Найти тему
Илья Duke

Образ Старой Ладоги в скандинавской традиции

Есть мнение, что Ладожско-Ильменский ареал – это сакральное место нордической этнокультуры на восточных границах Северной Европы, точка экспансии скандинавов вглубь торговых путей с центром в Старой Ладоге (Aldeigjuborg). Материальные следы присутствия норманнов были зафиксированы по всему Поволховью: резной деревянный идол Тора, рунные монеты, бронзовое навершие, изображающее Одина с воронами, костяная ручка ножа с символами мьёльнира, амулеты и гривны тора и т.д..

По данным дендрохронологии, первая скандинавская колония на Ладожском городище датируется 753 годом. Гостиннопольские и Пчевские пороги обслуживали судоходство и являлись центром городовой волости, поселения-сателлиты окрестных земель контролировали низовье Волхова и соседние реки. Одним из таких поселений например являлось городище на реке Сясь, которое возможно имело название A
laborg и упоминается в скандинавских сагах. Об этом месте у меня есть отдельная статья. Археологические находки свидетельствуют о том, что Ладога - Альдейгьюборг являлся одним из центров развития рунической письменности и дружинной поэзии викингов. В 1950 году была обнаружена руническая надпись на деревянном стержне (stafar), являющаяся "щитовой драпой" IX века – песней скальдов, описывающей мифологическое изображение на щите.

По общему мнению лингвистов, название Ладожского поселения возникло от реки, исходный гидроним проистекает из прибалтийско-финских языков – Alode-jog(k)i (Нижняя река). Согласно скальдической висе Bandadrápa Эйольва Дадаскальда, исходной формой скандинавского наименования являлась Aldeigja, композит Aldeigjuborg был образован при помощи географического корня borg (город/поселение).

Источником сакрализации Поволховья послужил "основной миф" Североевропейской традиции – пересечения архетипов-антагонистов в пространстве демаркации миров (Miðgarðr). Местом поединка стража Трудхейма Тора с предтечей Рагнарёка – Мировым Змеем Йормунгандом – являлись речные пороги, где поражённый молнией Мидгардский Змей обращался в камень. Волховские пороги с цепочкой курганных насыпей вдоль берега Альдейгьюборга выступают в качестве физического проявления событий германо-скандинавского эпоса. Предание ПВЛ о смерти князя Олега Вещего от змеи и его погребении в Старой Ладоге, отражает мифологический мотив змееборчества Сигурда/Зигфрида.

В низовьях Волхова находилась Велеша – святилище Велеса с возвышенностью над низменным прибрежьем Ладожского озера. Локальный топоним "Висельник" свидетельствует о том, что в языческих святилищах почитали так называемого "Бога повешенных" по аналогии с культом Одина
у йомсвикингов в Йомсборге. Представленные данные указывают на существование общего политеистического эпоса финно-угров, скандинавов и славян, сформированного в Приильменье и бытовавшего потом в Великом Новгороде (Holmgård), что отражается в новгородских летописях, "Саге о Тидреке Бернском" (Thidhrekssaga), "Саге о Хервёр и Хейдреке" (Hervarar saga ok Heiðreks), "Саге о Вёльсунгах" (Vǫlsunga saga) и "Саге о Хальвдане сыне Эйстейна" (Hálfdanar saga Eysteinssonar).

Еще интересные каналы, на которые стоит подписаться:

Научно-популярные каналы на Дзене: путеводитель
Новости популярной науки12 марта 2022