Найти тему
Мама Мия

Какая связь между бутербродом и дисграфией?

Картинка из свободного доступа
Картинка из свободного доступа

Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье продолжу тему дисграфии, начатую два месяца назад. Кому интересно, вот ссылка. Напомню, что на данный момент работаю с двумя дисграфиками, оба учатся во втором классе. Коррекционная работа продвигается хоть и медленно, зато уверенно! Одним из критериев показателей эффективности стало уменьшение количества ошибок (вместо 10 их теперь 5, и это по-прежнему двойка...).

Углубляясь в нейропсихологический аспект письма, отмечу, что механизм ошибок связан с несколькими причинами, среди которых: трудности переработки слуховой информации и ее хранение; неспособность произвести фонематический анализ услышанного; сложности с переработкой кинестетической, зрительной, пространственной информации; затруднения в выстраивании программы графических движений. Ввиду вышеперечисленных факторов дети пропускают буквы или путают их местами, не дописывают слова, пишут слитно предлоги со словами. Список можно продолжить, но, как правило, и этого достаточно, чтобы в конце первого класса забить тревогу и начать коррекционную работу по преодолению дисграфии.

Кроме проблем с письмом, такие дети часто испытывают трудности во время чтения, не понимают смысла прочитанного, не могут установить причинно-следственные связи. Все это может повлиять на сложности во время решения математических задач, составлении пересказа.

О своих любимых универсальных упражнениях и играх я писала в предыдущей статье. Теперь хочу дополнить, предложив задания на планирование, переключение, анализ.

Упражнение "Робот": предлагаем ребенку быть создателем нового робота, который распознает голосовые команды. Взрослый должен делать то, что ребенок говорит. Например, конечная задача - приготовить бутерброд. Ребенок должен точно давать инструкцию: подойди к холодильнику; открой его; достань масло с верхней полки; положи масло на стол; достань колбасу с нижней полки; положи колбасу на стол; закрой холодильник; подойди к хлебнице; возьми хлеб; перенеси хлеб на стол; возьми досточку; возьми нож; отрежь кусок хлеба; возьми масло...

Очень важно, чтобы взрослый каждую команду выполнял буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Когда ребенок увидит, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, будет сам корректировать свои действия.

"Назови картинку и букву". Для этой игры понадобится любой набор карточек с буквами и картинками:

Картинка из свободного доступа
Картинка из свободного доступа

Задача ребенка - по очереди выкладывать две стопки с картинками, называя букву (работает правая рука, откладывая карточку в левую стопку). И называя картинку (при этом работает левая рука, переносим карточку в правую стопку).

Более сложный вариант данной игры "Считай и называй" каждый раз называем цифры по порядку, раскладывая картинки: один - А, два - белка, три В, четыре - гусь...

"Переставь слоги" - игра, позволяющая анализировать слоговой состав слов. Взрослый загадывает слово, поменяв слоги местами: на-лу (луна). Ребенку нужно назвать правильное слово и загадать свое. Для начала лучше брать двухсложные слова с открытыми слогами (пони, коза, слива), затем переходить на трехсложные с разной слоговой структурой.

Еще одна игра, которая помогает отрабатывать слоговой состав слов - "Тик, так, бум".

Картинка из свободного доступа
Картинка из свободного доступа

Необязательно приобретать саму игру, можно самостоятельно напечатать карточки со слогами, вместо бомбы использовать мячик или воздушный шарик параллельно включив звук тиканья и взрыва бомбы (есть в интернете).

Правила просты: нужно как можно быстрее назвать слово, в котором есть буквосочетания, представленные на карточке. Если игрок не успевает назвать слово и "бомба взрывается у него в руках ", то эта карточка остается у него. Победителем признается тот игрок, у которого в конце игры окажется меньше всего карточек. В игре еще есть кубик, который показывает позицию слога в словах (начало, середина или конец). Но это вариант для тех, у кого богатый словарный запас. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше использовать слова, начинающиеся с заданного слога.

Камешки марблс - беспроигрышный вариант для коррекционной работы. Они всегда привлекают детей, давая педагогу многочисленные варианты их использования.

Камешки марблс, картинка из свободного доступа
Камешки марблс, картинка из свободного доступа

Для тех, кто любит писать предлоги слитно со словами использую такое упражнение: ребенок придумывает предложение (с заданным словом или с опорой на картинку) параллельно выкладывая камешками его схему: большой камешек - первое слово в предложении, маленький - короткое слово (союз или предлог). Слова можно поменять местами, показать слова-предметы или действия, изменить логическое ударение. Точно так же можно работать с короткими стихотворениями, выкладывая камешками строчки.

"Цепочка слов" - привычную игру по придумыванию слов (конец названного слова - это начало нового) можно разнообразить тем, что называть нужно несуществующие слова. Казалось бы, простое задание, но попробуйте поиграть!

"Только гласные, только согласные" - ребенку предлагаем записать только гласные (согласные) буквы в словах: кот, кит, мак, гром..., постепенно усложняя материал. Когда написание станет привычным, можно переходить на устное называние последовательности гласных или согласных. Усложнить задание: спеть только гласные "В лесу родилась елочка", "Жили у бабуси два веселых гуся", назвать согласные "Наша Таня громко плачет", "Идет бычок качается"...

"Зеркало" - скажи слово наоборот, переверни его. Начинаем с простых слов: кот - ток, сон - нос, рот - тор, постепенно усложняя слова.

"Слово в слове" - предлагаем ребенку отыскать слова, которые спрятались в заданных: осталось (лось), бабочка (бочка), лампочка (почка), собрание (бра), дракон (рак)...

"Какие слова скажет ворона?" - по очереди называем слова со слогом "кар": картина, картофель, карман, карета...Можно называть слова по-коровьи (муха, мука, мудрый, камуфляж...), по-козлиному (мечта, мел, помеха, пример...), по-куриному (кошка, кость, укол, далеко...).

Огромный плюс последних игр в том, что играть можно в дороге, сидя в очереди. Привлекайте детей к подобным заданиям чаще, проводите время с пользой!