Е. В. Суровцева, кандидат филологических наук, профессор Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, surovceva-ekaterina@yandex.ru Проблемы комментирования исторического произведения (на материале рассказа «Державные братья» Николая Толстикова) В русле современной иерейской прозы создан исторический рассказ вологодского священника Николая Толстикова «Державные братья». Данный текст, как и образцы упомянутого направления в русской словесности, рекомендуется изучать в школе и вузе как российским, так и иностранным обучающимся. Этот небольшой по объему рассказ, несущий мощный нравственный заряд, заслуживает подробного исторического комментария (действие происходит в конце XV — начале XVI века), лингвистического анализа (историзмы, церковная лексика, устаревшие грамматические формы), а также богословских пояснений. Ключевые слова: современная русская литература, иерейская проза, Николай Толстиков, исторический рассказ, преподавание русской литературы, русский язык как иностранный, исторический комментарий, лингвистический комментарий, богословский комментарий. Одной из особенностей литературного процесса 2000-х годов является тот факт, что в современной русской светской словесности активно работают священники. Некоторые критики даже заговорили о феномене «иерейской прозы», отличительным свойством которой является не «профессиональная» принадлежность их авторов, а особый взгляд на человеческую личность и мироздание: «…для “иерейской прозы” характерно стремление высветлить в душе героя доброе начало, которое связывает его с Богом. Потому-то даже чисто светский сюжет здесь все равно подается в духовной перспективе» [1]. На наш взгляд, данный материал необходимо изучать в российских школах и вузах [2] и в иностранной аудитории [3]. Основной корпус текстов, относящихся к иерейской прозе, написан на современном материале, однако в него входят также произведения на исторические темы. Таков, например, рассказ вологодского священника Николая Толстикова «Державные братья» (публикацию рассказа см. в [4]). В этом рассказе описаны княжеские междоусобицы конца XV — начала XVI века — славной и трагической эпохи нашей страны, когда клонилось к концу татаро-монгольское иго. Небольшой по объему текст разбит на пять микроглавок. В первой из них «(В лето 1491 от Р.Х.) Сыновья» описывается арест двух малолетних княжичей — Ивана и Дмитрия. Во второй главке «(В лето 1491 от Р.Х.) Отец» речь идет о посещении князем Андреем Угличским своего старшего брата Иоанна Васильевича и об аресте Андрея Иоанном. Третья главка «(В лето 1493 от Р.Х.) Испитая чаша» повествует об арестованном князе Андрее, которого посещает и отравляет боярин Семен Ряполовский (ведь Андрей не поторопился к Иоанну на Угру, «с Литвою вместе с Борисом… якшался» и вполне может затеять очередную междоусобицу ради московского престола). В четвертой главке «(В лето 1527 от Р.Х.) Страдальцы без вины» говорится о содержащихся в заключении в монастыре под Вологдой Иване и Дмитрии, об их надеждах на то, что прибывающие в Вологду государь Василий Иоаннович и его супруга Елена вспомнят о них и освободят от смерти Ивана. В последней, пятой, главке «(В лето 1528 от Р.Х.) Крест» рассказывается о приезде великого князя с женой в Вологду на Рождество и о скором отъезде четы, так и не вспомнившей об узниках. Изучая «Державных братьев» на занятии по русской литературе или по русскому языку (в иностранной аудитории), необходимо прежде всего подробно воссоздать историческую канву описываемых событий. Иоанн III Васильевич, ставший московским князем, и Андрей Угличский — сыновья упоминаемого в рассказе Василия Темного. Толстиков называет и еще одного брата — Бориса, клонившегося к союзу с Литвой и погибшего при странных обстоятельствах после знаменитого «стояния на Угре» (эти события также поименованы в рассказе), и двоюродных братьев Дмитрия Шемяку и Василия Косого. После кончины Иоанна III московским князем стал Василий Иванович, двоюродный брат сыновей Андрея Угличского. 155 После анализа исторического рассказа следует переходить к рассмотрению языковых сложностей текста. Как и любой исторический рассказ, «Державные братья» содержат в себе целый ряд историзмов — боярин, государь, грамота-басма, дворня, княжич, князь, отрок, ратник, темница, удел, челобитная, челядь. Несколько меньше в тексте устаревшей лексики — очи, сей, уста, чрево. Содержит текст и пласт церковной лексики — архиерей, икона, игумен, клобук, монастырь, поп, постриг, страстотерпец. Имя Дмитрий в рассказе употребляется исключительно в церковной форме Димитрий. Отдельного комментария потребуют и особые грамматические, словообразовательные и лексические варианты («Лес порасступился»; боярин Семен спрашивает: «Неуж испужался, князеюшка?»; Иван говорит: «…монасем пред Господом хочу предстать»; назовем также звательный падеж — княже, отче). Хотелось бы отметить лексему прелесть («Несть числа прелестям разным…», «прелести мирские»), которая употребляется в тексте в исходном значении, а не в том, в котором это слово известно носителям современного русского языка. Разумеется, степень подробности и обстоятельности лексического комментария сильно варьируется от того, в какой аудитории мы анализируем данный текст — так, русскоязычным ученикам вряд ли нужно подробно объяснять, кто такой князь или что такое икона, а иностранцам обстоятельные комментарии необходимы, тем более что иконопочитание, например, является особенностью православия, не свойственно даже иным христианским конфессиям — ни католицизму, ни тем более протестантизму и поэтому может вызвать дополнительные трудности в восприятии текста (отметим, что автор рассматриваемого текста упоминает также и особый тип иконы Богородицы — «Всех Скорбящих Радосте»). Рассказ «Державные братья» несет мощный нравственный заряд. Иван и Дмитрий в страшном, безнадежном заключении не превратились в животных благодаря вере (в тексте говорится, что они молятся перед иконой Богоматери «Всех Скорбящих Радосте», подаренной им их отцом) и силе духа. Более того, Иван даже полагает, что благодаря «державной воле» дяди он с братом страдает за Христа, а на воле были бы они обычными удельными князьями, готовыми ради власти за братоубийство и на клятвопреступление. В финале рассказа Дмитрий находит в себе силы смириться со своей участью и окончательно забыть об «усладах и прелестях мирских, коих возжаждал», и обращается к Всевышнему с молитвой не карать обидчиков. Стражник, свидетель этой молитвы, дает обет уйти в монастырь и описать житие охраняемых им двух братьев. Рассказ священника Николая Толстикова «Державные братья», относящийся к иерейской прозе, создан в русле лучших традиций русской классической прозы, повествует о важном и сложном периоде русской истории, который должен знать любой россиянин и интересующийся русской культурой, написан прекрасным языком и несет нравственный и воспитательный потенциал. Поэтому его можно смело рекомендовать для преподавания в школе и вузе и россиянам, и иностранцам. Список использованной литературы 1. Каплан В. Иерейская проза // Фома. 2010. № 1 (81). 2. Суровцева Е. В. Иерейская проза в контексте духовно-нравственного воспитания на уроках литературы // Духовно-нравственные и идеологические проблемы в современном обществе : сб. ст. / под общ. ред. Н. А. Саркаровой. Махачкала : АЛЕФ, 2020. С. 253—260. 3. Суровцева Е. В., Полищук Е. В. Иерейская проза в иноязычной аудитории: вопросы преподавания // Слово. Грамматика. Речь. М. : МАКС Пресс, 2015. Вып. 16. Материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. «Текст: проблемы и перспективы. Аспекты изучения в целях преподавания русского языка как иностранного». С. 593—595.