Российские мебельные фабрики столкнулись с проблемами из-за приостановки работы IKEA, которая закрыла магазины до 31 мая. Основатель интернет-магазина мебели Divan.ru Антон Макаров считает, что в течение 3-5 месяцев могут закрыться компании, которые сильно зависели от сотрудничества с IKEA, а сама шведская компания вряд ли вернется быстро — из-за давления общественного мнения и западных политиков.
IKEA занимала 20% российского рынка мебели при уровне локализации производства более 50%. Шведская компания вложила в Россию не меньше 4 млрд евро. Помимо четырех собственных фабрик, у IKEA в России было около двух десятков партнеров, которые производили для компании мебель для продажи как на российском рынке, так и на других. Например, на «Поволжском фанерно-мебельном комбинате» 900 сотрудников производили мебель более чем на 1 млрд рублей, в том числе для отправки в страны Евросоюза.
«С момента ухода IKEA мы уже пообщались с двумя ее партнерами, испытавшими проблемы. Одна из санкт-петербургских фабрик производила мягкую мебель исключительно для IKEA, и теперь у них 100% простой. Другая мебельная компания, из Гомеля, тоже была на 100% заточена под IKEA и выполняла ее заказы для продажи сразу на нескольких рынках. Эта фабрика производила 20 000 диванов в неделю. Сейчас это огромное производство стоит», — рассказывает Макаров.
Еще один пострадавший игрок — «Аскона». Компания выпускала для IKEA 1 млн матрасов в год, и теперь «Асконе» пришлось отправить в отпуск, простой или переориентировать на другие проекты 600 своих сотрудников. Фабрика «Асконы» в Коврове — одно из градообразующих предприятий. Увольнение такого числа сотрудников означало бы социальный взрыв, и поэтому компания старается сохранить все рабочие места, отмечает Макаров.
Спрос на мебель вырос на 200%, но скоро рынок упадет
В первый месяц «спецоперации» спрос на мебель, по данным Divan.ru, вырос на 200% по сравнению с предыдущим годом. Причина банальна — люди боятся потерять деньги в период кризиса и вкладывают их в предметы длительного пользования, в том числе диваны. Новый лидер рынка Hoff выкрутил на минимум рекламу в интернете, поскольку не справляется со спросом.
Но уже в мае нас всех ждет падение. Друг на друга наложатся два фактора. Первый — падение спроса, связанное с инфляцией, безработицей и ростом цен из-за подорожания комплектующих, например тканей. Второй — сезонное падение спроса, традиционное для лета.
(Текст написан по данным колонки Антона Макарова в Forbes).
#мебель #ikea #аскона #кризис #финансы и бизнес #как выжить в россии