Узбекистан, Ташкент – АН Podrobno.uz. Сегодня мы часто видим на улицах и в переходах столицы молодых музыкантов, которые стремятся не просто заработать, но и зацепить людей своим творчеством, показать, что молодежь хочет быть услышанной.
Корреспондент Podrobno.uz поговорила с уличной певицей Юлдуз, известной под псевдонимом "Кокс", которая набрала популярность, исполняя каверы на проспектах города. Наркотики, здесь, конечно, ни при чем, "Кокс" – это сокращенное школьное прозвище.
Девушка с детства занималась музыкой, играла на фортепиано, затем пришла к уличным выступлениям. Кокс не считает себя артисткой, а предпочитает термин музыкант, так как играет на трех инструментах. По ее словам, музыка должна заставлять задуматься и оставлять послевкусие, а не быть просто "тыц, тыц".
Псевдоним и нестандартный стиль
Псевдоним "Кокс", как рассказала девушка, появился еще со школы. Юлдуз с подругой сидели на уроке и решили придумать себе псевдонимы. В результате подруга стала "горчицей", а она "кокосом". Поразмыслив, Юлдуз пришла к тому, что в ее псевдониме слишком много гласных "о", после чего появилось сокращенное "Кокс".
"Здесь нет никакого скрытого смысла и тем более никаких наркотиков", – рассказала Юлдуз.
Собеседница отмечает, что не придерживается никакого определенного стиля. Ее стиль формировался много лет, начиная со школы, и эксперименты с внешностью не заканчиваются и по сей день.
С самого детства у девушки были непослушные вьющиеся волосы, с которыми она мучалась каждый день. Обычный уход за волосами занимал много сил и времени. Родители видели эти мучения и к концу седьмого класса Юлдуз все-таки уговорила их подстричься коротко. Это был компромиссный вариант – волосы до лопаток, но огромное желание сделать прическу еще короче осталось.
"К восьмому классу у меня была прическа "челкастика". Этот стиль был моден в то время. Также я носила яркую оверсайз одежду, разноцветные брюки, такой стиль больше подходил под "эмо". Но я не относила себя к какой-либо субкультуре, а просто экспериментировала с одеждой и внешним видом. В итоге к первому курсу я коротко отстригла волосы и поняла, что это мое", – вспоминает Кокс.
Музыкальный путь
С музыкой Кокс знакома с раннего детства. Еще в дошкольном возрасте один из педагогов предложил Юлдуз заняться фортепиано, похвалив ее тонкие длинные пальцы. Родители в то время были против, но в итоге она их уговорила, и двери в музыку юной девушке открылись в семь лет.
"Мне было очень интересно, я думала так же, как и все, что сяду и сразу буду виртуозить, но не тут-то было. Когда дело подошло к изучению программы, интерес пропал. Я не хотела ничего учить, а просто намеревалась красиво играть", – вспоминает Кокс.
К третьему классу девушке уже хотелось бросить музыкальную сферу, потому что помимо игры на фортепиано, появился предмет "сольфеджио", который юная ученица не переносила. Кокс уже тогда понимала, что ей нравится петь, и была рада тому, что раз в неделю у них в школе был предмет "Хор".
Несмотря на недовольство дочери, родители Кокс не стали прекращать музыкальное обучение, объясняя это тем, что она сама просила пойти в эту школу. В результате, пути назад у Юлдуз не было, и, благодаря отсутствию выбора, после получения диплома она пошла в столичный Эстрадно-цирковой колледж.
За всю жизнь у девушки было много педагогов по фортепиано. Все они были разносторонними, всегда делились интересными знаниями и фактами. У каждого был свой стиль преподавания. Однако, занимаясь вокалом с гитарой, Юлдуз не спешила искать преподавателей. Она начала учиться самостоятельно еще на первом курсе, когда ей подарили гитару.
"Я зажглась, как спичка, и играла 24 на 7. У меня был однокурсник, он показывал мне легкие аккорды и я, приходя домой, сразу садилась играть. Слушала разные песни и "снимала" их на слух. Таким образом, через месяц я научилась хорошо играть. Благодаря ударным, которым я также училась самостоятельно, отточилось чувство ритма. Я слушала песни и пела их же под гитару", – рассказывает собеседница.
У Юлдуз с детства был неплохой слух, поэтому проблем с нотами не возникало. В техническом плане она набрала большой опыт благодаря улицам. Там девушка не только научилась петь, но и раскрыла себя, свои возможности и нестандартный стиль.
