5 сигналов, что ваши сотрудники скоро выгорят (или вы сами)
Пупсы, это пост и для руководителей, и для HR’ов, и для самих сотрудников. Он о том, как выявить выгорание в зародыше и вылечить его. А ещё о том, как выгорание предотвратить.
Сотрудник перерабатывает
Это рациональная причина, которую легко выявить. К вам может прийти сотрудник и сказать, что он не вывозит. Или вы сами можете увидеть, что у него много задач.
Посчитать это можно так: возьмите количество задач и умножьте их на время, которое на них придётся потратить. Например, у сотрудника 20 задач на неделе и на каждую уйдёт по 3 часа. Итого без выходных сотрудник будет работать по 9 часов в день. Это много, задачи нужно откладывать, выкидывать лишние и передавать другим коллегам всё, что можно передать.
Не обманите себя: если сотрудник начинает работать в 13:00, а заканчивает в 21:00, то это не переработка, а распущенность. Надо перестроить график.
Ухудшился перфоманс
Допустим, раньше сотрудник работал без косяков и почти не ошибался. А сейчас маленьких косяков стало больше: тут цифры перепутал, там не тот документ принёс.
Первый вариант — сотрудник выгорает, поэтому стал менее внимательным.
Второй вариант — сотрудник потерял фокус, потому что занимается другим проектом на стороне. Если он вас об этом не предупредил, то сначала стоит поговорить с сотрудником о том, почему он умолчал это и не рассказал руководителю.
Странное поведение на местах
Бывает такое, что сотрудник не опаздывает на офлайн-встречи, созвоны, вовремя приходит в офис и мало болеет. В какой-то момент такое поведение может смениться на противоположное. Тогда это сигнал, что человек выгорает.
Например, под конец работы в СберМаркете я очень часто болела. Это удивительно, но почти каждую неделю у меня болело горло и была температура. Я связываю это с выгоранием.
Сотрудник стал эмоциональным и на него жалуются коллеги
Если вы заметили, что раньше человек был более спокойным, а сейчас у него часто меняется настроение — насторожитесь. Особенно, если в общении с клиентами сотрудник стал агрессивным.
Плохо, если коллеги или заказчики приходят к вам и жалуются на поведение сотрудника.
Как предотвратить выгорание (самим сотрудникам)
1. Изначально предупредите руководителя, что вы соблюдаете work-life balance. Это не значит, что вам пофиг на работу. Аргументируйте это тем, что вы заботитесь о своей эффективности и не хотите выгореть.
2. Не работайте в нерабочее время. Если вам на выходных звонят коллеги и просят что-то сделать, то вежливо откажитесь. Например, «Прости, я сейчас занят другим делом. Мой рабочий день начинается в понедельник, тогда я тебе маякну и мы обсудим эту задачу». Если вы чувствуете себя мудаком после этого — не чувствуйте, потому что это банальная забота о себе. Всё в порядке.
Как вылечить сотрудника (руководителям)
1. Насильно отправьте человека в отпуск. Если нет возможности отправить в официальный и оплачиваемый, то можете схитрить. Например, один раз вычеркните из графика сотрудника четверг и пятницу. Итого он будет отдыхать четыре дня вместе с выходными. Скажите сотруднику, чтобы он вообще не касался работы в этот период. Я так пару раз делала в СберМаркете, чтобы помочь своим ребятам.
2. Найдите временную замену сотруднику: подрядчика, агентство или фрилансера.
3. Введите правило, что сотрудникам нежелательно работать после 18:00. Так можно предотвратить выгорание и помочь людям пораньше просыпаться, пораньше ложиться и лучше планировать график.
4. Внедрите такой ритуал: последние 4 часа в пятницу ваши сотрудники вообще не работают, а вы все вместе идёте ужинать. Или сделайте пару раз в неделю двухчасовой обед. Это может показаться мелочью, но я практиковала это в СберМаркете и своими глазами видела, как это помогает ребятам.
Задача сотрудника — быть внимательным к себе. Задача руководителя — быть внимательным к себе и к сотруднику. Чао 😽