Найти тему
РОМАН МЕЛЕХИН

Трудности спасения

Трудности спасения

Иван Петрович тонул. Как так получилось, он и сам с трудом понимал, ибо был изрядно навеселе. Как полез в воду, не помнил совершенно. А главное ведь, толком-то и плавать не умел! С его слегка оплывшей к сорока годам фигурой и дряблыми мышцами явно незачем было соваться в воду. И, тем не менее, он здесь. А именно: чуть ли не на середине довольно большого озера. Местная достопримечательность была искусственным водоёмом. Создали его для красоты ландшафта прямо в черте города, при въезде. Купаться в озере категорически запретили лет двадцать назад, но вышка спасателя исправно возвышалась возле одного из берегов.

Ранняя весна по удивительному стечению обстоятельств (?) застряла где-то в районе середины марта. А сегодня, между прочим, конец апреля. Именно по этой причине вышка спасателя пустовала. И, если бы не проходившие мимо озера прохожие, участь Ивана Петровича была бы печальна.

Сама же жертва дурного хмеля опомнилась только тогда, когда холодная вода дошла до той части мозга, которая отвечала за инстинкт самосохранения. Осознание того, что он на грани несуразного несчастного случая, отрезвило Ивана Петровича , и первое, что он сделал–это заорал во всю мощь лёгких. Ну как заорал... Попытался. Почти получилось. Из пересохшего от испуга и алкоголя горла вырвался такой натужный хрип, что проплывавшая невдалеке тройка лебедей срочно снялась с места и рванула на бреющем полёте подальше от странно барахтающегося в воде двуногого. Лишь оказавшись на берегу небольшого островка, именуемого горожанами Островом влюблённых, глава лебединой семьи возмущённо зашипел, с презрением вытянув шею в сторону тонущего.

Иван Петрович попытался крикнуть ещё раз, но не рассчитал с движениями и окунулся с головой в озеро, сделав непроизвольно пару глотков не очень чистой воды. Как следствие, закашлялся, но сумел удержаться на плаву. Вместе с кашлем из горла вырвался вполне себе громкое «тону!»

—Человек тонет!- в унисон с Иваном Петровичем заорал какой-то мальчик на берегу.

От двойного крика из камышовых зарослей в воздух взвилась стая чаек. С минуту они громко повозмущались, попутно обильно удобрив заросли продуктами жизнедеятельности, и отлетели от греха подальше.

«Так я всю живность распугаю»,- успел подумать Иван Петрович. Тут же взволнованный крик мальчика подхватило ещё нескольких взрослых. Подойдя ближе к краю берега, они наперебой принялись давать советы человеку в озере.

—На помощь!- возопил тонущий.

Но никому неохота было лезть в холодную воду, поэтому советы продолжали сыпаться один за другим. Помимо них прохожим очень интересно было, зачем человеку плавать в такую погоду и помогает ли купание в холодной воде от ревматизма и, как ни странно, от набившего всем оскомину коронавируса. Последний вопрос задала пожилая дама с классическим продуктовым пакетом в руках. Не получив внятного ответа, она махнула рукой и посоветовала позвать спасателей.

—Глядите!- воскликнул тот же мальчик, указывая куда-то в сторону пальцем (что, конечно же, не следует делать воспитанному ребёнку).

Пока обыватели советовали Ивану Петровичу что делать, кто-то всё же позвонил в МЧС. Звуки сирены внушили надежду тонущему человеку. Две автомашины одновременно подрулили к берегу. Из красно-синего КаМаза шустро выскочили спасатели и очень быстро принялись накачивать резиновую лодку. Начальник отряда звучно раздавал чёткие команды, ребята в форме работали так слаженно и споро, что окружающие застыли, разинув рты, и на время позабыли о главном герое происходящего.

Иван Петрович, заметив прибывшую технику, воодушевлённо заработал руками и ногами, пытаясь хоть немного приблизиться к берегу. Близость спасения придала ему сил, но, по непонятным причинам, как он ни старался, не смог сдвинуть коченеющее тело с места.

Второй автомобиль с надписью «милиция» на борту выпустил из своих недр двух колоритных личностей. Невысокий толстячок носил костюм в полоску и чёрную папку подмышкой. Накинутый сверху долгополый плащ смотрелся не очень, но его владелец с какой-то гордостью откидывал полы так, чтобы всем виден был значок, приколотый к лацкану пиджака. Стоявшие ближе всех граждане сочувственно вздохнули. «Госнадзор»,- было красиво выбито на металлической бляхе.

