22 апреля 1975 года спустя более трех десятков лет строители возобновили сооружение Байкало-Амурской магистрали (БАМ). В тот день началась отсыпка земляного полотна в поселках Алонке, Постышево и Февральское.
Вообще-то, впервые к сооружению этой магистрали приступили силами заключенных еще в 1933 году — для этого в системе Главного Управления лагерей НКВД (ГУЛаг) было создано специальное подразделение под названием «БАМЛаг». К началу Великой Отечественной была готова значительная часть дороги от станции БАМ до Тынды. Однако, в 1942-м рельсы оттуда были сняты и направлены под Сталинград на строительство Волжской рокады.
Когда в середине 1970-х годов эту магистраль объявили Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, первыми сюда пришли лесорубы - им пришлось пилить и корчевать деревья, которые за 33 года выросли там, где когда-то ходили поезда...
Каждый год со всей страны на БАМ ехали десятки тысяч молодых людей — во время расцвета строительства магистрали здесь жили полтора миллиона человек! О них была сложена песня: «Веселей ребята: выпало нам строить путь железный, а короче — БАМ!»
Между тем, работать им приходилось в крайне тяжелых условиях — пятидесятиградусных зимних морозов и вечной мерзлоты. Общая протяженность Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составила 4287 километров. В ходе сооружения БАМа строители уложили более 5 тысяч километров основных и вспомогательных путей, возвели 4200 мостов, построили десятки жд-станций, а еще тысячи жилых домов, площадь которых составила более 570 тысяч квадратных метров, а также десятки социальных объектов: детсадов, школ, больниц и т. д. В общей сложности, на эту магистраль и строительство сопутствующей инфраструктуры было потрачено 18 миллиардов полноценных советских рублей.
Формально строительство БАМа завершилось 27 октября 1984 года, а реально — 5 декабря 2003-го, в этот день начал работу Северомуйский тоннель. По протяженности (15 километров 343 метра) он самый длинный в России и пятый в мире. До окончания его строительства поезда ходили по 61-километровому обходному пути с двумя тоннелями и знаменитым Чертовым мостом высотой 35 метров (это высота 12-этажного дома) — данный обход на БАМе до сих пор эксплуатируется для местных нужд.
Источник: 22 апреля 1975 года возобновилось начатое до ВОВ строительство БАМа
Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал, чтобы узнать еще больше интересных фактов и историй!
#история #история россии #история ссср #строительство бама #интересные факты #интересный факт #бам #байкало-амурская магистраль
Читайте другие наши материалы:
Ровно триста лет без налога на бороду.