Найти в Дзене
Белорус и Я

Академик ПОТАПОВ: У Земли есть свой мозг

Год назад ушёл из жизни пожалуй величайший нейрохирург современной России, директор Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко академик РАН Александр ПОТАПОВ. Незадолго до ухода он рассказал нам о том, как проходят операции на мозге, где в нём "живёт" сознание и есть ли мозг у нашей планеты Вам не больно? Мозг человека – уникальное создание природы. Орган, в котором рождается и живёт ещё более сложная структура – сознание. Об их связи и взаимодействии мы поговорили с человеком, который ежедневно буквально «ремонтирует» людские умы, – директором Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии им. академика Н. Бурденко, академиком РАН Александром ПОТАПОВЫМ. – Александр Александрович, в середине 20-х годов прошлого века профессор Войно-Ясенецкий, будущий епископ Симферопольский и Крымский Лука, будущий лауреат Сталинской премии, на судебном процессе на вопрос известного большевика Якова Петерса, как же он верит в Бо
Оглавление
Год назад ушёл из жизни пожалуй величайший нейрохирург современной России, директор Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии имени академика Н. Н. Бурденко академик РАН Александр ПОТАПОВ. Незадолго до ухода он рассказал нам о том, как проходят операции на мозге, где в нём "живёт" сознание и есть ли мозг у нашей планеты

Вам не больно?

Мозг человека – уникальное создание природы. Орган, в котором рождается и живёт ещё более сложная структура – сознание. Об их связи и взаимодействии мы поговорили с человеком, который ежедневно буквально «ремонтирует» людские умы, – директором Национального медицинского исследовательского центра нейрохирургии им. академика Н. Бурденко, академиком РАН Александром ПОТАПОВЫМ.

– Александр Александрович, в середине 20-х годов прошлого века профессор Войно-Ясенецкий, будущий епископ Симферопольский и Крымский Лука, будущий лауреат Сталинской премии, на судебном процессе на вопрос известного большевика Якова Петерса, как же он верит в Бога, когда его не видел, ответил: «Я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил». С тех пор прошло уже почти столетие, может быть, что-то изменилось в нейрохирургии и вам удалось разглядеть ум, а то и личность человека?

– Очень интересный вопрос. Вряд ли кто-то возьмёт на себя смелость сказать, что знает, как работает мозг, но мы находимся в процессе постоянного познания его работы. Несколько лет назад на одной из международных конференций Mental Recovery «Восстановление мозга» (после операций и тяжелых травм) мы попросили нейрохирурга, который делает много операций на срединных структурах сделать доклад на тему «Мозг и сознание». И он сказал, по сути, то же, что и профессор Войно-Ясенецкий: «Я много раз оперировал на стволе мозга и ни разу не видел структуры, которая подтвердила бы, что там находится сознание и она является основой его формирования».

Вселенная вообще состоит из нескольких отдельных базовых элементов, это пространство, время, материя и сознание. Каждый имеет свою степень свободы. В процессе зарождения жизни на Земле, а в последующем – формирования земной ноосферы сознание первобытных людей было ограничено той областью, где они обитали. По мере расширения среды обитания расширялось и сознание. Люди добывали пищу собирательством и охотой, начали действовать коллективно, помогая друг другу. Естественно, менялась их свобода сознания. На каком-то этапе сознание вышло за пределы планеты, человек понял, что Земля – это только малая часть Вселенной, есть другие миры, другие звёзды и планеты, возможно, другое бытие и другое сознание.

Сон разума

– Если нейрохирург работает с мозгом, следовательно, он работает и с сознанием?

– Да. Нейрохирургия вообще достаточно прикладная наука. Настоящий прорыв в понимании работы мозга произвели рентгеновские и магнитные компьютерные томографы, которые позволили увидеть анатомию работающего мозга, понять, какие структуры включаются при той или иной его деятельности. Современная нейрохирургия использует эти знания в процессе лечения тяжёлых заболеваний мозга, особенно если мы используем принцип хирургии в сознании.

– Вы хотите сказать, что можно проводить операции на мозге человека, находящегося в полном сознании?

– Именно. Краниотомия (трепанация черепа), когда у нас есть практически полный контакт с пациентом, когда он находится в сознании, – интереснейшая тема в нейрохирургии. В нашем институте эта методика используется уже более 20 лет. Начинал её нейрохирург профессор Валерий Александрович Лошаков. Сегодня эта некогда прорывная методика в нашем центре стала уже рутинной.

– И как проходит такая типичная прорывно-рутинная операция? Неужели пациент чувствует, как хирург вскрывает ему череп?