—Попал мужик,- озвучил общее мнение толпы хмурый прохожий. Он-то и вызвал спасателей по телефону. О чём сейчас почти уже жалел,- Знал бы, что приедут «эти», сам бы полез в воду…

—Да уж,- вздохнула та самая дама с пакетом,- повезло хоть, что он сам-то уже голый. Что теперь с него взять?

Тем временем второй пассажир «УАЗика», облачённый в привычную форму стражей порядка, попытался отогнать толпу зевак от берега. Буквально за пару минут эта толпа разрослась до человек двадцати, и продолжала своё расширение по кромке берега. Но, как водится, не на тех напал. Дама с пакетом прищурилась и тихо так поинтересовалась:

—Не заняться ли вам, уважаемый, своими непосредственными обязанностями? Али мы что-то нарушаем? Или налоги не исправно платим? Стоим, никому не мешаем. Смотрим.

Милиционер нервно оглянулся. Почти все столпившиеся на берегу глазели теперь в его сторону. И ладно бы только глазели. Десятки камер смартфонов были нацелены на прибывшую компанию из госучреждений. Повышенное внимание милиционеру совершенно не нужно было. Были прецеденты. Поэтому, приняв независимый и озабоченный вид, он переключил своё внимание на работающих спасателей.

Те, в свою очередь, уже приладили к лодке небольшой мотор, и прицепили к бортам два спасательных круга. Чиновник в плаще с готовностью проследовал на борт спущенной лодки и уселся прямо впереди у носа. Командир отряда МЧС бросил украдкой в его сторону недовольный взгляд, но ничего не сказал. Просто уселся чуть позади и кивнул одному из спасателей. Тот прыгнул на корму, и через секунду мотор взревел. Лодка быстро помчалась к середине озера.

Иван Петрович увидел приближающийся транспорт спасателей и от облегчения чуть не заплакал. Лишь сильнее заработал руками и ногами. Впрочем, снова без особого результата. До спасителей оставалось метров двадцать, как буквально на пару секунд из-за плотных облаков выглянул луч солнца. И в его ярком свете ярко блеснул тот самый значок на груди государственного функционера. Заметив и разглядев, кто пожаловал к его скромной персоне, Иван Петрович камнем ушёл на дно. Успел было подумать, что может оно и не надо всплывать-то? Однако инстинкт самосохранения возобладал. Отчаянно работая уставшими ногами и руками, тонущий медленно стал всплывать обратно. По пути наверх Иван Петрович успел получить удар по голове чем-то тупым и тяжёлым. Оказалось, что подоспевшие спасатели нечего лучше не придумали, как пустить в ход багор. Благо удар пришёл по касательной, и несчастный не получил существенного ущерба. Он даже и боли-то не почувствовал. Адреналин бурлил в его крови, не давая силам окончательно покинуть тело.

Иван Петрович ухватился за конец багра, но удержать не смог: пальцы плохо слушались. Ну, или шест оказался слишком скользким. Командир МЧС убрал багор от греха подальше и, отцепив от борта один из кругов, швырнул его в воду. Попал на этот раз удачно: потерпевший вцепился в круг мёртвой хваткой, обняв его как родного.

—Старший инспектор Государственного Контроля над исполнением спасательных работ Рыбников Егор Станиславович,- услышал над собой голос Иван Петрович. Он откашлялся, выплюнул по-прежнему грязную воду и посмотрел наверх.

—С кем имею честь разговаривать?- продолжал инспектор.

—Может, меня сначала вытащите отсюда?- слегка ошарашенно спросил тонущий.

—Ваше здоровье сейчас уже вне опасности,- невозмутимый тон покоробил даже видавшего виды командира спасателей.

—Я же могу замёрзнуть!

—А я должен неукоснительно следовать букве закона,- припечатал Рыбников,- будьте добры назвать своё имя, отчество и фамилию.

Иван Петрович досадливо мотнул головой.

—Но ведь это можно обсудить хотя бы в лодке…

—Я жду. Чем дольше вы тянете время, тем хуже для вас.

—Коробейников Иван Петрович. 1982 год рождения,- выдал потерпевший.

Рыбников извлёк из папки планшет, и стал заносить данные Ивана Петровича.

—Меня интересует много чего: место рождения, серия и номер паспорта, адрес прописки, номер социального страхования, семейное положение, место работы, средняя заработная плата…- стал перечислять чиновник.