Сейчас у Кокс есть постоянная работа, но назвать музыку увлечением она не решается. При этом собеседница признается, что не хотела бы превращать музыку в работу, потому что там все же есть определенные рамки, а музыка должна быть свободной.
"Музыка не может быть хобби – это жизнь. Она действительно везде. Представьте кино без музыки, оно было бы не таким интересным. Представьте спектакль без музыки, представьте любое шоу без музыки. Представляете? Вот и я нет. В мире все состоит из звуков и осознавать это прекрасно", – объясняет девушка.
Кокс признается, что ей нравится получать яркие эмоции, и неважно, позитивные они или "болючие", ведь благодаря им и создаются шедевры, появляется маленькая жизнь, где переживается многое. Музыка – это слова из облака фантазий и желаний, жизненных и реальных ситуаций.
Заработок на музыке и шоу "Голос"
На данный момент Юлдуз работает в исследовательском агентстве Kantar Media. На музыке она зарабатывает только в заведениях и на улице. Кокс признается, что не старается играть ради денег, но иногда все же приходится. Бывало, что девушка отказывалась играть из-за недостатка энергии. Если душа не лежит выступать в том или ином заведении, то и хорошей музыки не выйдет.
"Конечно, это круто, зарабатывать на любимом деле, но я бы отказалась от частых выступлений. Они как одежда, разнашиваются и уже не так красиво. Люблю редко появляться на сцене, затем снова в спячку. Возможно, моя позиция неверна, но раз я в ней, то почему бы и нет", – отмечает Кокс.
Также у Юлдуз было желание выступить на российском шоу "Голос", но из-за сомнений она пока не решилась. Девушке не нужна слава и известность, а шоу, как утверждает она, на то это и шоу, а значит интересное, но в какой-то степени не настоящее. Кокс хотела бы посетить его лишь по одной причине – побороть страх сцены. Порой из-за этого она не может раскрыться на все 100 процентов.
Эмоциональное выгорание и хейт
Собеседница призналась, что на данный момент она находится в состоянии творческого кризиса, но считает это абсолютно нормальным. Первый раз Кокс столкнулась с этим в 2019 году после Москвы. Тогда она была за границей всего две недели и получила огромное количество эмоций. Вернувшись домой, она впала в депрессию.
"Там была насыщенная цветная жизнь и мне не хотелось возвращаться в серые цвета. И когда я столкнулась с этим, мне стало страшно, я думала, что я перегорела в творчестве и что нет пути обратно. Но музыка не может уйти от тебя, если она твой двигательный механизм", – рассказывает девушка.
Кокс не боится депрессий, хотя и понимает, что иногда нужно заставлять себя закончить начатое стихотворение или мелодию. Спустя время нахождения в этой "яме", поясняет собеседница, она снова начала карабкаться вверх с кучей энергии. Это можно было назвать эмоциональными качелями.
Вдохновение к Юлдуз в основном приходит через переживание разных эмоций и ситуаций. И, самое интересное в том, что после создания песни, девушка будто оживляет ее и получает двойную дозу вдохновения. Конечно, бывают и спады, но Кокс позволяет себе находиться и в таком состоянии. Музыка не может двигаться только в хорошем направлении, нужно иногда делать паузы.
Что касается хейта, собеседница объяснила, что он бывает везде и это нормально. С прямым же хейтом Юлдуз никогда не сталкивалась, но уверена, что в будущем он ее ждет. Она считает, что не нужно принимать все близко к сердцу.
Кумиры и создание группы
"Чувствуй, пока чувствуется. Играй, пока играется", – такого девиза придерживается Кокс.
Первооткрывателем чувствительной музыки для юной музыкантки стала Земфира. Кокс познакомилась с ее творчеством на первом курсе и полностью поменяла видение в музыке. В ее песнях девушка слышит музыку, которая касается души, она очень интересная, подача – меланхоличная, вокал – загадочный и проникающий в глубины сознания. Собеседница призналась, что любит, когда у исполнителя есть своя харизма и иной взгляд на творчество.
"Я не люблю, то, что сейчас слушает молодежь, в этой музыке слышится только "тыц, тыц". Это тоже интересно, но на пару раз, потом начнет надоедать. А интересная музыка, это как интересный фильм – оставляет внутри ощущение восхищения и появляется желание пересмотреть", – рассказывает Кокс.
