Отец Иоанн Крестьянкин - один из близких нам по времени духоносных православных старцев.
Он почил в Бозе в 2006 году и успел оставить свои размышления о многих проблемах, актуальных для нашей жизни.
Одно из таких явных зол – это торжество в окружающей жизни бездуховности, ее активное наступление на все виды человеческой деятельности и подчинение их эгоистическим целям.
В последнее время это стало приобретать характер настоящей войны, когда даже христиане оказываются пораженными этим «мирским» духом и становятся бесплодными.
А эта «зараженность» христиан в свою очередь приводит к поражению самой Церкви, которая все больше и больше «обмирщается» и теряет характер духовного богочеловеческого организма.
Давайте присмотримся, что по этому поводу говорил отец Иоанн.
Он четко указывает, что мы находимся в состоянии настоящей духовной войны:
«…ведь духовная война продолжается и в более изощренной форме, она уже идет на последних рубежах, в самой Церкви. И самое тревожное и опасное – это подмена понятий об Истинах православия на льстивые, ложные, отвечающие вкусам потребителя или заказчика».
Итак, что может быть более тревожным, когда Церковь начинает ориентироваться не на свою Главу – Спасителя Господа нашего Иисуса Христа, а на «вкусы» ее членов?
Или даже того хуже – вкусы мирских «заказчиков», которые используют Церковь в своих целях.
Присмотритесь – а ведь это сплошь и рядом. И не будем брать глобальных проблем – ковида или спецоперации на Украине.
Разве не бывает так, что архиереи, не говоря уже о рядовых батюшках, вынуждены подстраиваться под «вкусы» местных начальников и обслуживать их псевдодуховные или откровенно мирские интересы?
Порою батюшки начинают выполнять функции бывших замполитов или парторгов при тех или иных властных начальниках.
Разве все это не тревожно?
Отец Иоанн идет дальше и заглядывает еще глубже:
«Тревожно, что монашествующие и политканствующие говорят на одном языке и об одном. И дух христианский уже, очевидно, покинул кричащие о глобализации христианские собрания. А ведь святитель Игнатий предупреждал, чувствовал, что неприметным образом дух Божий покидает волнующуюся, шумящую в Церкви толпу».
А ведь да – кричали и кричим о «глобализации». У нас везде – заговоры масонов, католиков, сектантов…
А между тем Церковь все теснее сращивается с властью.
А между тем дух Божий покидает такие христианские Церкви. И на это указывал еще святитель Игнатий.
Указывая на современное ему монашество, он прямо говорил:
«О монашестве я писал Вам, что оно доживает в России, да и повсюду, данный ему срок. Отживает оно век свой вместе с христианством. Восстановления не ожидаю. Восстановить некому. Для этого нужны мужи духоносные, а ныне даже водящихся писаниями отцов, при объяснении их душевным разумом, каков был о. Макарий Оптинский, нет...»
Нужно быть большим оптимистом, чтобы утверждать, что святитель Игнатий ошибся, и современное христианство и монашество восстановились на сколько-нибудь приемлемую высоту.
Вот и отец Иоанн Крестьянкин, вторя святителю Игнатию, называет три главные зла христианской жизни:
«Я же говорю об основном – ложь, фальшь, лукавство – становятся нормами жизни повсеместно».
А ведь все три – об одном.
Все три – формы того самого христианского «лицедейства», на которое указывал и святитель Игнатий.
Когда человек является по сути язычником, но прикрывается христианской личиной. Тогда и появляются «ложь, фальшь и лукавство».
Причем, как перед людьми, так и – очень часто – перед самим собой.
Сплошь и рядом человек искренно считает себя христианином, но всего-то христианского в нем – это крестик на шее и походы в храмы за святой водой и освященной снедью, да молитвы о материальном благополучии и здоровье.
Ни в какое «воскресение мертвых», ни в какое «Царство Небесное» он не верит – да они и не нужны такому человеку.
Ему нужно пожить хорошо здесь, но при этом выглядеть христианином.
Отсюда и все заигрывания с властью и «сильными мира сего», ибо они, а не Христос обеспечивают удобную и благополучную жизнь.
Отсюда и вся «ложь, фальшь и лукавство» - и в каждом христианине и в Церкви в целом.
И в заключении – стихотворение А. Чума на эту тему:
Церковь и власть
Увы! Увы! – но наша Церковь вновь
Стремится с властью стать единым целым.
Как в дом войти под государства кров
И там спокойно жить душой и телом.
**
Как хорошо! Ведь власть уже сама
Кнутом народ собраться гонит в храмы,
И коль то делать будет постоянно,
Глядишь – и Церковь смотрится полна.
**
И власти хорошо. Пусть Церковь освятит
Ее не очень чистые делишки.
Да и духовный вакуум излишний
Путь в душах у людей собой заполонит.
**
Как раньше партия с идеями была –
И коммунизм, и кодекс был моральный…
Теперь идеи власть у Церкви заняла –
Священник – замполит как виртуальный.
**
Чиновники и батюшки, глядишь,
Едва ль друг с другом не идут под ручку,
Да так любовно, что невольно загрустишь:
Зачем же Церковь поддалась на эту случку?
**
Всегда уродлив был сей симбиоз,
Ведь гниль от власти в Церковь переходит,
И каждый православствующий босс
В нее грязищу с тенями наводит.
**
Народ гнилую ненавидит власть,
И Церковь вслед за ней возненавидит,
Которая так глупо повелась
На грязь, которой будто бы не видит.
**
Народ и сам язычеством прогнил,
Он не покаялся, лишь гнилью наливался:
Развратом, жадностью, невежеством заплыл,
Но воспитать его никто и не старался.
**
Ведь Церковь, что должна себя здесь проявить,
В объятья власти страстно передалась.
Ну, а народу – как в таких условьях быть? –
Ему лишь гниль в безверии осталась.
**
И лицемерье всюду лишь одно:
Власть с видом, будто в Бога она верит,
И Церковь с видом, будто с властью заодно,
А жизнь и там, и там деньгами мерят.
**
Вот так мы грязно, пошло и живем…
Снаружи только лишь мы христиане.
Внутри язычеством смердеющим гнием.
Христос скорбит… Очнитесь, россияне!..
2021 г.