Найти тему
СИСТЕМНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Почему современные методы психотерапии МАЛОЭФФЕКТИВНЫ?

И какие тогда эффективны? А можно ли с помощью психологических методов полностью раз и навсегда избавиться от всех возможных недугов, личностных расстройств, стрессов и прочих проблем и трудностей жизни? Читайте в нашей статье

Почему многие психологические методы не эффективны в решении проблем?

Психологические методы, которые направлены на поговорить, поплакать, запланировать что-то, через время по завершению обучения/сессий/практик переходят на стадию так называемого «отката» в точку старта. И все возвращается на круги своя, хотя времени, сил, да и финансовых ресурсов было затрачено немало.

Причина такой низкой эффективности заключается в том, что большинство подобных мировоззренческих и около психологических практик основаны на уровне работы сознания, т.е. левого полушария головного мозга, которое отвечает за логику и аналитику, упуская тот факт, что основная часть сценариев наших поступков и поведенческих паттернов «хранятся» в правом полушарии мозга, то есть в подсознании (области чувств), которое напрямую связано с областью коллективного бессознательного, если оперировать терминологией З.Фрейда.

Человек так устроен, что он всегда будет верить в чудо и стремиться к счастью, хотя каждый вкладывает в это понятие что-то своё. Будь то материальное или духовное или и то, и другое, счастье — это отсутствие беспокойства и душевных переживаний. А душа — это опыт рода, чувственные связи, передаваемые из поколения в поколение.

Согласно теориям морфогенетического поля П.Вейса и нормативной причинности Р.Шелдрейка, во вселенной существуют информационные биологические поля, связывающие всех людей и несущих в себе определённую генетическую память, заложенную во внеклеточной информации, т.к. наследственный фактор формируется не только в ядре клетки, но и в определённом индивидуальном клеточном поле (стремящимся к постоянному изменению), формирующим программы ее развития.

Т.е. наследственность и родовые сценарии предопределены, но подвижны с точки зрения негативных/позитивных чувственных и нейронных связей, установившихся в результате тех или иных событий в биологической системе рода. Из этого следует, что если клетки умирают на физическом уровне, то на уровне квантового поля информация, заложенная в этих клетках, остаётся в общем поле и оказывает влияние на участников одной биологической системы.

На этом основан метод расстановок или диспозитный метод нейротрансформации,

посредством которого можно найти в «архивах» чувственной памяти рода определённую информацию о так называемых родовых переплетениях или психотравмирующих событиях, произошедших в роду. «Вытащив» их на «поверхность» в общее энергетическое поле и прожив чувства участников рода, открывается возможность изменить существующие негативные морфогенетические связи на позитивные.

Таким образом, меняется структура родовой памяти и восстанавливаются энергетические потоки, прерванные трансгенерационными родовыми травмами, что напрямую влияет на процессы межличностных отношений. Так разрешаются психологические проблемы и иные запросы клиента, корни которых нередко лежат не в его личном поведении или, например, отсутствии силы воли, а кроются в устоявшихся родовых сценариях.

Поэтому расстановочный метод является наиболее экологичным из всех существующих, так как он предполагает индивидуальную самостоятельную работу клиента со своими чувствами и чувствами участников его рода, без применения психоактивных веществ (медикаментов) или гипноза, основанного на намеренном вмешательстве в подсознание.

Кроме расстановочного метода мы используем метод аутогенных нейротренировок по Шульцу (медитации), а также дополняем их приёмами из кризисной психологии и провокативной психотерапии.

Читайте краткое описание в карусели ниже и подробное описание методов после карусели

МЕТОДЫ, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ С ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫМ:

(а с этими методами работаем мы :)):

1. АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА

Активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия.

Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушение и самовоспитание (аутодидактика).

Активность аутогенной тренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классической модели — пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.

Как лечебный метод аутогенная тренировка была предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г. В нашей стране ее стали применять в конце 1950-х гг.

Лечебное действие аутогенной тренировки, наряду с развитием в результате релаксации трофотропной реакции (поддержание гомеостаза, связана с периодом отдыха, вагоинсулярным аппаратом, поддерживает процессы анаболизма), характеризующейся усилением тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и способствующей нейтрализации стрессового состояния, основано также на ослаблении активности лимбической и гипоталамической областей, что сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций у тренирующихся (Лобзин В. С., 1974).

Выделяют две ступени аутогенной тренировки (по Шульцу):
1) низшая ступень — обучение релаксации с помощью упражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмом сердечной деятельности и дыхания;
2) высшая ступень — аутогенная медитация — создание трансовых состояний различного уровня.
-3

По результатам исследований, аутогенная тренировка имеет наибольший эффект при лечении:

  1. неврозов, функциональных расстройств и психосоматических заболеваний

Она показана прежде всего при неврастении. В рамках этой формы невроза наибольший эффект отмечается при психогенных сексуальных расстройствах и расстройствах сна. При неврозе навязчивых состояний это — фобический синдром; удовлетворительный результаты при лечении обсессий.