—Какого… Зачем!?- недоумевал Иван Петрович,- вам важнее данные или моя жизнь?

—Поправка к закону №… от такого-то числа и года, за №… регулирует ответственность граждан, попавших в угрожающее их жизни положение не вследствие несчастного случая. Если вы нарушили какой-либо закон, вследствие чего были вынуждены обратиться к службам спасения, вы обязаны оплатить помимо штрафа и услуги спасателей,- отчеканил чиновник.

—Я не обращался к МЧС,- честно ответил Иван Петрович.

—Это в данном случае не важно,- хищно ухмыльнулся Рыбников.

—Можно мне на борт?- вдруг жалобно заскулил потерпевший,- я согласен всё оплатить!

—Не так быстро, уважаемый,- тихо ответил чиновник, после чего и командиру МЧС и спасателю разом захотелось столкнуть его за борт. Желательно, с приданием нужной силы и скорости тем же тяжёлым багром.

—У меня судороги в ногах,- пожаловался Иван Петрович.

—Вы же полезли в воду в состоянии алкогольного опьянения, не так ли? Признавайтесь!- повысил голос Рыбников.

И тут Иван Петрович вспомнил, зачем он, собственно и полез в озеро! Накануне праздновал с другом день рождения, перебрал с алкоголем, домой ночевать не приехал, а на утро поддался уговорам друга на опохмелку. Так как похмеляться, равно как и пить, Иван Петрович не умел, то набрался во второй раз. После чего пешком отправился домой. И, дабы предстать перед женой более-менее трезвым, решил окунуться в холодную воду… Результат, как говориться, на лицо. Неумение плавать, естественно не остановило такого решительного мужчину, а то, что пьяному и море по колено, здесь не сработало…

Всё это потерпевший и вывалил инспектору на одном дыхании, добавив, что раскаивается в содеянном, полностью признаёт вину, и всё такое. Но Рыбников был неумолим.

—Я обязан так же проверить вашу платёжеспособность. А то мало ли…

—Да пока вы проверять будете!- заорал Иван Петрович.

—Современные технологии!- потряс планшетом Рыбников,- повторяю: чем раньше вы ответите на мои вопросы, тем быстрее окажетесь в тепле,- с этими словами инспектор приподнял лежавший в лодке тёплый плед, один вид которого заставил потерпевшего впасть в истерику.

—Фашист...- прошептал он поражённо глядя на Рыбникова.

Командир МЧС начал медленно приподнимать багор.

—Но-но! Попрошу без оскорблений!- нахмурился инспектор.

—Что ещё вам надо?- потерянно спросил Иван Петрович.

В течение нескольких минут он охрипшим от холода и волнения голосом отвечал на вопросы Рыбникова. Когда дошли до вопроса о номере банковской карты, потерпевший вновь взбунтовался.

—Я не имею права называть вам номера карт! Их даже работники банка не имеют права спрашивать!

—Вы имеете право не сообщать,- невозмутимо поправил его Рыбников,- Но, в ваших интересах пойти мне навстречу. И я не банковский работник, мои полномочия довольно обширны. Не волнуйтесь, я не требую от вас тут же переводить деньги на счета ни нашей конторы, ни министерству ЧС. Я просто проверяю положительный баланс вашего счёта.

С этими словами инспектор с готовностью кивнул на планшет. Командир МЧС незаметно покачал головой, а его помощник начал нервно оглядываться по сторонам. Иван Петрович же настолько устал, что уже не было сил сопротивляться. Спустя пару минут Рыбников удовлетворённо кивнул.

—Уже почти всё, уважаемый. Сейчас я отправил сообщение вашей жене, она приедет за вами. На скорой помощи.

—Зачем!?- вытаращился на него Иван Петрович, и снова чуть не пошёл ко дну, благо спасательный круг не дал ему это сделать.

—Инструкция,- важно ответил чиновник,- да, кстати… Вам придётся оплатить ещё и вызов скорой помощи.

—Медицина у нас пока всё же бесплатна,- неожиданно подал голос командир. С багром в руках.

Рыбников даже не повернул головы.

—Это не тот случай.

Сидевший на корме спасатель подался чуть вперёд и схватил командира за руку. Ту, которая с багром. Усилием воли командир заставил себя успокоиться.

—Мы можем вытаскивать потерпевшего?- глухо спросил он. Про себя подумал: дай мне только повод, с…ка.