– Есть несколько вариантов. Наиболее гуманный и безболезненный алгоритм: наркоз – сознание – наркоз. Чтобы подойти к основному этапу операции и обеспечить достаточно хороший уровень сознания, первая часть проходит под общей анестезией. Выполняется трепанация, вскрывается твёрдая оболочка, и после этого пациента будят. Достигается полный вербальный контакт, который позволяет контролировать речевые, двигательные и чувствительные функции. Сама операция проводится уже в сознании.

Операция на мозге – пожалуй, вершина современной хирургии. Фото: simptomyinfo.ru
Операция на мозге – пожалуй, вершина современной хирургии. Фото: simptomyinfo.ru

– Полагаю, пациенту не очень приятно ощущать, что кто-то копается в его голове…

– Всё зависит от пациента и от его подготовки. До операции с ним обязательно долго беседует нейрохирург. У пациента должно быть полное понимание, зачем это нужно. Кроме того, до операции с ним обязательно беседуют анестезиолог и нейропсихолог. Во время операции всё происходит в альянсе нейрохирурга, анестезиолога и нейропсихолога. Обязательно участие нейрофизиолога, поскольку с помощью электрофизиологических методов мы тестируем сначала корковые зоны, определяя, где находится корковое представительство, и в это же время тестируем пациента, задавая вопросы, показывая картинки, слушаем его рассказы. При этом каждый участник команды испытывает такой же стресс, как и пациент.

– В классическом варианте, когда пациент спит, врачу легче?

– Конечно. Если пациент спит, то есть сознанием не присутствует на операции, ты понимаешь, что управляешь ситуацией искусственно. За пациента дышит аппарат, давление и пульс поддерживают лекарственные препараты, твои действия не могут причинить пациенту боль. Когда ты общаешься с пациентом, оперируешь его в сознании, он может покашлять, у него может возникнуть тошнота или рвота. В результате может возникнуть пролабирование мозга, грубо говоря, его выпячивание в операционную рану, – крайне рискованная ситуация, которая может вызвать кровотечение и осложнение. Это очень серьёзный стресс для оперирующего хирурга, но сегодня мы научились предупреждать эти ситуации.

Нервные клетки восстанавливаются

– Обычно чем сложнее система, тем легче её сломать. Но, похоже, на суперсложный мозг это не распространяется. Известен случай, когда в 2009 году женщина в Миссисипи получила пулевое ранение в голову, однако не просто выжила, но даже предложила чай приехавшим по вызову полицейским. Один из лидеров антигитлеровского заговора 20 июля 1944 года, нацистский генерал Людвиг Бек, пытаясь покончить жизнь самоубийством, дважды выстрелил себе в голову и дважды остался жив. Солдат Борис Бутаков во время войны получил тяжёлое проникающее ранение головы, но выжил, стал известным мультипликатором, создавшим «Конька-Горбунка», «Приключения Буратино» и «Маугли»...

– Мозг – удивительно пластичная система. У ребёнка могут быть врождённые аномалии, скажем, у него может отсутствовать объединяющее два полушария мозолистое тело, и, несмотря на это, он может развиваться и даже достичь определённых успехов в жизни. Когда появились первые компьютерные томографы, мы были удивлены, случайно выяснив, что у одного из пациентов нет части полушария. А он учёный, профессор! Нервная система, и мозг в том числе, удивительно пластична, и после ряда заболеваний мы видим, как другие структуры берут на себя его утраченные функции. Одна из интереснейших тем – существует ли нейрогенез, появляются ли новые нейроны в мозге взрослого человека.

Мозг человека – Вселенная, обращённая внутрь. Фото: proza.ru
Мозг человека – Вселенная, обращённая внутрь. Фото: proza.ru

– Всегда говорили, что «нервные клетки не восстанавливаются».

– Была такая аксиома, пока в последней трети XX века не появились публикации, показывающие, что ситуация не так очевидна. Оказалось, что особенно у детей и молодых людей в определённых структурах мозга нервные клетки всё-таки восстанавливаются. Сегодня с помощью методов МРТ после удаления опухоли мы видим, как мозг восполняет часть, которая была утрачена из-за развития онкологии, как восстанавливаются речь и другие его функции.

– Если мы можем восстанавливать речь, возможно ли восстановление или просто улучшение, скажем, памяти, слуха или цветовосприятия?

– В нашей специальности есть такой раздел – функциональная нейрохирургия, которая нацелена на изменение и восстановление функций мозга оперативным путём. Наиболее яркий пример – паркинсонизм, при котором страдают очень многие функции, в том числе движения. Нарушается плавность, появляются ригидность, тремор. На фоне приёма больших доз лекарственных препаратов нарушаются и другие функции, включая память. Используя возможности функциональной нейрохирургии, мы можем параллельно уменьшать дозы химических лекарственных препаратов и наблюдать улучшение памяти, движения, зрения.

