Как уменьшить расходы и не попасть в черный список работодателей.
Сотрудники предприятия – один из главных активов компании, и необходимость пересмотреть условия работы требует от руководителя немало сил: от времени на изучение юридических тонкостей до сохранения на высоком уровне собственной психологической устойчивости.
Мы подготовили десять шагов, приближающих к решению задачи оптимизации расходов на персонал.
Шаг первый: аудит возможностей
Проведите всесторонний анализ действующего штатного расписания:
- оценка количества единиц и их должностных обязанностей;
- анализ загрузки и эффективности методом фотографии рабочего дня;
- оценка лояльности;
- поиск возможности объединения функций;
- создание KPI для каждой должности;
- создание перечня позиций, подходящих для удаленной работы и передачи на аутсорсинг.
Шаг второй: оплата труда по KPI
Сформируйте систему оплаты труда с минимальной постоянной частью и увеличенной переменной, зависящей от результатов работы как сотрудника, так и предприятия в целом.
💡 Действуйте в зависимости от итогов аудита. Изменения можно начать с определенной должности или отдела. Избегайте эмоциональных действий в стремлении улучшить все и сразу.
Тонкости реализации:
- приказ под подпись не позднее, чем за два месяца до фактических изменений;
- переменная или премиальная часть вознаграждения регулируется внутренними нормативными документами (Положение об оплате труда, Положение о премировании);
- дополнительное соглашение к трудовому договору (ст.74 ТК РФ, ст. 135 ТК РФ).
Шаг третий: поиск сотрудников в других регионах
Изучите данные о зарплатных ожиданиях из открытых источников. Предложите удаленную работу кандидатам из других регионов.
💡 В непростые времена на рынке увеличивается количество свободных специалистов. Заключение договоров с профессионалами со всей страны – отличный вариант получить свежий взгляд на рабочие задачи.
Шаг четвертый: возможности аутстаффинга и аутсорсинга
Рассмотрите вариант привлечения сотрудников сторонней организации или передачи части функционала специализированной компании.
Тонкости реализации:
- оформления сотрудника другой организации производится в соответствии со ст.53.1 ТК РФ.
Шаг пятый: анализ сопутствующих затрат
Затраты на персонал – не только заработная плата, но и организация рабочего места. Возможно, вам не требуется такой большой офис или корпоративные праздники.
Шаг шестой: плановый отпуск в выходные дни
Предложите сотрудникам оформить часть планового отпуска в выходные дни (ст. 125 ТК РФ).
Шаг седьмой: срочные трудовые договора
Если можно избежать заключения договора на неопределенный срок – используйте срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ).
Шаг восьмой: государственная поддержка
Регулярно собирайте информацию о мерах государственной поддержки, в том числе в рамках региона.
Шаг девятый: минимальная текучесть кадров
Сохранение коллектива требует меньше ресурсов, чем постоянный поиск и обучение новых сотрудников.
Шаг десятый: отпуск без сохранения заработной платы, режим неполного рабочего времени.
Предложите сотрудникам свободное время для решения личных вопросов (ст. 128 ТК РФ, ст. 93 ТК РФ). Уверенность в сохранении рабочего места значит немало, и на практике давление со стороны работодателя для оформления неоплачиваемого отпуска зачастую не требуется.
Кризис – время возможностей. Используйте неизбежные перемены как повод для пересмотра действующей структуры. Создайте максимально лояльную команду, а не просто рабочий коллектив.
Сформируйте у персонала чувство стабильности (команда своих не бросает), ощущение причастности (я равно компания, я влияю на результат – управляю своей жизнью).
Станьте частью этой команды.