  1. заболеваний, вызванных эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры, причем парасимпатический эффект достигается легче, чем симпатический.
  2. различных невротических расстройств речи и фонации.
  3. алкоголизма и наркомании, в частности для устранения абстинентного синдрома и формирования антитоксикоманической установки.
  4. родовых болей.

Аутогенная тренировка направлена на образное мышление и визуализацию, то есть преимущественно работает правое полушарие головного мозга.

2. ПСИХОДРАМА

Метод групповой психотерапии, представляющий собой ролевую игру, в ходе которой создаются необходимые условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами.

Как лечебный, психотерапевтический метод психодрама была создана и разработана Морено на основе опыта его театрального эксперимента "спонтанного театра", изначальная цель которого не была связана с психотерапией и заключалась в развитии и реализации творческого потенциала человека, его творческого "Я" в "театре жизни". Внутри- и межличностные изменения, достигаемые участниками "спонтанного театра", послужили основой для дальнейшего развития П. как лечебного психотерапевтического метода.

Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта.

Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.
-4

Дальнейшие исследования в области психодрамы подтверждают связь между психодраматическим разыгрыванием ролей и изменением поведения, отношений, установок, эмоционального реагирования. В качестве факторов, положительно воздействующих на изменение установок под влиянием психодраматического разыгрывания ролей, указывают:
предоставление пациенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли;
вовлечение пациента в исполнительскую деятельность;
появление возможности внести в игру собственные импровизации;
получение пациентом положительного подкрепления по окончании действия
.

Отмечают также, что психодрама способствует преодолению защитных позиций пациентов, усиливает эмоциональную вовлеченность, помогает изучению собственных проблем, достижению катарсиса и инсайта.

3. РАССТАНОВКИ ПО ХЕЛЛИНГЕРУ

— феноменологический психотерапевтический подход, разработанный Бертом Хеллингером.

Суть метода заключается в том, что заявленная клиентом проблема под руководством терапевта-расстановщика расставляется в пространстве с помощью заместителей, и клиент может не только увидеть корень своей проблемы со стороны, но и попробовать найти её решение в процессе расстановки, осознать что-то и, по возможности, изменить. В фокусе работы психолога лежит поиск решения, но не анализ самой проблемы.

В процессе работы расстановщика и участников расстановки (клиентов и заместителей) создаётся эмпатийное пространство, которое заметно ментально, эмоционально и физически. В отличие от психодрамы по Морено, в процессе расстановок присутствующим не нужно играть чьи-то роли, поскольку участники не знают, кого они замещают. Движение в эмпатийном пространстве происходит естественным образом, соответствующим ситуации клиента. На ментальном, эмоциональном и физическом уровнях расстановка оказывает влияние на ситуацию клиента и приводит к решениям.

-5

И используем приёмы из следующих отраслей психологии:

4. КРИЗИСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется кризисной психотерапией.

Кризис — состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его личности, причинами (фрустрацией) либо внутренними причинами, обусловленными ростом, развитием личности и ее переходом к другому жизненному циклу, этапу развития.

В этом понимании кризисы переживаются каждым человеком. Психотерапевтическая помощь показана людям не просто в кризисном состоянии, а в ситуации "патологического кризиса".

В настоящее время круг состояний, относящихся к кризисным и требующих психотерапевтической помощи, достаточно широк. К ним относятся:

  • кризисные состояния, сопровождающиеся патологической или непатологической ситуативной реакцией, психогенной, в том числе невротической реакцией, невротической депрессией, психопатической или патохарактерологической реакцией.
    Кроме того, к кризисным состояниям могут быть отнесены так называемые
    кризисы идентичности (Положий Б. С., 1991) — чрезмерно переживаемые людьми резкие изменения уклада общественной жизни, что, например, характерно для современной России, а также кризисные состояния в структуре стрессовых и постстрессовых расстройств (Александровский Ю. А., 1997).
  • Наиболее значимым фактором "патологических" кризисных состояний являются суицидальные тенденции (суицидальные мысли и суицидальное поведение). Суицидальные тенденции могут быть проявлением кризисных состояний и являться ответом на чрезмерные, субъективно невыносимые страдания.
В нашей стране концепция кризисных состояний была разработана А. Г. Амбрумовой (1974).
  1. В соответствии с её концепцией причиной суицидального поведения являются конфликты и утраты в высокозначимой для личности сфере.
  2. Другой причиной перехода кризиса в патологическую форму и возникновения в его структуре суицидальных тенденций, обострения нервно-психического или психосоматического заболевания является его хронизация.
-6

В структуре суицидоопасных реакций выделяют три компонента: аффективный, когнитивный и поведенческий.

1) Аффективный компонент: переживание эмоциональной изоляции и безвыходности ситуации. Наиболее частыми модальностями аффекта являются реакции тревоги, депрессии, тоски, обиды. В ряде случаев отмечается апатия, ощущение бессилия, стремление к уединению.