У Рыбникова, оказывается, тоже был инстинкт самосохранения. Он лишь кивнул командиру, не отводя взгляда от обоих спасателей. Даже сместился чуть в сторонку, насколько позволяло пространство в лодке. И тут случилось сразу несколько вещей.

Иван Петрович почувствовал, как некое скользкое тело прошлось вдоль его ноги, слегка коснувшись кожи. Этого прикосновения хватило, чтобы доведённый до отчаяния сегодняшними событиями, мужчина вновь заорал от испуга. Рыбников же, от неожиданности присел. Но, так как он находился в неудобном положении и не успел обрести твёрдое равновесие, то своим движением качнул лодку. Слегка так. Достаточно для того, чтобы и командир повторил его движение, и совершенно случайно(!) тюкнул чиновника по голове концом багра, который до сих пор держал в руках.

Рыбников сознания не потерял, лишь некрасиво выругался и осел на дно лодки. Иван же Петрович не успел успокоиться, как вновь почувствовал прикосновение к ноге, ближе к паху… Приступ ярости и страха сжёг остатки адреналина, и Иван Петрович отпустил спасательный круг. Двумя руками он стал нашаривать у себя возле причинного места, рискуя опять пойти ко дну. Внезапно что-то (или, точнее, кто-то) вцепился ему прямо в руку. От неожиданности Иван Петрович выскочил чуть ли не по пояс из воды, размахивая руками и создавая вокруг себя тысячи брызг.

Сидевшие в лодке и успевшие прийти в себя люди с удивлением наблюдали интересную картину. Иван Петрович держался одной рукой за спасательный круг, а другой со всей дури лупил по воде, пытаясь стряхнуть с неё рыбину размером с небольшого сома.

Командир МЧС присмотрелся и понял, что это была щука. Как она попала в озеро и что делала у самой поверхности воды, он гадать не стал. Чиновник на удивление оказался крепче, чем можно было предположить, и сидел в лодке ровно, лишь потирая рукой ушибленный лоб.

Иван Петрович перестал молотить по воде, и, наконец, отбросил от себя отцепившуюся щуку. Та почему-то не пошла ко дну, а дрейфовала возле лодки кверху брюхом. Пару минут стояла тишина. Рыбников приподнялся, осмотрел место происшествия и вдруг хищно усмехнулся.

—Так, так… Браконьерство. Статья №… Штраф или ограничение свободы до трёх лет.

—Вали отсюда, мужик,- посоветовал уставший командир оторопевшему Ивану Петровичу.

Осознав, что сейчас произошло, и чем ему это грозит, тот выпустил из рук спасательный круг и, с отчаянием преследуемого зверя рванул в сторону берега. Инстинкт самосохранения поистине открывает в человеке недюжинные способности! Откуда только что взялось! Самозабвенно молотя руками и ногами по воде, Иван Петрович с удивлением и радостью заметил, что его усилия не пропадают даром! Берег-то приближался!

—За ним, в погоню!- распорядился было Рыбников.

—Не имею права,- злорадно ответил командир МЧС, а его помощник даже руки подальше от мотора убрал.

—Это вопиющий случай браконьерства!- вопил чиновник, размахивая руками и опасно раскачивая лодку. Чем вызвал надежду у обоих спасателей.

Крики Рыбникова разносились по всему озеру, заставляя людей на берегу гадать, что же там происходит, а Ивана Петровича быстрей шевелить плавниками (руками). Внезапно откуда-то сверху на воду упало сразу две большие чайки. Работая на удивление слаженно, они мигом подхватили тело хищной рыбы и потащили прочь, лишая весь Госнадзор главной улики по делу о браконьерстве…

Хохот двух спасателей и злобные крики чиновника ещё несколько минут разлетались в вечернем воздухе над озером. Тем временем Иван Петрович благополучно выполз на берег. Он думал, что тут же рухнет на землю от бессилия, но нет. На берегу его уже ждали. Белая машина скорой помощи с распахнутыми дверями и бегущими к нему медиками не так впечатлили Ивана Петровича, как фигура женщины, стоявшей возле машины и глядевшей на него таким взглядом, что ему на секунду захотелось назад, в озеро.

Но нет, ту-то мы закончим рассказ с, в общем-то, благополучным исходом, а Ивану Петровичу оставим его супруге, которая, не смотря ни на что, сильно переживала за мужа, а его измученная голая, дрожащая от холода и адреналина фигура мола вызвать чувство жалости даже у той злополучной щуки.

Конец.