– Может, и из комы человека так можно вывести?

– Попытки включить человеку сознание такими методами проводились. Одну из таких операций мы провели известному генералу, который после покушения в 1995 году получил тяжёлую взрывную травму. Долгое время он находился в коме, перешёл в вегетативное состояние. Мы имплантировали ему нейростимулятор, и он буквально на операционном столе стал открывать глаза в ответ на включение стимулятора и закрывать при его выключении. Это был очевидный эффект, и мы были уверены, что включили ему не только бодрствование, но и сознание. Но наблюдение за ним в течение многих последующих лет показало, что максимум, чего мы сумели достичь, – переход из вегетативного состояния в состоянии минимального сознания.

– Генерал сейчас жив?

– Да. Он не может разговаривать и двигаться, однако реагирует на речь других людей мимикой, иногда слабыми взмахами руки, понимает написанные на бумаге простые тексты.

– По моему мнению, это больше успех, чем неудача.

– Но мы ждали большего. Однако мировой опыт, в том числе и этот наш небольшой, показывает, что нейрохирургическое вмешательство – один из инструментов, который позволит нам влиять на уровень не только бодрствования, но и сознания.

-4

Думай, продлевай жизнь

– У вас на полке стоит книжка «Картирование мозга». То есть карты мозга уже существуют. Много ли на них белых пятен?

– Конечно. В мозге сто с лишним миллиардов нейронов, и каждый из них для нас загадка. Каждый нейрон имеет 10 тысяч отростков, связей. Это неимоверное число сочетаний, сравнимое, а возможно, превосходящее число атомов во Вселенной. И они постоянно перестраиваются, создают новые связи. У канарейки, когда она поёт новую песню, рождаются новые нейроны.

– У канарейки, получается, нервные клетки тоже восстанавливаются?

– Да, у таких животных нейрогенез доказан. Чтобы создать новую песню, у птиц появляются новые нейроны и создаются новые связи. Есть типичные трели, повторы, а есть птицы, которые каждый раз поют новую песню, и у них рождаются новые нейроны и новые связи. Это бесконечный процесс.

– То есть петь полезно?

– Петь полезно, думать полезно, учиться и изучать полезно, работать полезно. Доказанный факт: люди, у которых мозг постоянно работает, которые постоянно думают, ищут, познают, такие люди живут дольше.

– Хочешь долго жить – нужно почаще ребусы разгадывать и головоломки решать?

– В том числе. Мышцы от любой нагрузки становятся крепче, работают эффективнее. То же верно и в отношении мозга. Сонный мозг не развивается и недолго живёт. Мозг работающий, постоянно находящийся в развитии, в обучении, познании, работе, – залог того, что человек будет долго жить.

– Мозг – это зеркало мира или целый мир. Когда-то Достоевский сказал, что мир спасёт красота...

– Я абсолютно уверен, что нейронаука или наука о мозге человека с эстетической точки зрения очень элегантная и бесконечная тема для исследования. Мозг сам по себе уникальное явление природы, он бесконечен и в своей красоте. Чем больше мы его познаём, тем больше понимаем, насколько в нём всё красиво и гармонично устроено.

– Природа создала уникальное произведение искусства, равное которому невозможно представить.

– Но мы можем говорить о ещё более сложном объекте, о мозге не человека, но человечества. Это сотни миллиардов нейронов, помноженные на семь миллиардов населения планеты. В этом варианте планетарное сознание обеспечивается бесконечным количеством развивающихся людей, которые находятся в сознании, понимании, желании увидеть новое, двигаться вперёд, осваивать неизведанное.

– Мы представляем собой мозг планеты?

– Мы нейроны в гигантском мозге планеты, галактики, Вселенной. И это действительно великое, а возможно, и величайшее из творений.

А как вы считаете, есть ли сознание у нашей планеты? Пишите в комментариях👇👇👇, давайте спорить. Нам важно знать ваше мнение!

Беседовал Валерий ЧУМАКОВ

© "Союзное государство", № 3, 2018

Материал дан с незначительными сокращениями. Хотите полную версию – пишите в личку!

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь и поставьте лайк!

Другие материалы нашего портала о
Науке Союзного государства смотрите здесь

ТОП-3

Жорес Алфёров: "Не мог же я после этого сказать Черномырдину: катись со своим "Домом" подальше"
Белорус и Я15 марта 2021
Три важных мегапроекта, которые могут вывести Россию и Беларусь в лидеры экономического роста
Белорус и Я20 января 2021