Найти тему
Бизнес Прогресс

Электронная подпись: понятие, виды. Для чего нужна?

Оглавление

С каждым днем все больше областей и сфер жизни поглощает интернет. Не исключение и деловой, официальный документооборот. Подписание договоров, подача заявлений, исков в государственные органы через электронные площадки, взаимодействие с налоговой без личного присутствия и т.п. стало явью благодаря электронной цифровой подписи (ЭЦП, ЭП).

В этой статье мы расскажем, что собой представляет ЭП, как она работает, зачем нужна и где ее получить.

Цифровая подпись: что это?

Цифровая подпись — это закодированный уникальный программный шифр, который присваивается документу в электронном виде и позволяет:

· защитить документ от фальсификации;

· подтвердить авторство (принадлежность) подписи определенному лицу без личного присутствия;

· подтвердить факт подписания документа конкретным лицом.

Другими словами, ЭЦП — аналог обычной подписи в электронном документообороте. С помощью ЭЦП любой документ в электронном виде приравнивается к бумажному оригиналу.

По степени защищенности и области применения выделяют два вида ЭП:

· простая подпись;

· усиленная:

o неквалифицированная,

o квалифицированная.

Простая ЭП

ПЭП — самый доступный вид подписи. Ее можно получить через удостоверяющий центр на USB-носителе или создать с помощью:

· Microsoft Office + ПО «Карма» для установки подписи в операционную систему устройства;

· КриптоПро CSP.

ПЭП представляет собой совокупность цифр, которые позволяют идентифицировать подписание документа. Самый простой пример — логин и пароль, которые мы вводим для авторизации на сайте. Простая подпись дает понять, что кто-то подписал документ. Однако удостоверить, кто именно подписал и что данные не меняли, она не может.

Область применения:

· авторизация и регистрация на веб-ресурсах;

· доступ к запороленным данным;

· заверение электронной документации: подписание заявки на госуслугу, подтверждение обращения в публичные инстанции, подписание служебных писем во внутреннем обороте документов организации.

ПЭП — уязвимый вид подписи, поэтому ее область использования ограничена. Например, она не имеет достаточной правовой силы для участия в торгах по ФЗ № 44 и ФЗ № 223. При работе с финансовой документацией ее также лучше не использовать.

Неквалифицированная ЭП

При формировании НЭП в ход вступают специальные инструменты шифрования данных. Использование таких средств дает гарантию, что подделать такую подпись невозможно или очень трудно. Неквалифицированная подпись дает понять не только то, что документ подписали, но и то, кто его подписал и в какое время. Также она удостоверяет неизменность данных после подписания.

Как правило, такую подпись получают в удостоверяющих центрах на USB-токене, реже — заказывают у опытных программистов.

Область применения:

· внутренний документооборот организации;

· взаимодействие между участниками гражданского оборота;

· подтверждение ряда операций (не всех) при участии в электронных торгах, например, подача заявки на участие.

Возможности такой подписи ограничены по сравнению с квалифицированной подписью. Ее может выдать кто угодно и когда угодно. Государство не контролирует процесс выдачи НЭП, потому не доверяет ей.

Квалифицированная ЭП

КЭП — самая надежная разновидность ЭП. Ее выдают только удостоверяющие центры, которые прошли аккредитацию в Минкомсвязи и сертификацию ФСБ.

КЭП представляет собой ключ, который записывается на USB-носитель. Он состоит из двух частей:

· проверочного сертификата;

· лицензированного дистрибутива.

Квалифицированная подпись обеспечивает высокий уровень защиты информации. Ее можно применять во всех сферах электронного документооборота (регистрация онлайн-касс, взаимодействие с ФНС, работа с госпорталами, участие в публичных и коммерческих закупках, процедурах банкротства и др.).

Чтобы получить КЭП, нужно подать заявление в удостоверяющий центр и приложить к нему:

· флешку;

· документы о личности владельца подписи.

Обратите внимание!

КЭП нужно продлевать и оплачивать ежегодно.

Область применения ЭП

ЭП — это инструмент, который используется в электронном обороте документов. С помощью него осуществляются следующие действия.

· Подписание электронных документов: договоров, заявлений, обращений и др.

· Оформление заявок на патенты.

· Участие в конкурсах и аукционах.

· Получение банковских услуг.

· Подписание документов во внутреннем документообороте компании.

· Регистрация сделок и прав.

· Оформление трудовых отношений.

· Регистрация онлайн-касс.

· Предоставление налоговой отчетности.

· Получение публичных услуг через интернет-платформы.

· Поступление в образовательные организации, постановка в очередь в ДОУ.

· Получение необходимых согласований и разрешений.

Приобретение квалифицированной подписи ИП и юрлицом

Место получения: удостоверяющий центр (также можно обратиться в МФЦ). Только при личном посещении. Удаленно нельзя. Также можно через представителя.

СПРАВКА

Найти аккредитованный центр можно в списках на сайте Минкомсвязи.

Порядок получения: путем подачи заявления (форму дадут на месте) и документов:

· выписка из реестра предпринимателей/юрлиц;

· копия учредительного документа (для юрлиц);

· паспорт и СНИЛС (для ИП);

· доверенность и паспорт получателя (при получении подписи представителем).

Услуга платная. Цена зависит от региона. В среднем — 1500 руб.

Приобретение подписи физическим лицом

Обычным гражданам не обязательно приобретать КЭП. Им вполне достаточно НЭП или даже ПЭП.

Самый простой вариант получения подписи для физлиц — обращение в МФЦ. Подается заявление на изготовление ЭП и документы:

· паспорт;

· ИНН;

· СНИЛС.

Для физлиц подпись обойдется немного дешевле. Средняя цена — 900 руб.

***

Таким образом, электронная подпись — это аналог собственноручной подписи в мире электронного документооборота. Она удостоверяет намерение и согласие лица на совершение какого-то юридического акта (сделка, получение услуги, участие в торгах и др.) без его личного присутствия. Данный инструмент существенно позволяет экономить время и устанавливать деловые и трудовые связи между партнерами в разных частях РФ.

Сделайте бизнес безопасным и процветающим!

С уважением, Компания "Бизнес Прогресс"

#цифровая подпись #электронная цифровая подпись #бухгалтерия #электронный документооборот