Здравствуйте, дорогие читатели! В этой статье продолжу тему дисграфии, начатую два месяца назад. Кому интересно, вот ссылка. Напомню, что на данный момент работаю с двумя дисграфиками, оба учатся во втором классе. Коррекционная работа продвигается хоть и медленно, зато уверенно! Одним из критериев показателей эффективности стало уменьшение количества ошибок (вместо 10 их теперь 5, и это по-прежнему двойка...).
Углубляясь в нейропсихологический аспект письма, отмечу, что механизм ошибок связан с несколькими причинами, среди которых: трудности переработки слуховой информации и ее хранение; неспособность произвести фонематический анализ услышанного; сложности с переработкой кинестетической, зрительной, пространственной информации; затруднения в выстраивании программы графических движений. Ввиду вышеперечисленных факторов дети пропускают буквы или путают их местами, не дописывают слова, пишут слитно предлоги со словами. Список можно продолжить, но, как правило, и этого достаточно, чтобы в конце первого класса забить тревогу и начать коррекционную работу по преодолению дисграфии.
Кроме проблем с письмом, такие дети часто испытывают трудности во время чтения, не понимают смысла прочитанного, не могут установить причинно-следственные связи. Все это может повлиять на сложности во время решения математических задач, составлении пересказа.
О своих любимых универсальных упражнениях и играх я писала в предыдущей статье. Теперь хочу дополнить, предложив задания на планирование, переключение, анализ.
Упражнение "Робот": предлагаем ребенку быть создателем нового робота, который распознает голосовые команды. Взрослый должен делать то, что ребенок говорит. Например, конечная задача - приготовить бутерброд. Ребенок должен точно давать инструкцию: подойди к холодильнику; открой его; достань масло с верхней полки; положи масло на стол; достань колбасу с нижней полки; положи колбасу на стол; закрой холодильник; подойди к хлебнице; возьми хлеб; перенеси хлеб на стол; возьми досточку; возьми нож; отрежь кусок хлеба; возьми масло...
Очень важно, чтобы взрослый каждую команду выполнял буквально, не добавляя ничего от себя. Если для создания бутерброда хлеб отрезать не нужно, то именно это и повторить. Когда ребенок увидит, что результат его планирования не совсем такой, как нужно, будет сам корректировать свои действия.
"Назови картинку и букву". Для этой игры понадобится любой набор карточек с буквами и картинками:
Задача ребенка - по очереди выкладывать две стопки с картинками, называя букву (работает правая рука, откладывая карточку в левую стопку). И называя картинку (при этом работает левая рука, переносим карточку в правую стопку).
Более сложный вариант данной игры "Считай и называй" каждый раз называем цифры по порядку, раскладывая картинки: один - А, два - белка, три В, четыре - гусь...
"Переставь слоги" - игра, позволяющая анализировать слоговой состав слов. Взрослый загадывает слово, поменяв слоги местами: на-лу (луна). Ребенку нужно назвать правильное слово и загадать свое. Для начала лучше брать двухсложные слова с открытыми слогами (пони, коза, слива), затем переходить на трехсложные с разной слоговой структурой.
Еще одна игра, которая помогает отрабатывать слоговой состав слов - "Тик, так, бум".
Необязательно приобретать саму игру, можно самостоятельно напечатать карточки со слогами, вместо бомбы использовать мячик или воздушный шарик параллельно включив звук тиканья и взрыва бомбы (есть в интернете).
Правила просты: нужно как можно быстрее назвать слово, в котором есть буквосочетания, представленные на карточке. Если игрок не успевает назвать слово и "бомба взрывается у него в руках ", то эта карточка остается у него. Победителем признается тот игрок, у которого в конце игры окажется меньше всего карточек. В игре еще есть кубик, который показывает позицию слога в словах (начало, середина или конец). Но это вариант для тех, у кого богатый словарный запас. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста лучше использовать слова, начинающиеся с заданного слога.
Камешки марблс - беспроигрышный вариант для коррекционной работы. Они всегда привлекают детей, давая педагогу многочисленные варианты их использования.
Для тех, кто любит писать предлоги слитно со словами использую такое упражнение: ребенок придумывает предложение (с заданным словом или с опорой на картинку) параллельно выкладывая камешками его схему: большой камешек - первое слово в предложении, маленький - короткое слово (союз или предлог). Слова можно поменять местами, показать слова-предметы или действия, изменить логическое ударение. Точно так же можно работать с короткими стихотворениями, выкладывая камешками строчки.
"Цепочка слов" - привычную игру по придумыванию слов (конец названного слова - это начало нового) можно разнообразить тем, что называть нужно несуществующие слова. Казалось бы, простое задание, но попробуйте поиграть!
"Только гласные, только согласные" - ребенку предлагаем записать только гласные (согласные) буквы в словах: кот, кит, мак, гром..., постепенно усложняя материал. Когда написание станет привычным, можно переходить на устное называние последовательности гласных или согласных. Усложнить задание: спеть только гласные "В лесу родилась елочка", "Жили у бабуси два веселых гуся", назвать согласные "Наша Таня громко плачет", "Идет бычок качается"...
"Зеркало" - скажи слово наоборот, переверни его. Начинаем с простых слов: кот - ток, сон - нос, рот - тор, постепенно усложняя слова.
"Слово в слове" - предлагаем ребенку отыскать слова, которые спрятались в заданных: осталось (лось), бабочка (бочка), лампочка (почка), собрание (бра), дракон (рак)...
"Какие слова скажет ворона?" - по очереди называем слова со слогом "кар": картина, картофель, карман, карета...Можно называть слова по-коровьи (муха, мука, мудрый, камуфляж...), по-козлиному (мечта, мел, помеха, пример...), по-куриному (кошка, кость, укол, далеко...).
Огромный плюс последних игр в том, что играть можно в дороге, сидя в очереди. Привлекайте детей к подобным заданиям чаще, проводите время с пользой!