­теля коммунисты закрыли газету...

Гаспринский основал в Бахчисарае начальное учебное заведе­ние, где преподавали математику, физику, химию, историю, философию. Издал он и свой учебник...

Но в 1881 году его дом и типография сгорели. Несчастие, однако, лишь послужило поводом переехать в Симферополь. Там Гаспринский выпускал новые учебники на татарском языке, в том числе «Географию России». Как человек просвещенный, он был убежден, что нельзя татарскому народу замыкаться в му­сульманском мире, отгораживаясь от русского языка и всей рус­ской культуры.

Но и границы огромной страны — это все-таки рамки; надо знать, понимать, видеть жизнь других народов, надо приоб­щаться к мировой культуре. Гаспринский опять поехал за ру­беж, потом еще раз и еще - в Турцию, Среднюю Азию, Индию, Египет...

В 1905 году Исмаил Мурза Гаспринский возглавил Губернский съезд крымских татар. До конца жизни он продолжал выпус­кать политические, бытовые и даже юмористические татар­ские журналы. Он и сам был автором многих статей, очерков, писал романы и повести, то есть, убежденно и добросовестно служил искусству.

Писатели, художники, музыканты - все творческие люди разных народов понимают и уважают друг друга, на каких бы языках ни говорили, каким бы ни поклонялись богам. Потому что творчество- это ведь тоже своего рода религия! Вольно или невольно Гаспринский объединял всех читающих крымчан, приобщал их к вере общечеловеческой и собирал под единую вне­национальную власть великого искусства Слова. Будто специально для нас, крымчан, эту мысль зарифмовал поэт Александр Городницкий:

...И не отыщешь выхода иного,
Какие возраженья ни готовь: Родство по слову порождает слово,
Родство по крови порождает кровь.

Исмаил Гаспринский похоронен в городе своего детства Бах­чисарае, в старинном Зинджирли-медресе. Каждый, кто проез­жает по дороге в Чуфут-кале и Успенский монастырь, может остановиться и зайти в дом-музей Гаспринского. В крайнем слу­чае хотя бы повернуть голову направо, чтобы увидеть этот скромный дом, чтобы задуматься о том, чему посвятил жизнь его хозяин, — о незаменимой для сближения всех крымчан, для их понимания друг другом, идее «родства по слову».

Д.Тарасенко