Обратная (сливная) магистраль или "обратка" необходима для слива лишнего топлива из карбюратора обратно в бензобак при работе двигателя автомобиля на разных режимах. Тем самым поддерживается оптимальное давление в его системе питания, охлаждается бензонасос и предотвращается перелив топлива.
На примере системы питания двигателя 21083 (1,5 л) автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 с карбюратором Солекс 21083 разберемся какие признаки в его работе указывают на неисправность "обратки". А так же определим круг причин приводящих к ее отказу работать.
Но для начала, что бы лучше понять что к чему, пару слов о том как работает магистраль слива топлива в бензобак ("обратка").
Как работает обратка системы питания двигателя 21083 с карбюратором Солекс.
При работе двигателя автомобиля бензонасос создает определенное давление в топливоподающей магистрали до игольчатого клапана в поплавковой камере карбюратора. Это давление, в большинстве случаев, избыточно для его нормальной работы (возможно его приоткрытие и как следствие «перелив топлива»).
Для предотвращения таких негативных последствий лишний бензин сбрасывается через топливоотводящий штуцер, имеющий калиброванное отверстие (жиклер) назад в обратную магистраль и далее в бензобак. Тем самым обеспечивается нормальная работа карбюратора и двигателя автомобиля. Помимо этого, за счет постоянной циркуляции происходит охлаждение бензонасоса и проходящего через него топлива, удаляются воздушные пробки из бензонасоса и топливоподающей магистрали.
Калиброванное отверстие в топливовозвратном штуцере, дозирующее объем сливаемого топлива, обеспечивает автоматическое поддержание необходимого давления перед игольчатым клапаном карбюратора.
Признаки неисправности "обратки".
1. Двигатель автомобиля не запускается, либо запускается, но с трудом.
Холодный еще более менее, а вот прогретый с первой попытки завести не удастся.
2. Переливает карбюратор.
Как минимум бензин заливает свечи зажигания. Как максимум карбюратор внутри весь в бензине.
3. Двигатель троит на холостом ходу и пытается заглохнуть.
Холостой ход не устойчивый, регулировке винтами "качества" и "количества" подается с трудом или вообще не поддается.
4. Двигатель глохнет при сильном прогреве и запускается только когда остынет.
Особенно часто такая неисправность приключается при движении в городском режиме (в пробках, во время стоянки на светофоре) в жаркую летнюю погоду.
Причины неисправности "обратки"
Основные неисправности сливной магистрали системы питания карбюраторного двигателя ("обратки") – это ее засорение и выход из строя обратного клапана.
В следствии чего сливная магистраль перестает нормально функционировать и стравливать бензин из карбюратора в топливный бак. При этом возрастает давление топлива на игольчатый запорный клапан (предельно допустимое 0,2 - 0,3 кгс.м) и он начинает пропускать его в поплавковую камеру.
Уровень в ней поднимается выше нормы, вызывая попадание лишнего топлива через систему ГДС карбюратора в двигатель. Топливная смесь сильно обогащается. Как следствие залив свечей зажигания и перебои в работе двигателя на разных режимах.
Помимо прочего бензонасос сильно перегревается из-за отсутствия циркуляции. В нем и подающей магистрали образуются воздушные пробки. Двигатель глохнет.
Что делать если имеются признаки неисправности "обратки"?
- Нужно снять и продуть обратный клапан сливной магистрали. Исправный клапан легко продувается ртом только в одном направлении (указано стрелкой на его корпусе). Неисправный не продувается ни в каком направлении. В случае обнаружения неисправности его нужно заменить.
- Помимо этого можно продуть обратную магистраль при помощи насоса от карбюратора в направлении к бензобаку. При снятой с его заливной горловины крышке.
В случае засорения нужно провести ее прочистку.
- Если заглох горячий двигатель в пробке быстро восстановить работоспособность бензонасоса, помогает мокрая тряпка, положенная на бензонасос сверху.
Примечания и дополнения
- Помимо перечисленного выше система возврата топлива в бензобак предотвращает резкое увеличение давления топлива на игольчатый клапан карбюратора после остановки двигателя автомобиля.
- Возрастание давления топлива на входе в карбюратор может так же случиться по причине неисправности клапанов бензонасоса или неправильной регулировки его привода.
Что можно почитать еще по ремонту и обслуживанию автомобилей с пробегом на нашем канале? Вот несколько статей.
- Для чего нужен и как работает эконометр в комбинации приборов?
- Почему и куда пропадает давление в топливной рампе двигателя автомобиля?
- Как и зачем следует прочищать маслоотделитель двигателя?