Найти тему
Любопытный

Станислав Петров: Как русский военный предотвратил ядерную войну и спас 200 миллионов человек

Станислав Петров был подполковником советских Войск ПВО, который вполне мог бы прожить успешную, но исторически ничем не примечательную жизнь. Но 26 сентября 1983 года непредвиденное стечение обстоятельств привело к тому, что он предотвратил ядерный армагеддон и спас сотни миллионов жизней.

В тот роковой день Петров работал в советском центре управления, когда система предупреждения предупредила его о серии приближающихся американских ядерных ракет. Но вместо того, чтобы выполнить приказ и нанести контрудар по США, Петров выжидал, и выяснилось, что предупреждение было ошибкой.

Даже в напряженной истории возможных ядерных атак во время холодной войны история Станислава Петрова выделяется как особенно ужасающая. Возможно, учитывая масштабы катастрофы, которую предотвратил его хладнокровный героизм, его имя следует прославлять более широко.

Угроза армагеддона

Со времен Второй мировой войны угроза ядерного уничтожения никогда полностью не исчезала с мировой арены, но также верно и то, что определенные моменты во время холодной войны выделяются как особенно ненадежные. Во время кубинского ракетного кризиса было по крайней мере несколько моментов, когда напряженность едва не переросла в полномасштабную ядерную катастрофу, а компьютерный сбой в штаб-квартире Североамериканского командования воздушно-космической обороны (НОРАД) в 1979 году был тревожно близок к тому, чтобы спровоцировать пуск ракет США и ответный ядерный ответный удар.

В некотором смысле такие близкие вызовы, как сбой NORAD, особенно ужасны, потому что они создают впечатление, что компьютерная ошибка или маловероятный набор совпадений могут в любой момент погрузить мир в ядерный армагеддон. С некоторой натяжкой мы можем быть в состоянии убедить себя, что мировые лидеры не будут действовать опрометчиво и рисковать взаимно гарантированным опустошением, но насколько мы можем быть уверены, что случайная ошибка не спровоцирует случайную ядерную войну? История Станислава Петрова определенно свидетельствует о том, что такой поворот событий возможен.

'Запуск'

26 сентября 1983 года подполковник Станислав Петров из Войск ПВО СССР посмотрел на свой экран и увидел леденящее душу сообщение. Перед ним стояло слово «Запуск». Это было ужасно недвусмысленно: система раннего предупреждения о ракетном нападении Советского Союза сообщила ему, что была запущена американская межконтинентальная баллистическая ракета (МБР). Ядерная политика Советского Союза требовала, чтобы ответные действия были мгновенными.

-2

Настойчиво взвыла сирена, и система раннего оповещения сообщила, что обнаружены вторая, третья, четвертая и пятая ракеты. Статус чрезвычайной ситуации повышен с «Запуск» до «Ракетный удар». Петров знал, что ему предстоит принять самое важное решение в своей жизни. Ужасающей информации, которую ему передавали, был присвоен «самый высокий» уровень достоверности, и у него были все данные, необходимые для того, чтобы убедить начальство в том, что необходимо предпринять срочные ядерные действия.

Взаимно гарантированное уничтожение

Петров осознавал серьезность положения, в котором он оказался. Он знал, что советский протокол в таком случае требует почти мгновенного возмездия. Принцип гарантированного взаимного уничтожения, на котором основывалась практика балансирования на грани войны в период холодной войны, опирается на системы раннего предупреждения, подобные той, которая сообщила Петрову о том, что в настоящее время в Россию направляются пять американских мини-ракет. Согласно доктрине MAD, Россия теперь была вынуждена нанести ответный ядерный удар.

Во всяком случае, от Петрова требовалось бить тревогу. Но он не был убежден, что должен. Вспоминая этот душераздирающий момент в 2013 году, Петров сказал Би-би-си: «Все, что мне нужно было сделать, это дотянуться до телефона; поднять прямую линию до наших высших командиров. Но я не мог двигаться. Мне казалось, что я сижу на раскаленной сковороде». В это мгновение вся планета села вместе с Петровым на раскаленную сковороду.

-3

Ставки были невообразимо высоки, и Петрова вряд ли можно было упрекнуть в том, что он предположил худшее. Советско-американские отношения ухудшились во время правления президента Рейгана до такой степени, что Кремль был готов к ядерному удару. Эксперт по холодной войне Брюс Дж. Блэр утверждает, что «русские [Советы] видели, как правительство США готовилось к нанесению первого удара во главе с президентом Рональдом Рейганом, способным отдать приказ о первом ударе».

Время предупреждения сделало решение Петрова особенно чреватым. Ядерное балансирование Рейгана на грани войны означало, что СССР был готов нанести ответный удар. Это была неожиданная ситуация, и у Петрова были веские основания полагать, что оповещение начальства почти наверняка приведет к срочным ответным действиям.

Катастрофа предотвращена

К счастью, чутье Петрова подсказывало ему, что что-то не так. Он решил не поднимать тревогу. Несмотря на преобладающее мнение, что ядерный удар вполне может быть неизбежен, и переданную ему информацию, утверждающую, что такая атака действительно имела место, Петров принял хладнокровное решение.

Тот факт, что вы читаете о мужском подвиге, а не о самой большой катастрофе, постигшей человечество, означает, что вы, вероятно, уже поняли, что Петров поступил правильно. Выяснилось, что ложные срабатывания были вызваны редким выравниванием солнечных лучей на высотных облаках, что сбивало с толку советские спутники.

Позже Петров объяснил, что, несмотря на достоверность системы раннего предупреждения, информация не совпадала с отчетами операторов спутниковых радаров, которые сказали ему, что они не обнаружили никаких ракет. Еще одним источником скептицизма стал удивительно небольшой масштаб предполагаемой атаки — пять ракет. Петрова приучили ожидать, что первый удар при ядерной атаке США будет массированным.

Подсчитано, что в результате советского ядерного удара по США в 1983 году погибло бы от 82 до 180 миллионов человек. И, конечно же, логика БЕЗУМИЯ обеспечила бы такой же сокрушительный ответ: контрудар США унес бы жизни от 54 до 108 миллионов человек. Вполне возможно, что Станислав Петров предотвратил гибель от 136 до 288 миллионов человек.

Так же советую прочесть - 10 фактов о НАТО: участники, политика - простыми словами

Подписывайтесь на канал – впереди еще много любопытного!