Также мир девушки поменялся после знакомства с группой Radiohead. Она считает, что их музыка нестандартна и интересна. Благодаря этой группе Кокс осознала, что ее дух на стороне интересной и необычной музыки.
Каверы Юлдуз поет только, когда приходится. В основном, она пишет и изучает собственную музыку. Писать девушка начала в 7-8 классе, но это были подростковые стихи. Первую свою песню она написала на первом курсе под гитару. Тогда Кокс плохо играла на ней. В то время она выходила с друзьями на улицу и пела каверы, свое же творчество исполнять стеснялась.
"Эта эмоция внутри нуждалась в освобождении. После такого открытия в себе, как создание первой песни, я начала бежать по этой лестнице. Я начала писать уже более чувствительные стихи, начала сочинять разные мелодии, усердно училась играть на гитаре, чтобы быстрее освоить ее структуру. Казалось бы, петь каверы не совсем сложно, но нужно уметь исполнять чужие переживания", – поделилась собеседница.
У Кокс есть собственная группа WITHKOKS, с которой она выступала в разных заведениях с авторскими композициями. Народ принял музыкантов очень тепло, что было неожиданно и разбудило в девушке еще большее желание творить. Группа появилась в январе 2018 года, и для Юлдуз это был первый опыт на сцене, как исполнителя авторского материала. Собеседница рассказала, что первый концерт пришелся на понедельник, и она думала, что людей будет не так много. Однако на удивление, зал был переполнен.
Говоря о самой группе, стоит отметить, что состав меняется постоянно, так как хороших музыкантов мало. Некоторые играли только ради денег, с некоторыми просто не сошлись характерами, сейчас в группе осталась только Кокс.
На создание каждой из песен у девушки уходит разное время. За спиной у нее куча недописанных черновиков, которые она все еще планирует закончить. Правда, это зависит от душевного состояния. Когда в голове Юлдуз появляются звуки или слова, она старается сразу все записывать, потому что, если этого не сделать, через минуту все забудется.
"Интересно, когда и слова, и музыка сразу укутывают тебя, пальцы не знают, что играют и так подбирается мелодия. Для меня важен именно этот момент, так как это "начало" всегда звучит из души, а затем подключается мозг", – объяснила Кокс.
Конечно, у Юлдуз есть люди, которые ей помогают. Они вместе работают над записью, но в основном, всю музыку девушка создает сама, благодаря умению слышать и играть на нескольких инструментах.
Музыкальная сфера в Узбекистане
По словам Кокс, музыкальная сфера в Узбекистане существует, но только для узбекской эстрады. Ее расстраивает этот факт, потому что в Ташкенте проживает много разных национальностей.
"Узбекская эстрада неплоха, но нет развития. Одно и то же, одинаковые мотивы, голоса. Я ничего против не имею, не подумайте. Просто хотелось бы видеть, что звезды могут родиться и стать известными тут, что не обязательно уезжать, чтобы тебя слушали. Просто это еще зависит и от народа тоже. Музыкант без слушателей – как дерево без корней", – пояснила Юлдуз.
Собеседница хотела бы видеть развитие и узбекоязычной и русскоязычной эстрады в столице. Сейчас музыкантам приходится "выживать" в заведениях или же на улице, как делает это Кокс в свободное время. На улицах ей нравится играть больше, так как нет сцены и нет правил.
"Для того, чтобы двигать музыкальную тусовку в Узбекистане, русскоязычным певцам и авторам необходима помощь, тогда общая музыкальная культура страны будет развиваться более масштабно. У нас смотрят на музыку, как на хороший заработок, а это плохо. На нее нужно смотреть не глазами, а душой. Можно, например, открыть русский музыкальный телеканал в Узбекистане. В стране много интересных личностей, но мы о них не знаем, потому что нет возможности показать их, и они так и остаются в тени", – добавила девушка.
Творческие планы
Кокс призналась, что ей страшно заглядывать в будущее, поэтому каких-то определенных планов в музыке нет. Тем не менее в ближайшее время девушка намерена создавать больше песен, над чем она сейчас и работает, а также хочет выступить со своей программой. Кроме того, в ближайшее время она планирует выпустить сингл или, возможно, студийный музыкальный альбом, и к лету выйти на сцену.
Присоединяйтесь! Важные и актуальные события дня. Прокатись в нашей "Телеге".