Наше лучшее оружие против информационной войны можно найти в Писании.
Знаете ли вы, что Россия напала на украинскую атомную электростанцию, и «чиновник правительства сказал, что возле станции был обнаружен повышенный уровень радиации»? Вы слышали об украинских солдатах, застрявших на крошечном острове, которые перед тем, как погибнуть, защищая свой пост, обругали российский военный корабль? Или вы видели видео «Призрака Киева», украинского летчика-аса, сбивающего в воздухе российские бомбардировщики?
Вы можете думать, что знаете эти истории, но это не так. И я тоже, потому что каждая из них в лучшем случае наполовину верна. Российские силы действительно атаковали электростанцию, но ранние сообщения о всплеске радиации, как и твит CBS, который я цитировала выше, были ложными. Международное агентство по атомной энергии заявило об этом еще до публикации CBS, однако спустя несколько недель CBS не удалила свой ошибочный твит. История с военным кораблем тоже не совсем правдива: украинцы оскорбили команду корабля, но они все живы. Что касается «Призрака Киева», то это полная чушь. Кадры взяты из видеоигры.
Помимо жестокости поля боя, конфликт в Украине — это информационная война. И в отличие от бомб и танков за тысячи километров, эта битва вокруг нас. Наблюдая за конфликтом в режиме реального времени, мы все становимся мишенями для дезинформации.
Проверка фактов помогает, конечно. Но иногда даже в целом заслуживающие доверия источники новостей, такие как CBS, допускают ошибки, а иногда даже проверки фактов являются фальшивыми. Если мы хотим не стать жертвами информационной войны, нам больше всего нужно не бесконечное разоблачение каждого ложного твита, а создание интеллектуальных добродетелей.
«Бог повелевает нам в Писании стремиться к этим добродетелям», — пишет заслуженный философ Уитонского колледжа У. Джей Вуд в книге «Эпистемология: стать интеллектуально добродетельными». Заповедь предназначена не только для профессиональных философов: «Библия недвусмысленно ясно говорит, что христиане должны следить за жизнью ума. «Не сообразуйтесь с этим миром, но преобразуйтесь обновлением ума вашего». Богу важно, как что вы думаете. Ни один жизненный путь не обходится без проницательности, осмотрительности и любви к истине».
Интеллектуальная добродетель касается «самого вашего характера, того, кем вы являетесь и кем становитесь», — говорит Вуд. «Тщательный контроль за нашей интеллектуальной жизнью необходим, если мы хотим хорошо мыслить, а хорошее мышление — неотъемлемая часть хорошей жизни».
Так было всегда, но огромный объем информации, с которым мы теперь можем ежедневно сталкиваться, сделал ее более актуальной. Глобальный театр информационных войн, связанный с конфликтом на Украине, означает, что наша потребность в интеллектуальной добродетели в настоящее время особенно остра. Вуд написал это более двух десятилетий назад, но его предложение о трех ключевых добродетелях — прилежности, интеллектуальной честности и мудрости — столь же необходимо и сейчас.
Усердие означает хороший поиск истины, балансирование между эксцессами порочного любопытства, с одной стороны, и доверчивостью, и забвением, с другой. Прилежный человек ценит познание истины, но он также внимателен к тому, как он ее узнает (некоторые методы исследования неэтичны), что он с ней делает (знанием можно злоупотреблять), и есть ли другие, более важные вещи, которыми он должен заниматься. вместо этого (Вам действительно нужно было знать об этом твите? Поможет ли это знание чему-либо или кому-либо?).
Прилежность — это также вопрос отношения и самодисциплины. Усердный человек «не должен быть сварливым, но должен быть добр ко всем, учить, не раздражаться». Они должны быть интеллектуально щедрыми, прилежными и осознавать собственные ограничения. «Знающий говорит сдержанно, а разумный уравновешен», поэтому иногда, чтобы быть прилежным, нужно молчать.
Интеллектуальная честность касается того, как мы реагируем на знания, приобретая их. Это середина между интеллектуальной нечестностью и преднамеренной наивностью, и она требует от нас искренности и добросовестности, даже если мы не можем ожидать того же от других.
Интеллектуально честный человек тщательно исследует свои мысли и тщательно признает свою неправоту, стремясь «отложить ложь и говорить правду со своим ближним». Он ищет мотивированные рассуждения в себе и других, спрашивая, верит ли он во что-то только потому, что хочет, чтобы это было правдой. И тот, кто интеллектуально честен, никогда не будет лукавить или «называть зло добром, а добро злом», хотя это может быть легким или популярным образом действий.
Наконец, мудрость — это добродетель, которая нам нужна, чтобы использовать знания, которые мы искали и получили, с пользой. Жизнь мудрого человека будет «отмечена глубокой и неизменной осмысленностью, основанной на убеждениях и целях, которые приносят постоянное удовлетворение», — говорит Вуд. Этот человек хочет знать «высшее значение — знание, которое объясняет самые важные особенности нашего мира, особенно в том, что касается человеческого счастья».
Это требует осмотрительности и благоразумия, здорового скептицизма, не переходящего в цинизм, и — особенно в наш информационный век — тщательного контроля над собственным вниманием. Мудрость требует отказа от воинственности, педантизма, гордыни и распространения слухов, которые поощряются в большинстве наших традиционных и социальных сетей.
Я не могу закончить эту колонку пятью короткими шагами к тому, чтобы стать интеллектуально добродетельным. Добродетели требуют времени, практики и терпения, чтобы укорениться; максимум, что я могу предложить здесь, это семя. Я также не могу завершить какое-то надежное руководство по распознаванию пропаганды в Интернете. Масштабы и характер этой войны — где ваш ответ на такой простой вопрос, как победа, может зависеть от того, где вы живете, — означают, что любые конкретные рекомендации, которые я могла бы дать, быстро станут бесполезными. Сила современной децентрализованной пропаганды заключается в том, насколько быстро она может развиваться.
Мы должны помнить, что судьба Украины не зависит от того, поделитесь ли вы очередной статьей. Как писал К. С. Льюис в письме в 1946 г., это не «обязанность любого частного лица сосредотачиваться на бедах, в которых он не может помочь», и «просто состояние беспокойства [не] само по себе похвально. … Мы должны, если это случится, отдать свою жизнь за других; но даже пока мы это делаем, я думаю, мы должны наслаждаться нашим Господом и в Нем нашими друзьями, нашей едой, нашим сном, нашими шутками, пением птиц и морозным восходом солнца».
Развитие интеллектуальных добродетелей — это не та задача, которую мы должны решать сами по себе. Вуд напоминает нам: «Едва ли мы можем сделать лучше, чем вспомнить слова Иакова: «Если же у кого из вас недостает мудрости, просите у Бога, дающего всем просто и без сожаления, и дастся вам». В информационной войне, как всегда, «Бог готов нам помочь».
Автор: Бонни Кристиан — автор книг «Гибкая вера: переосмысление того, что значит следовать за Иисусом сегодня» (2018 г.) и «Ненадежный: кризис знаний, ломающий наши мозги, загрязняющий нашу политику и развращающий христианское сообщество» (2022 г.).