2) Когнитивный компонент суицидального кризисного состояния включает представление о собственной ненужности, несостоятельности, бесцельности и мучительности дальнейшей жизни, вывод о невозможности разрешения кризиса из-за отсутствия времени или возможности.

3) Поведенческий компонент, кроме собственно суицидального поведения, включает также и поведенческую, часто высокую, активность в попытках разрешения кризисного состояния, в том числе использования неадаптивных вариантов копинг-поведения типа "бегства в алкоголизацию и наркотизацию", проявлений агрессивных и диссоциальных тенденций.

5. ПРОВОКАТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Широкая система лечения с использованием многих техник, дающая психотерапевту свободу выбора. Провокативная психотерапия как самостоятельный метод лечения больных неврозами и страдающих различными видами зависимостей была предложена Фаррелли (Farrelli F.) и Брандсма (Brandsma D.) и с 1963 г. преподается как отдельный курс в различных институтах США.

Ряд разнообразных техник применяется для того, чтобы вызвать немедленную реакцию, стимулирующую терапевтический процесс.

Целью психотерапевта является спровоцировать не только положительную, но и отрицательную реакцию, а затем интегрировать обе в соответствии с их социальной и межличностной последовательностью. Чаще всего отрицательными реакциями пациента являются гнев и отвращение, а положительными — юмор и теплота.

-7
Таким образом, в ходе межличностного общения с пациентом психотерапевт и сенсибилизирует (повышает чувствительность), и наоборот — десенсибилизирует: гнев и смех становятся противоядием для возбудимости, тревоги и скоропалительных реакций.

Что же касается отличительных черт провокативной психотерапии от других методик (подходов) — это, прежде всего, степень направленности и использования конфронтации, а также двусмысленный стиль коммуникации, систематическое использование вербальных и невербальных средств, обдуманное и осторожное использование юмора и клоунады и при этом частое отрицание собственного профессионального достоинства.

Проблемы, которые можно решить при помощи методов СИСТЕМНОЙ ПСИХОЛОГИИ

- Неуверенность в себе

- Эмоциональная неуравновешенность

- Стрессы и неврозы, тянущие энергию

- Душевная боль, связанная с разрывом отношений или потерей близкого человека

- Беспочвенные страхи и фобии

- Тревожность по поводу воображаемой угрозы, явной или придуманной

- Утрата интереса к жизни

- Суицидальные мысли

- Сексуальные расстройства

- Зависимость: алкогольная, наркотическая, компьютерная

- Привязанность к партнеру, ревность, неспособность простить измену

- Одиночество, лишающее психологического благополучия

- Сложные взаимоотношения с родственниками и партнёрами (обиды, конфликты и тд)

- Дезадаптация в коллективе, неумение наладить продуктивные отношения в коллективе или с начальством

- Беспокойство по поводу оценки окружающих, переживание по поводу выдвигаемых требований

- Трудности в установках взаимопонимания с представителями другого поколения, отцы и дети, дети и родители

- Гендерные проблемы, связанные с различиями в психологии мужчин и женщин

- неустроенные партнёрские отношения, в том числе супружеские;

- бесплодие/бездетность;

- тяжелые заболевания и психосоматика;

- проблемы с родителями, детьми;

- психологические травмы и несчастные случаи;

- проблемы близости/дистанции, страхи, фобии;

- чувства безнадежности, пессимизма, депрессии, необъяснимые с точки зрения реальной жизни;

- наличие в семье родственников с тяжелой судьбой (рано умершие члены семьи, аборты, самоубийства, психозы и т. д.).

- Наличие повторяющихся сценариев;

- сложности в семейных отношениях (инвалидность, жестокое обращение с детьми, судимость, инцест, тяжёлая болезнь, алкоголизм, наркомания и др.);

- конфликтные отношения в семейных парах;

- нарушения в существующей иерархии семейных отношений;

- конфликтные и напряжённые отношения между детьми и родителями, принятие родителей;

- сложности в отношениях с приёмными детьми;

- «любовные треугольники»;

- работа с чувствами (гнев, тревога, страх, вина, обида и пр.), в том числе перенятыми от других людей;

- тяжелый «рок», передающийся из поколения в поколение;

- проблема абортов, конфликтные ситуации в семьях, связанные с абортами;

- намерения человека покончить с жизнью и влияние попыток суицида на семью;

- ранний уход близкого человека.

Рекомендуем также посмотреть видео

о том, что такое Системная психология, как мозг управляет вашей жизнью, что значит «ментально повзрослеть», как влияют на вас родовые системы:

Мы, команда НИИ “Системная психология”, исследуем то, что ещё не исследовано, чтобы развивать психологическое знание во благо обществу и с целью сделать людей счастливее и осознаннее.

Присоединяйтесь к нам в Телеграм-канале и узнавайте о развитии личности с позиции системной психологии: https://t.me/systems_psy

МЫ ВКонтакте: https://vk.com/sys_psy

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц