Убийство израильскими силовиками Фаваза Хамаеля потрясло город, ставший символом сопротивления сионистской оккупации
У многих в Бейте, городе с населением около 15 000 человек на севере Западного берега, убийство израильскими силами безопасности Фаваза Хамаеля на прошлой неделе оставило чувство коллективной осиротелости. «Мы потеряли душу Бейты. Он был всем для всех», — сказал его племянник Ахмад о 47-летнем отце троих детей, который был столпом сплоченного сообщества.
Он был смертельно ранен в результате того, что силы безопасности назвали «контртеррористической операцией» в Бейте и других местах на севере Западного берега.
Фаваз был известен своими протестами против оккупации. Он играл активную роль как националист, одновременно как чиновник, занимающийся делами Иерусалима в Палестинской автономии, активист организации «Фатх» президента Палестины Махмуда Аббаса и движущая сила упорного сопротивления Бейты усилиям по созданию нового поселения на ее земле. «Он определенно был примером для молодежи и пожилых людей», — сказал Ахмад.
Но ни этот человек, ни его город не имели четкой связи с недавним всплеском кровопролития, включая убийство трех человек в тель-авивском баре в начале этого месяца.
Заместитель мэра Бейты Мохаммед Хамайель, дальний родственник Фаваза, который был с ним в момент, когда его застрелили, сказал, что он не представлял угрозы. По словам заместителя мэра, он вышел на улицу, услышав о раненых палестинцах, чтобы определить, есть ли другие раненые жители, и сделать снимки. Фаваз рассылал фотографии из Бейты в новостные агентства.
В ответ на запрос израильская армия намекнула, что Фаваз был участником жестоких беспорядков, в ходе которых палестинцы бросали камни и бутылки с зажигательной смесью.
Смерть наступила после 11 месяцев, в течение которых жители Бейты выдерживали неимоверные усилия сопротивления, бросая камни и катя горящие шины против солдат, охранявших пустующие здания запланированного еврейского поселения. По словам палестинцев и израильских активистов солидарности, войска применяли слезоточивый газ, металлические пули с резиновым покрытием, а иногда и боевой огонь снайперов.
Фаваз помог организовать и задокументировать акции протеста, которые проводились каждую пятницу после молитв в мечетях. Скорбящие сказали, что у него отличная память, а также он был городским «архивом», зная даты смерти всех «мучеников» Бейты, включая девятерых, застреленных силами безопасности во время протестов.
13 апреля, когда напряженность на Западном берегу и в Иерусалиме возросла, Фаваз, как обычно, проснулся очень рано, чтобы прибраться в мечети Османа ибн Аффана до прибытия имама. Вскоре после этого сотни израильских военных, по словам местных жителей, прибыли в Бейту и ее окрестности.
По словам вице-мэра, во время рейда семеро жителей Бейты получили ранения, одному из них попали в глаз, а другому - в голову. Он сказал, что четыре человека были арестованы и позже освобождены, добавив, что силы безопасности преследовали Бейту из-за ее сопротивления строттельству еврейского поселения. «Они крадут нашу землю. Как мы можем это принять? - сказал. - Это усилит нашу враждебность к израильтянам и нашу решимость обрести свободу и достойно жить на нашей земле».
Вице-мэр назвал рейд «системным терроризмом».
На похоронах Фаваза Хамаеля присутствовали три тысячи человек, в том числе высокопоставленные чиновники Палестинской автономии. Но друзей и родственников, собравшихся во вторник в доме брата Фаваза Азиза, это мало утешило.
— Почему они вообще пришли сюда? — плакала пожилая мать Фаиза. — Почему нас провоцируют? Мы ничего не делали.
Смысл был в том, что палестинцы потеряли подлинного и законного лидера на низовом уровне.
Родственник показал фотографию Фаваза, сидящего за рабочим столом в костюме и галстуке в штаб-квартире мухафазы Иерусалим, где он был директором по связям с общественностью. По словам его брата, его обязанности были разнообразными, в том числе помощь наркоманам.
Его 16-летний сын Кайс улыбнулся, похоже, еще не осознав огромной потери: «Я обещаю перед всеми вами, что сделаю все возможное, чтобы усердно учиться в школе, чтобы я мог выучиться на врача, как хотел папа», - сказал он.
Бейта стала для палестинцев символом народного сопротивления израильской оккупации. Но это было достигнуто огромной ценой.
По словам координатора ООН по гуманитарным вопросам в Иерусалиме, с мая прошлого года в Бейте было зафиксировано более 1200 огнестрельных ранений палестинцев от израильских металлических пуль с резиновым покрытием и боевой стрельбы. Некоторые люди были ранены более одного раза. По данным местного муниципалитета, около 150 жителей Бейты в настоящее время стали инвалидами из-за израильского огня.
С точки зрения Бейты, мир придерживается двойных стандартов в отношении палестинцев. «Здесь, в Палестине, людей убивают, а международное сообщество молчит. Израиль выше закона. Мы такие же люди, как и украинцы, но Израиль никто не порицает», — сказал Азиз Хемаэль.
ЦАХАЛ заявил, что во время «контртеррористической» операции 13 апреля в Бейте десятки палестинцев устроили беспорядки и забросали солдат камнями и бутылками с зажигательной смесью. «Солдаты ответили средствами разгона массовых беспорядков и боевыми патронами. Установлено попадание». А вот по словам палестинцев, почти все населенные пункты на Западном берегу, подвергшиеся в последнее время нападениям, не были связаны с терактами в Израиле.
Менахем Кляйн, почетный профессор университета Бар-Илан недалеко от Тель-Авива и приглашенный профессор кафедры военных исследований Королевского колледжа Лондона, сказал, что цель рейдов заключалась в том, чтобы «удержать» палестинцев. «Показать, что армия всемогуща, и восстановить контроль».